ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1. 2006 Г. (стр.41-52)
«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №1. 2006 Г. (стр.41-52)
О некоторых проблемах создания и применения стратегических резервов
Генерал-лейтенант в отставке Е.И. МАЛАШЕНКО, кандидат исторических наук
МАЛАШЕНКО Евгений Иванович родился в 1924 году. С 1941 года - в Вооруженных Силах СССР. Во время Великой Отечественной войны - в действующей армии, командир взвода, разведывательной роты, начальник разведки морской стрелковой бригады, стрелковой и воздушно-десантной дивизий. После войны окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Служил на должностях заместителя начальника штаба корпуса, армии, округа. Возглавлял оперативную группу штаба Особого корпуса в Будапеште в 1956 году и штаб Главного военного советника в Египте после шестидневной арабо-израильской войны 1967 года.
В последующем занимал должности начальника штаба Прикарпатского военного округа, заместителя начальника штаба Объединенных вооруженных сил государств - участников Варшавского договора, работал в центральном аппарате Министерства обороны, являлся консультантом Центра оперативно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
ОПЫТ войн, и особенно Великой Отечественной, показал важное значение стратегических резервов. В годы Великой Отечественной войны создавались резервные фронты и армии, в том числе танковые и воздушные, резервные соединения и части видов Вооруженных Сил и родов войск, а также накапливались запасы материальных средств (вооружения, боеприпасов, ГСМ и т. п.). Только в первом периоде войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) было сформировано пять резервных фронтов, в Сухопутных войсках - 30 управлений армий, 367 стрелковых дивизий и более 830 других соединений и частей родов войск.
Использование стратегических резервов позволяло компенсировать просчеты, обусловленные несвоевременным приведением советских Вооруженных Сил в боевую готовность накануне войны, восстанавливать прорванный фронт обороны, усиливать наступающие группировки войск и восполнять боевые потери. Ввод в сражение стратегических резервов во многом способствовал успеху операций, проведенных на важнейших направлениях.
В послевоенный период развитие Вооруженных Сил и оснащение их ракетно-ядерным оружием оказало существенное влияние на характер вооруженной борьбы и применение стратегических резервов. При выдвижении войск и вводе их в сражение требовалось осуществлять меры по защите от ядерного оружия, по восстановлению боеспособности, совершать марш своим ходом на большое расстояние, вступать в сражение с ходу.
В те годы Советский Союз, имея мощные Вооруженные Силы и значительное количество войск, был способен создавать и выдвигать стратегические резервы на ТВД для разгрома агрессора. В настоящее время Россия в силу разных причин, сократив свои Вооруженные Силы, подобных возможностей не имеет.
В современных условиях в связи с изменившимся характером войны, широким применением высокотехнологичных средств поражения актуальной и весьма сложной проблемой становится создание, выдвижение и применение стратегических резервов. Ее решение наряду с объективными причинами экономического плана усугубляется и недостаточностью проработки и развития теоретических положений и взглядов на использование стратегических резервов, которые не полностью соответствуют новым требованиям вооруженной борьбы. Научное решение этой крупной проблемы требует системного подхода к исследованию целого комплекса взаимосвязанных вопросов, основное содержание которых состоит, на наш взгляд, в следующем.
Во-первых, возрастание роли стратегических резервов и необходимость иного подхода к их созданию обусловлены, с одной стороны, существованием угроз безопасности РФ, наличием у потенциального противника боеготовых сильных группировок войск, оснащенных новейшими системами вооружения, вероятностью возникновения военных конфликтов с применением мощных обычных, в первую очередь высокоточных, средств поражения, а с другой стороны - ограниченными возможностями наших Вооруженных Сил по отражению агрессии и наращиванию усилий за счет подготовленных резервов.
Во-вторых, во всех видах военных конфликтов возникает объективная необходимость в проведении перегруппировок войск при отражении агрессии с различных направлений на обширной территории страны. Однако в настоящее время существует недостаточная готовность войск к таким действиям по причине их низкой мобильности и слабо развитой инфраструктуры на ТВД, уязвимой от средств поражения.
В-третьих, повышаются требования к применению стратегических резервов с использованием новых, более эффективных способов ведения операций и боевых действий, которые не нашли пока должного отражения в нашей теории и практике в связи с отставанием в вопросах применения высокоточного оружия и информационных технологий.
Таким образом, решение проблемы создания и применения стратегических резервов приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.
Ныне сохраняются, а на некоторых направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем на сегодняшний день их уровень относительно невысок. Однако негативное развитие ситуации в ключевых регионах мира, странах СНГ и приграничных с ними регионах может существенно изменить геополитическую обстановку и создать прямую угрозу безопасности Российской Федерации. А это не исключает возникновения вблизи государственной границы России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих ее интересы.
Озабоченность также вызывает наращивание многими странами своих вооруженных сил, оснащение их новым современным оружием и увеличение военных бюджетов. Так, расходы Пентагона в следующем финансовом году составят 408 млрд долларов. Объекты военной инфраструктуры НАТО приближаются к границам России. После окончания «холодной войны» США, используя изменившуюся военно-стратегическую ситуацию, стремятся путем развязывания локальных войн сохранить лидирующую роль в мире и упрочить свои позиции на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. Все это вызывает определенную настороженность и требует прагматического подхода к обеспечению безопасности России.
Характер войн и конфликтов будущего не вполне предсказуем и будет существенно отличаться от войн недавнего прошлого. Об этом свидетельствуют военные операции, проведенные США и их союзниками против Югославии, Афганистана и Ирака. Военно-политические цели в них достигались нанесением ударов ракетами морского и воздушного базирования с применением высокоточного оружия.
На наш взгляд, основное содержание будущих возможных войн первой четверти XXI века составит применение высокоточного оружия различного базирования и средств, основанных на использовании информационных технологий. Такая война может начаться с проведения воздушно-космических операций. Массированным ударам дальнобойного высокоточного оружия противника подвергнутся вооруженные силы, объекты экономики страны, ее инфраструктура, а также гражданское население, что окажет серьезное влияние на стратегическое развертывание вооруженных сил, мобилизацию, перегруппировки войск и весь ход вооруженной борьбы. Решающая роль будет принадлежать не многочисленным группировкам сухопутных войск, а прежде всего высокоточному оружию и информационным средствам. Вместе с тем массированное применение высокоточного оружия и завоевание господства в воздухе, как показали войны в Афганистане и Ираке, не отменяют необходимости проведения операций для завершения разгрома противника, закрепления успеха и непосредственного достижения военно-политических целей, главенствующую роль в которых будут играть наземные группировки.
Создание стратегических группировок
Разнообразие войн и вооруженных конфликтов требует новых подходов к проблемам создания и применения оперативно-стратегических группировок войск (сил), и стратегических резервов.
Россия имеет уникальное геополитическое положение. Она занимает обширную территорию, протяженность границ составляет более 64 тыс. км, чего не имеет ни одна страна мира. В ее недрах - богатейшие природные ресурсы. Основным средством сдерживания агрессии является ядерное оружие. Вместе с тем в вооруженных конфликтах и локальных войнах, в которых используются обычные средства поражения, особенно вблизи границ и внутри территории страны, его применение весьма проблематично. Кроме того, ядерное оружие может успешно выполнять задачу сдерживания только при наличии боеготовых сил общего назначения. Все эти обстоятельства требуют помимо ядерного оружия иметь на всех стратегических направлениях для отражения агрессии соответствующие задачам оперативные группировки войск (сил) и высокомобильные стратегические резервы.
По существующим взглядам, в состав группировок войск (сил) в первую очередь включаются соединения и части постоянной готовности различных видов и родов войск Вооруженных Сил, их основным компонентом являются общевойсковые соединения (части), а также высокоточные ударные огневые комплексы.
Помимо группировок войск (сил) постоянной готовности на стратегических направлениях предусматривается создание группировки войск (сил) резерва. Она может включать: общевойсковую резервную группировку (соединения и части постоянной готовности, соединения воздушно-десантных войск, части ракетных войск и артиллерии, соединения и части ВВС), на приморских направлениях - резервную группировку сил ВМФ, а также резерв центрального подчинения (части специального назначения ГРУ Генштаба, радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической, биологической защиты, технического и тылового обеспечения).
Сейчас в военных округах имеется незначительное количество общевойсковых дивизий постоянной готовности. Очевидно, что их недостаточно. В ближайшей перспективе количество их несколько возрастет.
Оптимальный состав группировок на основных стратегических направлениях должен включать высокомобильный резерв (на случай их усиления). Усиление авиационных группировок возможно главным образом за счет переброски частей фронтовой и армейской авиации из других авиационных объединений.
Мы считаем, что необходимо иметь группировку стратегических резервов, включающую соединения и отдельные части, в том числе видов и родов войск Вооруженных Сил.
Роль стратегических резервов, их состав и проблемы создания
Неопределенность военно-политической обстановки в мире, сохраняющиеся угрозы безопасности России, масштабность ее географического пространства, ограниченный состав группировок на ТВД обусловливают важное значение стратегических резервов. Как свидетельствует исторический опыт, численное сокращение регулярной армии всегда сопровождалось увеличением резервов, чтобы сохранить боевые возможности вооруженных сил и обеспечить обороноспособность страны.
Стратегические резервы в будущей вооруженной борьбе будут являться одним из основных средств, с помощью которого Верховное Главное Командование может влиять на ход военных конфликтов, операции и войну. Стратегические резервы предназначены главным образом для усиления группировок войск (сил), развернутых на ТВД, а при возникновении военных конфликтов - для отражения агрессии, закрытия образовавшихся брешей в обороне, осуществления контрударов и нанесения противнику решительного поражения в ходе отражения агрессии.
Создание стратегических резервов и определение их состава - одна из важных задач перспективного развития Вооруженных Сил и военного строительства Российской Федерации.
Состав стратегических резервов будет зависеть от общего состава Вооруженных Сил, возможностей создания резервов (имеющихся людских мобилизационных ресурсов, запасов вооружения) и определяться планом оперативного использования Вооруженных Сил РФ.
В составе стратегических резервов следует иметь мобильные силы (МС), которые можно быстро перебрасывать на угрожаемые направления. Основную часть МС должны составлять общевойсковые соединения, а также соединения и отдельные части родов войск и видов Вооруженных Сил, развертываемые по мобилизационным планам в первоочередном порядке. В мобильные силы также должны быть включены соединения воздушно-десантных войск, десантно-штурмовые части, части фронтовой и армейской авиации, подвижные ракетные комплексы ракетных войск и войск ПВО, части «Спецназ» и радиоэлектронной борьбы.
Соединениям воздушно-десантных войск придается особое значение, так как они наиболее боеготовые, авиатранспортабельные, их можно быстро перебросить по воздуху на большое расстояние. Они обладают достаточно мощной огневой и ударной силой и должны быть, на наш взгляд, компонентом многоцелевого назначения, способным совершать упреждающий маневр на любое направление.
Соединения и части мобильных сил, предназначенные для усиления войск, прикрывающих государственную границу, должны быстро выдвигаться на угрожаемое направление, создавать заслоны (типа аэромобильной обороны) на путях движения противника, вести борьбу с его наступающими войсками, а также со специальными частями и силами противника.
Во внутренних вооруженных конфликтах МС должны быть готовы: обеспечить развертывание объединенной группировки войск (сил), вести борьбу с незаконными вооруженными формированиями, пресекать диверсионно-террористическую деятельность экстремистов.
При действиях в особых условиях и отдаленных районах в состав МС могут быть включены горно-стрелковые и другие специализированные части.
Для авиационной поддержки и обеспечения действий мобильных сил потребуется значительное количество авиации, которая может входить в их состав или передаваться им в оперативное подчинение.
По данному вопросу в журнале «Военная Мысль» опубликована интересная и поучительная статья генерал-полковника В.И. Попова, в которой освещаются проблемы создания Мобильных сил. Автор представил в ней свой взгляд на предназначение и состав Мобильных сил. Вторым основным компонентом стратегических резервов должны быть армейские корпуса, состоящие из общевойсковых соединений и частей сокращенного состава, развертываемые и отмобилизуемые в первоочередном порядке.
При участии во внутреннем вооруженном конфликте в резерве необходимо иметь объединенные группировки войск (сил) с включением в них наряду с общевойсковыми соединениями частей внутренних войск МВД, ФСБ, МЧС и др.
Важной задачей становится подготовка и накопление мобилизационных ресурсов. В последнее время создались сложности с отмобилизованием и развертыванием войск в связи с ежегодным сокращением количества подготовленных и накопленных мобилизационных ресурсов. Существующая сейчас система подготовки и отмобилизования устарела, она недостаточно эффективна, не обеспечивает подготовку нужного количества военнослужащих запаса и накопления мобилизационных ресурсов.
Реализация программы частичного перехода Вооруженных Сил на контрактную службу не снимает необходимости сохранения и совершенствования системы мобилизационных резервов. Новый подход к комплектованию Российской армии еще не в полной мере обеспечивает решение проблемы накопления требуемых людских мобилизационных ресурсов. Кроме того, какими бы превосходными качествами не обладала профессиональная армия, она одна не сможет вести боевые действия в затяжной войне. Потребуется значительное количество обученного личного состава для восполнения потерь, а это невозможно без создания мобилизационных резервов.
Гарантированное укомплектование войск (сил) качественными мобилизационными людскими ресурсами обусловило необходимость решения проблемы, связанной с переходом на новую систему их подготовки и накопления. На наш взгляд, заслуживают внимания предложения, высказанные авторами статьи на страницах журнала «Военная Мысль», о создании системы подготовки Резерва Вооруженных Сил на добровольно-контрактной основе. Переход на эту систему, отмечается в статье, позволит осуществлять подготовку резервистов, иметь постоянное организационное ядро для быстрого отмобилизования и развертывания соединений и частей, содержащихся в сокращенном составе.
Комплектование частей за счет добровольцев-контрактников, находящихся в Резерве, или по смешанному принципу (за счет добровольцев-контрактников и призванных из запаса) дает возможность сократить сроки развертывания соединений и частей до штатов военного времени и их готовности к выполнению задач по предназначению. Такой подход позволит достаточно эффективно решать проблему накопления мобилизационных ресурсов для укомплектования соединений и частей, в том числе предназначенных для стратегических резервов.
Введение в Российской армии контрактной службы и предполагаемое сокращение сроков службы по призыву должно предусматривать увеличение количества военнообязанных Резерва и Запаса ВС РФ. Целесообразно, чтобы солдаты и сержанты, зачисляемые на контрактную службу, давали обязательство о последующем двух-трехгодичном сроке службы в Резерве Вооруженных Сил, что позволит увеличить количество подготовленных граждан, состоящих в Запасе. Они должны получать за службу в Резерве определенное денежное вознаграждение и иметь некоторые социальные льготы.
Верховное Главное Командование в настоящее время не располагает соответствующими резервами на основных стратегических направлениях. На наш взгляд, для создания стратегических резервов необходимо в военных округах готовить резервные армейские корпуса для решения задач в конфликтах любого масштаба. Отмобилизование и развертывание соединений и частей видов и родов войск Вооруженных Сил, входящих в состав стратегических резервов, надо предусматривать в первоочередном порядке. Кроме того, в каждом военном округе следует иметь одно-два общевойсковых соединения (отдельные части) такого предназначения.
Потребный состав стратегических резервов в мирное и военное время определяет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
Ответственность за подготовку резервов следует возложить на главкомат Сухопутных войск. Основой развертывания должны стать базовые гарнизоны (соединения, части сокращенного состава и базы хранения боевой техники и вооружения).
Все соединения и отдельные части, предназначенные для действий в качестве стратегических резервов, должны быть подготовлены к быстрой переброске военно-транспортной авиацией, выдвижению своим ходом (маршем) на большие расстояния, перевозкам по железной дороге и морским (речным) транспортом.
Наличие авиационных резервов как в прошлые войны, так и в настоящее время является одним из необходимых условий достижения успеха в военном конфликте. Стратегический авиационный резерв необходимо создать еще в мирное время и содержать в постоянной боевой готовности. Его состав будет меняться в зависимости от устанавливаемой численности ВВС, поступления на вооружение новых авиационных комплексов и поставленных боевых задач. Во всех случаях он по своим возможностям должен быть способен эффективно решать возложенные на него задачи. Для этого авиационные соединения и части Резерва ВГК целесообразно перевооружать на новую авиационную технику в первую очередь, летный состав должен иметь систематическую летную подготовку, высокую боевую натренированность по специальным программам, учитывающим специфику боевых действий на различных стратегических направлениях.
Осуществление перегруппировок войск и выдвижения стратегических резервов на ТВД в условиях современных конфликтов становится сложной проблемой.
Эффективное использование резервов Ставки во многом будет зависеть от их своевременного выдвижения (переброски) и прибытия на стратегическое направление (ТВД). Переброска может осуществляться по железной дороге, своим ходом (маршем) и комбинированным способом, при котором войска будут совершать марш, а тяжелая техника перевозиться по железной дороге, воздушным и морским (речным) транспортом.
С началом военных действий ракетно-авиационными ударами противника могут быть разрушены крупные узлы дорог, мосты, аэродромы и порты, что крайне затруднит перегруппировку и переброску войск, потребует значительно больше времени на их осуществление. Основным способом перегруппировки в этих условиях станет выдвижение соединений и частей своим ходом (маршем), а также перевозка по железной дороге на сохранившихся участках.
Планирование перегруппировки резервов осуществляет Генеральный штаб с привлечением представителей Министерства транспорта и других ведомств.
При организации перевозок в первую очередь учитывается состояние коммуникаций, степень их разрушения, возможность использования любых видов транспорта и, конечно, сроки переброски войск.
Выдвижение соединений и частей своим ходом предусматривается проводить суточными переходами до 300 км, при этом каждой дивизии, как правило, выделяется один, реже два маршрута. Перевозка по железной дороге планируется с учетом разрушений. Осуществление переброски соединений и частей по воздуху будет зависеть от количества и типа выделенных самолетов военно-транспортной авиации.
Особая роль в проведении переброски войск отводится военно-транспортной авиации. Ее возможности по перевозкам соединений и частей, а также военной техники в сжатые сроки и на большие расстояния могут быть успешно реализованы при наличии развитой аэродромной сети. При организации воздушных перевозок учитывается наличие аэродромов в районах погрузки и выгрузки. Целесообразно использовать все аэродромы независимо от их ведомственной принадлежности, учитывая пригодность их к приему того или иного типа самолета военно-транспортной авиации.
К сожалению, возможности ВТА ограниченны. Положение усугубляется тем, что многие самолеты выработали свой летный ресурс, недостает запасных частей и выделяемых средств на их ремонт. Освоение отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС неоправданно затягивается. Однако следует отметить, что в последнее время в решении некоторых проблем наметились определенные положительные сдвиги. Непоправимый ущерб боеготовности и возможностям ВТА наносит то, что ежегодно из-за низкого материального обеспечения в запас уходит еще молодой летный состав.
Переброска авиационных стратегических резервов на ТВД
Использование стратегических авиационных резервов связано с реализацией таких качеств авиации, как высокая мобильность, маневренность. Поэтому соединения и части ВВС, входящие в состав стратегического резерва, должны быть в мирное время подготовлены к маневру на максимальную дальность с использованием дозаправки самолетов в воздухе или на промежуточных аэродромах, в сложных метеорологических условиях, днем и ночью. На вероятных направлениях перелетов целесообразно наметить аэродромы дозаправки с необходимыми запасами ГСМ и других материальных средств, при этом должны использоваться аэродромы всех ведомств.
В зависимости от обстановки, складывающейся на стратегических направлениях, способы переброски авиационных резервов могут быть различными.
В угрожаемый период авиационные резервы могут быть выдвинуты в запланированные районы заблаговременно, как правило, комбинированным способом. При этом основную часть средств управления, технического и материального обеспечения, а также личного состава предусматривается перебрасывать железнодорожным (морским, речным) транспортом, передовые команды обеспечения - самолетами ВТА, боевые самолеты - летным эшелоном. Продолжительность переброски авиационного резерва таким способом в зависимости от удаленности одного стратегического направления до другого будет составлять от двух до десяти суток.
В ходе военных действий может потребоваться немедленное применение стратегических авиационных резервов. В этом случае соединения и части ВВС, входящие в его состав, могут перебрасываться без частей (подразделений) тыла, связи и управления, боевые самолеты с экипажами - летным эшелоном, часть обслуживающего и обеспечивающего персонала - самолетами ВТА. Продолжительность переброски при таком варианте, как свидетельствует опыт учений, не превышает двух-трех суток. Следует учитывать, что в этом случае всестороннее обеспечение переброски резерва должно осуществляться на аэродромах действующей авиации ее силами и средствами. Здесь важно подчеркнуть, что успешное применение стратегических авиационных резервов во многом будет зависеть от условий аэродромного базирования, имеющихся запасов ГСМ, боеприпасов (особенно управляемых ракет и авиабомб), наличия устойчивых систем управления и навигации.
Для обеспечения переброски стратегических резервов требуется в мирное время совершенствовать оборудование ТВД: содержать в готовности все объекты инфраструктуры, на ряде направлений расширить возможности коммуникационной системы и топливно-энергетического комплекса, системы всестороннего обеспечения перевозок, осуществлять подготовку маршрутов и укрытий.
Военно-политическое руководство США считает систему военных перебросок одним из решающих элементов стратегической безопасности. В этих целях создана глобальная система обеспечения воздушных перебросок (ГСОВП), во главе которой стоит Командование воздушных перебросок (КВП) ВВС США, ему подчинены военно-транспортная и заправочная авиация. Военно-транспортная авиация способна в короткие сроки переместить большое количество войск, вооружения и техники на любой ТВД.
Способы применения стратегических резервов
Оперативно-стратегическая обстановка, возникающая в результате агрессии противника, сразу же может потребовать усиления группировок войск, ведущих военные действия, проведения их перегруппировки и применения стратегических резервов.
Переброшенные на ТВД резервы поступают в распоряжение главнокомандующего войсками стратегического направления и используются в соответствии с принятым им решением. Они должны взаимодействовать со средствами, применяемыми Ставкой ВГК, - Ракетными войсками стратегического назначения и Дальней авиацией.
Внутренний конфликт также может вызвать необходимость усиления войск, действующих в конфликтном регионе (пример тому - привлечение войск для ведения боевых действий в Чечне). Для усиления группировки войск в первую очередь следует использовать мобильные силы, которые применяются для изоляции (блокады) района конфликта, захвата важных объектов, разгрома основных сил незаконных вооруженных формирований. Восстановление общественного порядка осуществляется совместно с действующими здесь соединениями и частями внутренних войск МВД и пограничными войсками ФСБ, а также частями спецназа ГРУ.
В случае обострения военно-политической обстановки переброшенные резервы совместно с действующими войсками должны не допустить расширения масштаба конфликта и перерастания его в локальную войну.
США и их союзники в развязанных ими локальных войнах в Югославии, Афганистане и Ираке широко применяли высокоточное оружие. В Ираке в 1991 году они применили 300 крылатых ракет и совершили 80- тыс. вылетов боевой авиации в течение месяца'. В ходе агрессии против Югославии в 1999 году за первый месяц было выпущено около 500 крылатых ракет, а авиация произвела около 5 тыс. самолетовылетов. В войне с Ираком в 2003 году они применили около 1000 крылатых ракет.
В локальных войнах наряду с регулярной армией использовались резервные компоненты. Так, в войне с Ираком по освобождению Кувейта в 1991 году было призвано 200 тыс. резервистов (как известно, в США в составе вооруженных сил кроме регулярных сил имеется национальная гвардия и организованные резервы численностью 835 тыс. человек). Для войны против Югославии в 1999 году создавалась объединенная группировка вооруженных сил НАТО. В 2003 году для войны против Ирака было переброшено более 35 тыс. американских военнослужащих из США
Характер военных действий в локальных войнах претерпел существенные изменения. Боевые действия ведутся на значительных территориях с решительными целями, основные задачи решаются с применением дальнобойного высокоточного оружия. В такой войне потребуется ведение борьбы против высокоточного оружия не только путем нанесения по нему ракетных и авиационных ударов, но и путем широкого использования новых приемов и способов борьбы, основанных на современных и перспективных технологиях.
Локальная война будет вестись, как правило, в границах противоборствующих государств группировками войск, развернутыми в районах конфликта. Возможно их усиление за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений, проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил и привлечения стратегических резервов.
Применение стратегических резервов будет включать: развертывание переброшенных войск на данном направлении, организацию боевых действий, борьбу с высокоточным оружием и разгром группировок противника. В зависимости от сложившейся оперативной обстановки стратегические резервы могут использоваться для усиления действующих войск, нанесения контрударов и решительного уничтожения противника.
Локальная война при определенных условиях может перерасти в региональную или крупномасштабную. По взглядам зарубежных специалистов, в таких войнах предусматривается ведение высокоточного сражения, которое, по их определению, «предполагает способность обнаруживать, наблюдать, распознавать и отслеживать объекты или цели противника; выбирать, организовывать и применять высокоточные системы; достигать желаемой эффективности действий; оценивать результаты; вести бой с высокими темпами действий войск (сил) на всех этапах военных операций». Высокоточное сражение может быть проведено для содействия в осуществлении господствующего маневра или имеющих решающее значение боевых операций.
Естественно, что в войне, в которой ведутся высокоточные сражения, основным содержанием будет борьба с высокоточным оружием и средствами информационного обеспечения. Изменится характер действий войск и, следовательно, применение стратегических резервов.
Система ПВО должна быть способна отразить воздушно-космическое нападение противника и не допустить действий его авиации в воздушном пространстве.
В зависимости от сложившейся обстановки стратегические резервы могут использоваться для усиления действующих войск, ликвидации создавшихся брешей в обороне, ведения маневренной обороны, нанесения контрударов, прикрытия открывшихся операционных направлений. Они могут вести активные действия: участвовать в нанесении решительного поражения противнику, используя результаты применения высокоточного оружия.
Стратегические резервы в условиях ведения современных конфликтов будут вводиться в сражение по мере подхода, не дожидаясь полного сосредоточения, чтобы избежать потерь от массированных ударов ВТО противника. Соединения и части должны быть способны совершать быстрое развертывание в неожиданных для противника направлениях, скрытно выдвигаться в назначенные районы, наносить массированные огневые удары по войскам и важным целям противника, вскрывать подход резервов и наносить по ним удары авиацией, ракетными войсками и огнем артиллерии.
Основными способами действий стратегических резервов могут быть:
- удары дальнобойными ракетами и авиацией по группировкам войск, пунктам управления, средствам применения ядерного и высокоточного оружия, а также по АЭС и химически опасным предприятиям на территории противника;
- десантно-штурмовые действия фронтовой и армейской авиации, а также аэромобильных сил;
- рейдовые, маневренные действия соединений, частей, передовых отрядов и подвижных маневренных групп;
- высадка воздушных (морских) десантов и частей специального назначения в тыл противника;
- борьба за достижение информационного превосходства. Рассматривая проблемы применения стратегических авиационных резервов, следует понять, что их создание и подготовка в военное время, как это было в годы Великой Отечественной войны и как было принято считать в не столь далекие времена, стали фактически невозможны. Промышленность не способна в полной мере компенсировать боевые потери самолетов, авиационные вузы не могут готовить летный состав на современных авиационных комплексах в короткие сроки с соответствующей летной квалификацией. Эти обстоятельства нужно учитывать при планировании и использовании стратегических авиационных резервов в пределах установленного Ставкой ВГК летного ресурса. Не следует допускать поспешности в принятии решений на применение авиации (без разведки, без организации тесного взаимодействия, без всесторонней подготовки к выполнению конкретной боевой задачи), а также использования авиации на второстепенных направлениях.
При ведении боевых действий соединениями и частями авиационного резерва должно быть организовано тесное взаимодействие с ВВС на ТВД и войсками, действующими на главных направлениях. Их основные усилия следует сосредоточивать в решающие периоды путем нанесения массированных ударов по главным группировкам войск противника, его резервам на марше и, в районах сосредоточения.
Рамки журнальной статьи не позволяют даже кратко остановиться на других проблемах, в частности на способах ведения боевых действий, вопросах управления войсками (силами). Вместе с тем следует отметить, что особо важное значение в современных условиях приобретает информационное обеспечение командиров и штабов данными об обстановке (положении своих войск и противника) для своевременного и точного поражения объектов (целей).
Информационное обеспечение операции будет представлять собой целеустремленное проведение мероприятий по обеспечению командования данными об обстановке, а также воздействие на информационную систему противника при одновременной защите своей информационной системы.
Технические новшества в управлении должны сочетаться с новаторским мышлением, которое обеспечивается высокой подготовкой, комплектованием, воспитанием и сохранением в Вооруженных Силах РФ хорошо подготовленных, решительных и сильных людей, способных обеспечить достижение успеха.
Обобщая изложенное, подчеркнем, что с изменением условий ведения вооруженной борьбы значение стратегических резервов еще более возрастает. Они должны быть одним из важных элементов стратегической группировки Вооруженных Сил, создаваться в мирное время, предназначаться для выполнения самых различных задач. Их создание должно быть составной частью программы военного строительства. При этом важно помнить, что взгляды на состав резервов, пути их создания и способы применения будут существенно отличаться от устоявшихся в прошлом положений.
Определенная часть стратегических резервов должна быть создана заблаговременно и включать в себя мобильные силы, содержащиеся в постоянной готовности, а также армейские корпуса, состоящие из общевойсковых соединений и отдельных частей, соединений и частей видов и родов войск Вооруженных Сил, подлежащих отмобилизованию и развертыванию по мобилизационным планам в первоочередном порядке за счет Резерва Вооруженных Сил, созданного на основе добровольно-контрактной системы.
Применение стратегических резервов будет заключаться в нанесении ударов дальнобойными средствами (ракетами и авиацией) по важным объектам, высокоточному оружию, системам информационного обеспечения и проведении завершающих наземных операций
Вооруженные Силы РФ совместно с другими войсками должны быть готовы к отражению нападения и разгрому агрессора, ведению решительных действий при любом варианте развязывания войн и вооруженных конфликтов в условиях массированного применения противником современных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
В заключение отметим, что исследование проблем создания и применения стратегических резервов в вооруженной борьбе будущего приобретает важное теоретическое и практическое значение
Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. М: Воениздат, 1985. С. 689.
Военная доктрина Российской Федерации// Красная звезда. 2000. 12 мая.
Красная звезда. 2005. 25 ноября.
Там же. 19 ноября.
Попов В.И. О концепции создания Мобильных сил// Военная Мысль. 2005. №11. С. 51-60.
Федоров В.Ф., Погорелов А.В., Кобызев О.Ю. Байбородин ВА К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе// Военная Мысль 2005 № 1 С 49-59
Красная звезда. 2005. 17 ноября.
Кудишин И.В. Военно-транспортная авиация зарубежных стран. М.: Астрель, 2001.
Михайлов ГА. Американские взгляды на проблему ведения боевых действий на ТВД. М: Институт США и Канады РАН, 2000. С. 43-45.
Гареев М.А. Уроки и выводы из войны в Ираке// Военная Мысль. 2003. № 8. С. 68- 76; Михайлов ГА. Американские взгляды на проблему ведения боевых действий на ТВД. С. 43-45.
Михайлов ГА. Американские взгляды на проблему ведения боевых действий на ТВД. С. 45, 54.
Единая перспектива - 2020/ Пер. с англ. М., 2000. С. 16-17.
Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации// Красная звезда. 2003. 11 сент.