Военная мысль 3.2006 г. (стр. 53-57)
«Военная мысль» №3.2006 г. (стр. 53-57)
Боевая служба дизельных подводных лодок СФ в Средиземном море в годы «холодной войны»
Контр-адмирал в отставке Л. Д. ЧЕРНАВИН
ЧЕРНАВИН Лев Давидович родился 4 ноября 1928 года в селе Елохово Рыбинского района Ярославской области. Окончил Подготовительное ВМУ (1947), Каспийское ВВМУ (1951), Высшие офицерские классы (1961), Академические курсы при ВМА (1972). Службу проходил на тральщиках БФ и дизельных ПЛ СФ. Занимал должности от штурмана до командира ПЛ нескольких типов. Далее - начальник штаба, командир бригады ПЛ, начальник штаба, командир эскадры ПЛ СФ, начальник факультета 6 ВСОК ВМФ. Участник и руководитель многих длительных походов дизельных ПЛ на боевую службу в Средиземном море и других районах Мирового океана.
ПЕРВЫЕ дальние походы дизельных подводных лодок (ПЛ) в Средиземном море носили скорее учебный и испытательный характер. Учились все: конструкторы, кораблестроители и сами подводники. Те из них, кто прошли практическую школу службы на первых проектах дизельных ПЛ, в дальнейшем стали первоклассными специалистами, командирами дизельных и атомных ПЛ нового поколения. Впоследствии из них выросли крупные военачальники и руководители нашего ВМФ.
В 1964-1985 годы была вписана наиболее яркая страница в историю строительства, развития и применения ВМФ, в том числе отечественных подводных сил. Именно в этот период на флот поступило наибольшее количество атомных ПЛ, хотя не прекращалось и строительство более совершенных дизельных. В это время закончилось строительство серии больших (океанских) дизельных торпедных ПЛ. Эти ПЛ сыграли главную роль в выполнении задач боевой службы в Средиземноморье в годы «холодной войны».
Однако сила флота не только в боевом могуществе его надводных кораблей, подводных лодок, авиации, но и в личном составе флота. В своей основной массе подводники - это физически крепкие, сильные, мужественные, решительные моряки, обладающие большой психологической выносливостью и хладнокровием. Они свято соблюдают основной принцип: «Один за всех, и все за одного!» Нигде более эта традиция не приобретает такого глубокого смысла, как на ПЛ, где от действий каждого матроса, мичмана и офицера зависят успех и жизнь всего экипажа. ПЛ - это мощный единый организм, в котором нарушение деятельности одного маленького звена может привести к гибели всего экипажа. Поэтому у подводника очень остро развито чувство локтя. На ПЛ нет так называемой дедовщины. В экипажах ПЛ поддерживаются исторически сложившиеся внимательные и уважительные отношения между офицерами, старшинским и рядовым составом.
Своеобразие жизни и быта моряков, подолгу оторванных от родных берегов, обусловили возникновение особенных обычаев, традиций, ритуалов, что придает флотской службе неповторимую самобытность. Известно, что из флотской среды, в том числе из среды подводников, вышли талантливые композиторы, художники, писатели, артисты и ученые. Все это в прошлом вызывало живой интерес у молодых людей, увлекая их морской романтикой. В поисках суровых приключений, стремлении одержать победу в борьбе с морской стихией молодые ребята с охотой и радостью шли служить на флот, и в частности на ПЛ.
Первая моя самостоятельная трехмесячная боевая служба в Средиземном море прошла осенью 1964 года. Я был командиром ПЛ «Б-130». По дороге к Гибралтару основной нашей задачей было вовремя уклониться от возможного обнаружения силами ПЛО ВМС НАТО.
При патрулировании и поиске в назначенном районе нашей задачей было выявлять характер деятельности кораблей вероятного противника, с обнаружением иностранной ПЛ осуществлять за ней слежение и разведку ее действий, одновременно уточняя интенсивность судоходства в районе. Патрулирование в районе выполнялось с экономической скоростью в два узла на глубине лучшей слышимости подводных и надводных целей. Всплывали для зарядки аккумуляторных батарей только ночью, находясь в немедленной готовности к срочному погружению при любом опасном сигнале, обнаружении самолетов или ходовых огней надводных кораблей.
Осенью 1968 года, будучи командиром бригады ПЛ, я получил приказ командующего СФ готовить всю бригаду к выходу на боевую службу в Средиземное море сроком на 8 месяцев. Это был первый поход дизельных ПЛ в Средиземном море полным бригадным составом (начинался этап несения боевой службы корабельными линейными соединениями).
Здесь же присутствовали заместители главнокомандующего ВМФ. Переборов волнение от встречи с высоким адмиралитетом, я доложил решение. Вопросов было немного, после чего решение было утверждено и С. Г. Горшков пожелал мне и личному составу успехов в решении непростых задач боевой службы.
Выйдя из Полярного 15 марта 1969 года, лодки построились в две кильватерные колонны. Переход бригады ПЛ обеспечивался 7-й эскадрой СФ, корабли которой тоже шли в Средиземное море на боевую службу. Ордер кругового охранения диаметром в 10 миль (18 км) заняли надводные корабли эскадры. Ее командир контр-адмирал Г.Е. Голота шел на флагманском крейсере «Мурманск». Я со штабом бригады находился на плавбазе «ПБ-82», с которой и управлял своими лодками. СФ демонстрировал свою силу и мощь многочисленным «наблюдателям» - корабли ВМС США и других стран НАТО сопровождали нас по всему маршруту перехода. Зарубежные СМИ нервозно сообщали о выходе армады кораблей СФ в океан «неизвестно с какими целями».
Сопровождаемые кораблями и разведывательными самолетами США и стран НАТО мы подошли к Бискайскому заливу, где из-за крепкого шторма ПЛ погрузились и следовали сутки по маршруту в подводном положении самостоятельно. После всплытия продолжали переход в походном ордере.
Пройдя меридиан мыса Сан-Висенти, бригада ПЛ вошла в состав 5-й эскадры ВМФ. Гибралтарский пролив демонстративно прошли в надводном положении. Войдя в Средиземное море, лодки погрузились, каждая скрытно проследовала в свой назначенный район патрулирования, поиска ПЛАРБ и слежения за ними.
Основное боевое ядро 5-й эскадры ВМФ составляли надводные корабли с СФ, ЧФ или БФ, атомные и дизельные ПЛ СФ со сменой их по специальному графику. В то время 5-й эскадрой ВМФ или, как ее неофициально называли, «средиземноморской» командовал вице-адмирал Б.Ф. Петров, уважаемый в ВМФ адмирал. В совместной работе с Б.Ф. Петровым было чему поучиться, особенно его собранности, умению анализировать обстановку, мудрости в принятии решений, четкости управления штабом и силами эскадры. Следует отметить, что штаб 5-й эскадры ВМФ был удивительно слаженным, отработанным коллективом. Находясь временами на флагманском корабле эскадры, мы, подводники, учились у офицеров штаба управлению силами эскадры.
Управление дизельными ПЛ осуществлял командир 5-й эскадры, периодически привлекая меня и штаб бригады. Помимо выполнения задач боевой службы для наших ПЛ систематически формировались группы надводных кораблей эскадры, по которым подводники выполняли учебные торпедные атаки. В свою очередь корабли отрабатывали противолодочные задачи по поиску и уничтожению ПЛ. Регулярно проводились противолодочные операции по поиску ПЛАРБ и иностранных ПЛ, а также двусторонние учения. Наиболее крупные из них проходили под руководством главнокомандующего ВМФ и его заместителей.
Много хлопот нашим ПЛ в Средиземном море доставляли самолеты базовой патрульной авиации (БПА) США, Италии, Великобритании. При нахождении ПЛ ночью в надводном положении (зарядка батарей) работу самолетных РЛС наши поисковые станции обнаруживали заранее, и ПЛ, как правило, успевали срочным погружением уклониться от обнаружения.
Однако позднее заблаговременно обнаруживать ночью самолеты БПА зачастую не удавалось, ПЛ не успевала погрузиться. Это происходило потому, что на вооружении самолетов БПА появились приборы, позволяющие обнаруживать ПЛ по тепловому кильватерному следу, когда она проводила зарядку батарей или когда ночью после всплытия по приказанию КП эскадры определенный участок перехода в новый район вынужденно проходила в надводном положении. Как только об этом стало известно, были приняты необходимые меры по обеспечению скрытности действий ПЛ.
Несение боевой службы в южных широтах вскрыло, а вернее, подтвердило, что отмечалось и при одиночных плаваниях ПЛ - ряд отрицательных последствий тяжелых условий обитаемости, сказывающихся на здоровье экипажа. На ПЛ в то время отсутствовали кондиционеры, температура в отсеках постоянно была высокой. Использование переносных вентиляторов мало помогало. Сказывались высокая влажность и повышенная соленость забортной воды. У моряков появлялись кожные заболевания.
Время вроде мирное, войны нет, а дизельные ПЛ находились на боевой службе по шесть-восемь месяцев (надводные корабли тоже) в отрыве от своих берегов. Это была очень серьезная проверка боевой службой на прочность всех родов сил нашего флота и особенно подводников дизельных ПЛ.
Боевая служба в Средиземном море дизельных ПЛ вошла в постоянную практику боевого применения сил 4-й эскадры ПЛ СФ в мирное время и продолжалась почти 15 лет. Впоследствии увеличились сроки пребывания ПЛ в море до 12-13 месяцев. Не надо забывать, что нам в те годы противостоял 6-й флот ВМС США, укомплектованный профессионалами-контрактниками. На наших же ПЛ проходили службу по призыву матросы и старшины 18- 20-тилетнего возраста. Но они ни в чем не уступали американским «профи», а порой и превосходили их в мужестве, стойкости и преданности своей Родине.
В 1973 году с 6 по 20 октября прошла очередная арабо-израильская война Сирии и Арабской Республики Египет (АРЕ) с Израилем. В этот период на Средиземном море в составе 6-го флота ВМС США было сосредоточено более 140 кораблей и судов, в том числе четыре авианосца, два десантных вертолетоносца с десантными кораблями и десантом морской пехоты на них, а также многоцелевые атомные подводные лодки и ПЛАРБ. Мощному 6-му флоту ВМС США противостояла 5-я эскадра ВМФ, в которой было сосредоточено около 120 кораблей, атомных и дизельных ПЛ и вспомогательных судов. В то время обстановка на Средиземном море нашими средствами массовой информации почти не освещалась, однако вероятность крупномасштабного конфликта и даже глобальной войны между двумя противоборствующими в мире группировками была вполне реальной. Все корабли 5-й эскадры ВМФ были переведены в повышенную боевую готовность, т. е. находились в немедленной готовности к применению любых видов корабельного оружия и боевых средств по приказанию.
Из восьми ПЛ бригады две были развернуты в ближнюю зону побережья Израиля. И вот в период до предела обострившейся военной обстановки (10-12 октября) на этих ПЛ было получено боевое распоряжение за подписью министра обороны Маршала Советского Союза А.А. Гречко: «Командиру ПЛ выполнять задачу по охране и обороне кораблей и судов, следующих в порты Сирии и Египта. Разрешается использовать обычное оружие в целях противолодочной обороны». Командиры подводных лодок подтвердили получение приказа, хотя было не очень ясно, как охранять подводной лодке корабль или судно, идущее в порт? И почему именно в целях «противолодочной обороны»? По сути это означало уничтожение всех кораблей противника, следующих через районы действий наших ПЛ по направлению районов (маршрутов) переходов охраняемых нашими кораблями судов. Командиры ПЛ это поняли однозначно и готовы были приказ неукоснительно выполнить. Приказ был доведен до личного состава, все понимали, что наступил наиболее ответственный период боевой службы. Но боевые действия сторон вскоре пошли на убыль, последовала отмена распоряжения. Боевых столкновений не случилось, но поволноваться пришлось. Оба командира ПЛ (капитаны 2 ранга В.И. Фомичев и В.В. Степанов) за мужество и готовность к выполнению своего долга сразу после окончания этой войны были награждены орденом Красного Знамени.
Такие приказы касались не только подводников. Во время этой арабо-израильской войны надводные корабли 5-й эскадры ВМФ выполняли задачи проводки и конвоирования в Средиземном море транспортов с техникой, грузами и танкеров через районы боевых действий в порты Сирии и АРЕ, обеспечивали оборону конвоируемых судов от ударов ракетных катеров израильских ВМС, а также ПВО отрядов кораблей и пунктов базирования ВМС Сирии и АРЕ (в сирийском порту Латакия наши корабли применяли зенитное оружие при отражении ударов израильской авиации).
Последний поход на боевую службу бригады ПЛ 4-й эскадры СФ состоялся в 1982 году, после чего боевую службу несли уже одиночные ПЛ по плану Главного штаба ВМФ. Наступило время преимущественного применения на боевой службе атомного подводного флота. В 1992 году выход дизельных ПЛ в Средиземное море прекратился, а 5-я эскадра ВМФ была расформирована.
Итак, с 1963-го по 1991 год подводниками 4-й эскадры СФ были успешно выполнены 409 боевых служб одиночными подводными лодками и в составе бригад. География боевой службы была обширна: Атлантический и Индийский океаны, Средиземное, Баренцево и Норвежское моря. Советские моряки-подводники внесли свой значительный вклад в укрепление военно-морской мощи Родины и могущества ее Военно-Морского Флота, надежно обеспечивающего спокойствие и стабильность в мире.