Военная мысль 2. 2006 г. (стр. 9-14).
«Военная мысль» №2. 2006 г. (стр. 9-14).
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
О требованиях к информации в системе управления противовоздушной обороной
Полковник в отставке Ю.И. ОМЕЛЬЧЕНКО, доктор военных наук
Омельченко Юрий Иванович родился 15 марта 1931 года в селе Петрушки под Киевом. Окончил Пушкинское высшее военное училище радиоэлектроники им. маршала авиации В.А. Судна (1953), Военную командную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1963).
Службу проходил в Московском округе противовоздушной обороны на различных командных и штабных должностях.
После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации с 1971 года - на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии ПВО. Защитил докторскую диссертацию по проблематике создания информационных систем военного назначения.
В настоящее время - профессор Военной академии воздушно-космической обороны. Ведущий специалист в области организации разведки ВВС, форм и способов разведывательно-информационных действий.
ОПЫТ локальных войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия неизменно подтверждает, что достижение поставленных целей в войне во многом зависит от успешности действий сторон в воздушном (воздушно-космическом) пространстве. Применение высокоточного оружия различной (вплоть до межконтинентальной) дальности действия, высокая мобильность средств воздушного нападения (СВН) привели к необходимости резкого повышения быстроты действий сил и средств противовоздушной обороны (ПВО).
Успешное решение органами управления ПВО поставленных задач зависит от их обеспечения необходимой информацией об особенностях складывающейся обстановки. Для этого требуется постоянное совершенствование информационных технологий и систем, а также средств и способов информационного противоборства.
В комплексе мероприятий информационного противоборства можно выделить по своей целенаправленности две составляющие. Первая - огневое и радиоэлектронное воздействие на информационные системы с целью нарушить процесс принятия и реализации решений органами военного управления противника. Вторая - защита собственных информационных систем от аналогичного воздействия противника и «наполнение» их информацией, в максимальной степени удовлетворяющей потребности командования при принятии и реализации различного рода решений.
Надо признать, что в публикациях и исследованиях по проблематике информационного противоборства главное внимание уделяется мероприятиям, отнесенным к первой составляющей. Безусловно, такие разработки необходимы и представляют несомненный интерес, тем более что в последние годы в вооруженных силах технологически развитых государств, прежде всего США и ряда ведущих стран НАТО, осуществляется усовершенствование информационного обеспечения войск (сил) на основе создания глобальной информационной системы, построенной по принципу функциональной интеграции разрозненных космических, воздушных, наземных и морских информационных средств (разведки, РЭБ, связи, навигации, управления оружием, автоматизированного управления, моделирования и др.) с опорой на услуги глобальных телекоммуникационных систем военного, а также гражданского назначения.
Однако с учетом геополитического и геостратегического положения России, особенностей ее современного экономического состояния реализация эффективных симметричных мер противодействия информационным системам противника представляется возможной лишь в отдаленной перспективе.
Более приемлемыми в современных условиях, на наш взгляд, являются асимметричные меры, позволяющие нейтрализовать возникающие и прогнозируемые информационные угрозы за счет резкого повышения функциональных возможностей собственных информационных систем, прежде всего их устойчивости.
С этой точки зрения предметом особого внимания является система управления противовоздушной обороной, поскольку уже сегодня С6Н обладают высокими скоростными и маневренными характеристиками, большими дальностями полета. Все это в сочетании с высокоразвитыми системами разведки, связи и управления позволяет нападающей стороне гибко и в кратчайшие сроки реагировать на обстановку и выбирать такие способы боевых действий, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач. При этом необходимо помнить, что СВН изначально владеют инициативой в выборе направлений сосредоточения усилий, объектов нанесения ударов, оперативного построения и тактических приемов.
В свою очередь органы управления войск ПВО при отражении нападения воздушного противника должны оперативно реагировать на изменения обстановки, находить и реализовывать способы соответствующих ответных действий, причем эффективность таких действий во многом предопределяется правильностью прогнозирования намерений противника.
Основой этого вида деятельности стало применение компьютерного моделирования с использованием многофункционального моделирующего комплекса (ММК). По результатам моделирования (до 8-12 вариантов действий войск (сил) противника и до 30-50 вариантов способов действий войск (сил) ПВО) оценивается ожидаемая эффективность и производится выбор рациональных способов ведения противовоздушной обороны.
В то же время в реальных условиях обстановки, когда СВН уже находятся в воздухе, подобное «проигрывание» возможных способов действий войск (сил) ПВО практически не осуществимо из-за крайне жесткого дефицита времени.
В этой связи возникает принципиально важное специфическое требование к системе управления противовоздушной обороной: с ее помощью должна быть обеспечена возможность представления в любой момент времени информации, непосредственно обеспечивающей поддержку принятия решения на применение войск (сил) ПВО в соответствии со складывающейся обстановкой. Только при условии ее постоянного отслеживания силами и средствами разведки различных видов, начиная с дальних подступов, своевременного выявления и постоянного отображения всех ее изменений органы управления противовоздушной обороной могут функционировать устойчиво, с максимальным использованием своих возможностей при ведении боевых действий.
При этом должна отображаться обстановка не только в воздухе на подступах и в районах прикрываемых войск и объектов, но и в районах функционирования наземных систем управления, базирования, навигации СВН, воздействие по которым ударными силами нашей авиации способствует более успешному решению задач ПВО. В каждый момент времени органы управления должны располагать информацией в интересах подготовки и ведения как оборонительных, так и наступательных действий ВВС, на которые в новой оргструктуре возложены задачи противовоздушной обороны.
Сложность информационных процессов возрастает в связи со все более широким применением эффективных средств в космической сфере. Следует отметить, что роль и значение космоса и размещенных там средств повышались непрерывно. Сначала темпы данного процесса были относительно невысокими, однако глобальность космического театра, возможность выхода к любой точке Земли (жизненно важному району) за минимальное время и нанесения внезапного удара инициировали бурный рост количества и качества космических средств с одновременным расширением диапазона решаемых ими (или с их помощью) задач. Вместе с этим существенно выросли объемы информации, необходимой для решения задач отражения воздушного (воздушно-космического) нападения.
В этой связи на первый план выдвигаются такие качества информации, как репрезентативность и своевременность. Репрезентативность связана с правильностью отбора информации для адекватного отображения свойств объекта, ситуации, состояния. От репрезентативности данных о признаках варианта действий СВН зависит правильность вскрытия этого варианта и, как следствие, правильность выбора варианта действий своих войск (сил).
Не менее важным качеством информации, используемой системой управления противовоздушной обороной, является своевременность, т. е. ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи. Например, информация для принятия решения о подъеме в воздух истребителей ПВО должна поступить в орган управления своевременно («не позже», но и «не раньше»), так как, если истребители будут подняты раньше, они израсходуют свой запас горючего к моменту начала воздушного боя, а если позже, то могут не успеть встретить противника на заданном рубеже.
Кроме того, информационная система должна быть способна выбирать из массивов данных именно ту информацию, которая актуальна в данный момент времени, т. е. обладать свойством избирательности (рис.).
При этом временная избирательность выражает привязку к оси времени, на которой обозначаются характерные по своему содержанию периоды развития обстановки и соответствующие этапы деятельности органов управления ПВО.
Действия СВН в пределах зоны границ ответственности противовоздушной обороны могут иметь различную интенсивность и отличаться по своему характеру на различных направлениях, в районах, участках, что потребует представления информации, отображающей особенности складывающейся обстановки. В связи с этим возникает необходимость пространственной избирательности.
С началом боевых действий задача органов управления ПВО заключается в том, чтобы своевременно вскрыть вариант действий противника и ввести в действие вариант действий своих войск. При этом вариант действий противника выявляется по характерным признакам, на определении которых сосредоточивается внимание. Чем точнее будут установлены такие признаки и сопоставлены с признаками ранее разработанных вариантов, тем обоснованнее будет решение на ввод в действие соответствующего варианта ответных действий. В этой связи можно вести речь о признаковой и ситуационной избирательности, которые неизбежно должны быть связаны с временной и пространственной избирательностью.
Реальные действия противника в воздушном (воздушно-космическом) пространстве могут и не иметь достаточно полных совпадений с заранее проработанными вариантами, поэтому возникает потребность альтернативного выбора наиболее близких по содержанию вариантов (альтернативная избирательность).
Наконец, как и в любых военных действиях, необходимо предвидение дальнейшего развития обстановки, для чего в базе данных закладывается информация прогнозного характера. Это предполагает наличие прогностической избирательности.
Однако при всей важности реализации избирательности информации не менее актуальна задача ее качественной оценки. Для этого существует ряд соответствующих показателей качества, к числу которых относятся: репрезентативность, достаточность, доступность и другие.
Показателями качества, связывающими время и содержательность информации, являются актуальность и своевременность. Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в период использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. Это, несомненно, полезный показатель, однако он в большей мере характеризует нестарение информации, интервал времени с момента возникновения которой может быть достаточно большим.
О таком показателе качества, как своевременность информации, уже говорилось выше.
Кроме того, представляется целесообразным обратить внимание на выдвинутую в одной из статей на страницах журнала «Военная Мысль» такую характеристику качества информации, как релевантность. Авторы публикации справедливо полагают, что с помощью новых информационных технологий придание информации свойства релевантности позволит выделить из общего потока информации ту ее часть, которая характеризует обстановку в различных местах зоны боевых действий, и направлять ее туда, где это необходимо.
В сноске к упомянутой статье дается следующее определение: «релевантная информация - это информация, существенная для решения конкретной задачи, в конкретном месте и в конкретное время». Это определение дается применительно к несколько иному аспекту военной деятельности, чем противовоздушная оборона. Однако общность технологических подходов здесь очевидна.
Определенные затруднения вызывает и выбор наиболее подходящей для оценки достаточности информации в системах управления ПВО меры информации.
Существует мнение, поддерживаемое некоторыми специалистами в области информационных подходов к решению прикладных задач ПВО, о том, что наиболее универсальной мерой информации следует считать синтаксическую, которая представлена энтропией системы как мерой недостающей информации.
Однако синтаксическая адекватность уже по определению отображает формально структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания, т. е. синтаксическая мера количества информации оперирует с обезличенной информацией.
Предпочтение здесь, безусловно, должно быть отдано семантической и прагматической мерам информации.
Для измерения количества информации на семантическом уровне наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантический шум) для пользователя некомпетентного. Для систем управления ПВО принципиально важно наполнение базы данных с учетом особенностей разнообразных динамично изменяющихся ситуаций. Необходимо добиваться, чтобы коэффициент содержательности, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему, приближался к единице.
Прагматическая мера определяет полезность (ценность) информации для достижения пользователем поставленной цели. Ценность информации измеряется, как правило, в тех же самых единицах (или близких к ним), что и целевая функция.
Практика обращения профессионалов в различных областях человеческой деятельности с потоками информации показывает, что для выполнения своих обязанностей на должном уровне необходим соответствующий инструментарий и методология его применения. В процессе работы возникают и находят свое место новые задачи, связанные с всепроникающим влиянием информации. Логично полагать, что в данном случае теория находит свою подпитку в запросах практики. Опыт реализации информационных процессов в системах управления ПВО стимулирует, на наш взгляд, внесение некоторых усовершенствований в теорию измерения и представления информации.
Весьма представительная международная конференция «Базы данных и информационные технологии XXI века», состоявшаяся в Москве в конце 2003 года, прошла под знаком выделения семантических проблем, связанных с базами данных, как более важных на сегодняшний день по сравнению с математическими. В ходе ее работы было особо подчеркнуто, что внимание необходимо сосредоточить на «добавлении новых функциональных компонентов, расширяющих возможности именно информационной системы, не системы управления базой данных (СУБД) как ее ядра, а окружения, которое улучшает сервис, с ориентацией на конечного пользователя, с обращением к взаимодействию человека и системы. Поэтому все усилия, направленные на совершенствование СУБД, относятся к улучшению прежде всего сервиса».
Если говорить о выборе путей наиболее эффективного совершенствования информационных процессов в системах управления противовоздушной обороной, то следование цитируемым рекомендациям международной конференции представляется наиболее продуктивным.
Военная Мысль. 2004. № 2. С. 2-7.
Военная Мысль. 2004. № 1. С. 33-40.
Военная Мысль. 2004. № 8. С. 45-49.
Открытые системы. 2003. № 11. С. 76-78.