Военная мысль 3.2006 г. (стр. 57-63)

«Военная мысль» №3.2006 г. (стр. 57-63)

Опыт применения дизельных подводных лодок Тихоокеанского флота

Контр-адмирал в отставке B.C. ПРОЗОРОВ

ПРОЗОРОВ Виктор Сергеевич родился 28 апреля 1937 года на Украине. Окончил ВВМУ им. Ленинского комсомола (1959), Высшие офицерские классы ВМФ (1968), Военно-морскую академию (1974). Службу проходил на дизельных подводных лодках ТОФ (1959-1968). Далее - флагманский штурман бригады ПЛ (1968-1972), старший научный сотрудник спеццентра (1974-1978), старший офицер, заместитель, начальник отдела Оперативного управления Главного штаба ВМФ (1985-1992).

НАИБОЛЕЕ интенсивно дизельные подводные лодки (ПЛ) ТОФ применялись в 60-70-е годы XX века. На этот период пришелся пик «холодной войны» - военного противостояния США и СССР.

Так, в 1962 году начались национально-освободительные войны за независимость Индонезии, в 1963 - за независимость Северного Калимантана, в 1964 - за независимость Лаоса. В 1965 году США развязали войну во Вьетнаме. В условиях такой сложной военно-политической обстановки подводным лодкам ТОФ приходилось решать поставленные задачи.

Соединения дизельных ПЛ исходя из стоящих перед флотом задач, географии театра и специфики дислокации были рассредоточены по всему побережью от Камчатки до Владивостока. Так как акватории гаваней в Магадане и Советской Гавани зимой замерзают, боеготовые ПЛ с ноября по март переводились соответственно в Петропавловск-Камчатский и залив Владимира. Организационно соединения дизельных ПЛ входили первоначально в состав подводных сил ТОФ. В 1961 году Подводные силы были упразднены.

Задачи, поставленные перед дизельными ПЛ, и их действия первоначально охватывали только прибрежную зону Тихоокеанского ТВД. Наши флоты тогда еще не вышли в океан. Однако по мере развития ВМС США и НАТО и усиления угрозы нашей стране с океанских направлений все более актуальной становилась задача противодействия им. Сил же, способных эффективно противостоять этим угрозам, на Дальнем Востоке практически не было. Атомный подводный флот только набирал силу. Поэтому основная нагрузка в подводном противостоянии сил ТОФ военно-морским силам США на ТВД легла на дизельные ПЛ. Средним дизельным ПЛ были поставлены следующие задачи в океанской зоне театра: выявление районов боевого патрулирования ПЛАРБ и других иностранных ПЛ, обнаружение и слежение за авианосцами. И попутно - отработка тактики одиночных и групповых действий ПЛ, освоение новых районов боевых действий. Эффективность выполнения этих задач соответствовала боевым возможностям, заложенным в проектах ПЛ, но не могла в полной мере удовлетворять потребностям флота. Вместе с тем следует отметить, что такие походы, с одной стороны, позволяли преодолевать неуверенность и даже кое у кого страх перед океаном и непосредственным контактом с силами противника, развивали у штабов бригад и экипажей ПЛ «океаническое» мышление, а с другой - не позволяли противнику бесконтрольно господствовать в океанских глубинах.

Вначале походы дизельных ПЛ на полную автономность (30 суток) назывались «автономки». Термин «боевая служба» появился позднее. В такие походы назначались ПЛ, отработавшие полный курс задач боевой подготовки, технически исправные, со сроками проведения всех регламентных и ремонтных работ, не истекавшими до окончания похода. ПЛ, назначенная в автономный поход, тщательно готовилась в пункте базирования: доукомплектовывался экипаж, пополнялись до полных норм запасы топлива, пресной воды, ЗИП, продовольствия, боекомплект торпед и др.

Следует отметить, что на дизельных ПЛ имелись небольшие холодильные камеры, объемы которых позволяли загружать свежие продукты (мясо, овощи, фрукты и др.) всего на трое суток. В остальные двадцать семь употреблялись в пищу сухие и консервированные продукты, вместо хлеба - черные и белые сухари. Можно только удивляться способностям наших коков, умудрявшихся при этом готовить разнообразные и довольно вкусные блюда для экипажа. Много позднее появились консервированный сырой картофель, белые батоны и буханки черного хлеба, запаянные в целлофан. В проекте ПЛ не было предусмотрено мест для хранения всех запасов в течение похода на полную автономность, поэтому все более или менее пригодные для этого пространства за магистралями, трубопроводами, приборами забивались коробками, банками, мешками с продуктами.

Специального обмундирования для автономных походов тоже не было. В качестве такового выдавалось поначалу обычное солдатское белье. Но длительные походы в южных широтах показали, что подобная экипировка экипажей не подходит для плавания в жарком климате, поэтому во второй половине 60-х годов прошедшего столетия на ПЛ стало поступать разовое белье и тропическая форма одежды, что существенно улучшило бытовые условия пребывания экипажа на боевой службе.

В боекомплект торпедного оружия ПЛ входили 22 торпеды, в том числе две со специальными боевыми частями. С такими торпедами даже дизельные ПЛ представляли грозную силу.

Несколько слов о комплектовании экипажей подводных лодок. Существовало жесткое требование: на ПЛ отбирать призывников с образованием не ниже среднего. Только в рулевые-сигнальщики разрешалось набирать матросов с семью классами школьного образования. Срок службы (четыре года) матросов-подводников срочной службы распределялся таким образом: первый год - учебный отряд; второй - на ПЛ, изучение ее устройства, своего заведования и стажировка с освоением обязанностей по боевому и повседневному расписаниям; третий год - полноценная служба на ПЛ; последний год - подготовка замены. Воспитание и подготовка матросов и старшин наряду с офицерами возлагалась на старшин команд, которые, как правило, были сверхсрочниками с богатейшим опытом службы на ПЛ. От подъема и до отбоя старшины команд находились со своими подчиненными, воспитывали, учили их, передавали им свой жизненный и служебный опыт. Ни о каких неуставных взаимоотношениях мы понятия не имели.

После доклада командира о готовности к походу совершался контрольный выход ПЛ в море под руководством командира или начальника штаба бригады с участием практически всех офицеров штаба. Во время такого выхода штаб проверял готовность ПЛ и ее экипажа к решению предстоящих задач. По возвращении устранялись выявленные замечания, загружались свежие продукты и докладывалось в штаб эскадры о готовности подводной лодки к походу. Если командир совершал автономный поход первый раз, то на ПЛ прикомандировывался комбриг или его заместитель либо начальник штаба, которые были старшими на походе и наравне с командиром несли командирскую вахту.

Маршрут похода проходил из Японского моря через Корейский пролив в Восточно-Китайское море. ПЛ днем следовала в подводном положении, ночью - в надводном с подзарядкой аккумуляторной батареи. К Корейскому проливу подходили с началом темного времени суток и форсировали его в надводном положении. В районе пролива постоянно находилось множество рыболовецких судов, что облегчало ПЛ в темное время суток маскировку под надводное судно. Темного времени суток было достаточно для форсирования пролива и выхода в Восточно-Китайское море, где большие глубины позволяли погрузиться. Из Восточно-Китайского моря маршрут пролегал через один из проходов между островами Рюкю в Филиппинское море. Именно там, в северной и центральной его частях, назначались районы для поиска ПЛАРБ США. В районе поиска «нарезались» подрайоны поиска и зарядки аккумуляторной батареи.

Режим поиска был трехсуточным: трое суток - патрулирование в подводном положении в назначенном подрайоне, затем всплытие в темное время суток, зарядка аккумуляторной батареи, с рассветом - погружение и скрытный переход в следующие подрайоны поиска. Следует отметить, что уровень шумности дизельных ПЛ был существенно ниже, чем у ПЛАРБ США, что повышало вероятность обнаружения последних. Кроме того, на каждую ПЛ, совершавшую автономный поход, командировалась группа отряда специального назначения (ОСНАЗ), которая осуществляла прослушивание сетей боевого управления ВМС США и других стран, перехват и расшифровку радиосигналов и радиопереговоров.

Как известно, одной из важнейших составляющих успеха деятельности ПЛ является ее скрытность. Поэтому ей уделялось большое внимание как на этапе подготовки, так и при переходе и на патрулировании. Основную опасность в открытом море для ПЛ, находящихся в надводном положении, представляла базовая противолодочная авиация ВМС США, от которой не спасало даже темное время суток, так как самолеты вели поиск с помощью РЛС.

Станции обнаружения работы РЛС на ПЛ позволяли определять носитель (самолет или корабль), приблизительное направление на работающий радиолокатор и по мощности сигнала оценивать дальность до носителя. Эта хотя и скудная информация при грамотном ее использовании часто спасала ПЛ от обнаружения.

Следует отметить, что маневру «срочное погружение» на бригадах дизельных ПЛ ТОФ уделялось особое внимание при отработке задач боевой подготовки. К примеру, на бригаде ПЛ, дислоцированной в заливе Владимира, существовал установленный командиром соединения порядок: экипаж после сдачи первой (организационной) задачи не выпускался в море до тех пор, пока не будет произведено 100 срочных погружений в бухте (благо глубины позволяли). Для этого ПЛ выходила на середину бухты и, как поплавок, ныряла вверх-вниз вначале без хода, затем на ходу и так до использования запаса воздуха высокого давления. Затем запускались компрессоры для полного восполнения запаса воздуха, и процесс продолжался до достижения цифры 100. Такой подготовкой отрабатывался до автоматизма этот сложный и важнейший маневр как полным экипажем, так и отдельно каждой боевой сменой, что на боевой службе позволяло ПЛ успешно уклоняться от обнаружения иностранными самолетами.

После накопления опыта автономных походов одиночных ПЛ была поставлена задача группового применения ПЛ. Под этим подразумевались самостоятельные действия нескольких ПЛ в смежных районах патрулирования. Тем самым поисковыми действиями перекрывалась значительная площадь района возможного нахождения ПЛАРБ. В этом случае переход до Корейского пролива ПЛ совершали самостоятельно. Перед Корейским проливом назначалась точка встречи. Пролив ПЛ форсировали совместно и также совместно следовали дальше, до точек погружения каждой ПЛ. От точки погружения в свой район каждая лодка следовала уже самостоятельно. Такой способ использования налагал большую ответственность на управляющий штаб по обеспечению взаимной безопасности подводных лодок. Были случаи, когда штаб флота, получив информацию о переходе авианосной ударной группы (АУГ) ВМС США, перестраивал подводные лодки в завесу в полосе вероятного движения АУГ. Эта форма боевого построения группы ПЛ является сложнейшей как с точки зрения обеспечения безопасности, так и с точки зрения управления ПЛ. Дело в том, что лодки в завесе должны следовать синхронно, выдерживая заданные интервалы между собой, курс, скорость и глубину погружения. Несмотря на трудности, такой способ действий применялся успешно.

Впоследствии несколько средних ПЛ прошли модернизацию, после чего их автономность была увеличена до 45 суток. В ходе модернизации была установлена новая гидроакустическая станция и выполнен ряд других усовершенствований. Но модернизация не коснулась условий обитаемости экипажа - они стали еще сложнее.

В 1965 году США развязали войну против Демократической Республики Вьетнам. Для ведения разведки и слежения за деятельностью ВМС США в Южно-Китайское море в августе 1965 года на боевую службу была направлена подводная лодка «С-145». Это был уникальный поход как по удаленности района боевых действий от пункта базирования (свыше 2000 миль), так и по времени его проведения (август, сентябрь - самые жаркие месяцы и период зарождения тайфунов). Несмотря на невыносимые условия: температура в отсеках до 60° С, неимоверная влажность, ограниченность запасов воды (один литр на человека в сутки), экипаж успешно выполнил поставленную задачу. Поход этой лодки под командованием капитана 2 ранга В.И. Щекотова - показатель высокого качества морской школы выучки советских подводников-дизелистов и советского дизельного подводного кораблестроения.

Дизельные ПЛ стали школой подготовки офицеров для атомного подводного флота, а также послужили основной испытательной базой для проверки и практического воплощения самых смелых идей наших ученых и конструкторов. Именно на дизельных ПЛ отрабатывались наши первые ракетные комплексы крылатых и баллистических ракет, новейшие гидроакустические комплексы и другое оборудование. Но к концу 60-х годов прошедшего столетия эра средних дизельных ПЛ завершилась. На смену им на ТОФ стали поступать большие дизельные торпедные и ракетные подводные лодки.

ВМФ СССР вступал в эпоху выхода в океан в связи с назревавшими новыми задачами, но и в их выполнении роль дизельных ПЛ оказалась также значительной.

В апреле-мае 1970 года боеготовые силы всех наших флотов были развернуты в океанские и морские зоны по единому замыслу и плану грандиозного учения «Океан» под руководством главнокомандующего ВМФ. Дизельные ПЛ ТОФ также принимали непосредственное участие в этом учении. Оставшиеся к этому времени в боевом составе средние дизельные ПЛ были развернуты в Японском море на позициях у Сангарского и Корейского проливов с задачей обнаружения и слежения за авиационесущими ударными группировками ВМС США при входе их в Японское море. В его центральной части несла боевое дежурство подводная лодка радиолокационного дозора «С-62» с мощной РЛС. Эта ПЛ вела разведку надводной и воздушной обстановки на обширном пространстве. Несколько дизельных ПЛ в составе разнородных противолодочных сил проводили поисковую противолодочную операцию в заливе Петра Великого по поиску и вытеснению американских ПЛА, которые постоянно вели разведку на подходах к главной базе флота.

В Филиппинском море большие дизельные ПЛ проекта 641 вели массированный поиск американских ПЛАРБ.

Помимо участия в таких масштабных маневрах дизельные ПЛ решали различные, казалось бы, повседневные, но от этого не менее сложные и важные задачи. Так, командованию одной из бригад ПЛ поставили задачу подготовить ПЛ для проведения гравиметрических съемок в Тихом и Индийском океанах. Продолжительность похода девять месяцев. Для обеспечения похода выделили резервный экипаж, теплоход для отдыха сменившегося экипажа и снабжения подводников свежими продуктами, танкер для обеспечения топливом и водой. Выбор пал на большую дизельную ПЛ «Б-833» (командир капитан 2 ранга А.И. Петров, он же старший на походе). Лодку дооснастили оборудованием для замера гравиметрического поля, прикомандировали специалистов по обслуживанию этого оборудования и производству замеров. Казалось бы, задача не боевая и не свойственная подводным лодкам, но она имела общегосударственное значение и выполнялась в том числе и в интересах обороны, так как эти данные были необходимы для расчета траекторий полета искусственных спутников земли, крылатых и баллистических ракет и для других прикладных целей. И эта сложнейшая задача была успешно выполнена ценой огромных усилий экипажа ПЛ, ведь маршрут следования пролегал вне путей интенсивного судоходства, в районах, где никогда не действовали наши подводные лодки, где часты штормы и ураганы и стоит тропическая жара, а это означает, что в отсеках ПЛ высокая температура.

В 70-е годы прошлого столетия СССР интенсивно расширял сферу своих интересов в Мировом океане, заключая международные соглашения с дружественными странами о размещении на их территориях пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей. Так, с функционированием нашего ПМТО во вьетнамской базе Кампань значительно улучшилось техническое и материальное обеспечение кораблей, действующих в удаленных районах, сократились сроки переходов для производства межпоходовых и аварийных ремонтов, а следовательно, увеличилось время для выполнения задач в районах боевого предназначения.

С развертыванием на постоянной основе в Индийском океане 8-й оперативной эскадры ТОФ (неофициально ее называли Индийской) в ее составе постоянно действовали две-три большие дизельные ПЛ проекта 641, которые несли боевую службу от 9 до 18 месяцев (при автономности 90 суток) с однократной сменой экипажа за весь период. Это, конечно, не означало, что все время подводные лодки находились на боевых позициях. Сюда входило время нахождения ПЛ в точках якорных стоянок для пополнения топлива, воды, продовольствия и других запасов, стоянки в базе для проведения планово-предупредительного ремонта, помывки и отдыха экипажей, заходов в составе отрядов кораблей с визитами в порты иностранных государств. Тем не менее такая боевая служба ПЛ (и других кораблей ТОФ) была серьезной проверкой на прочность боеготовности нашего ВМФ, моральных качеств подводников, их выдержки, выносливости и подготовки. Дизельные ПЛ в составе 8-й оперативной эскадры ТОФ участвовали во всех операциях, проводимых эскадрой: обеспечивали безопасность наших судов в Персидском заливе во время Ирано-Иракского военного конфликта, поддерживали оперативный режим в северной части Индийского океана в периоды осложнения там обстановки в связи с нападением Ирака на Кувейт, осуществляли слежение за АУГ США, вели поиск американских ПЛА.

Дизельные ПЛ ТОФ стали первопроходцами в освоении глубин на океанских просторах со всеми сложностями, трудностями и бедами, присущими первопроходцам. По проторенным ими маршрутам продолжили освоение океанов атомные подводные лодки ТОФ.

Дизельные ПЛ и в современных условиях не утратили своего значения в решении задач ВМФ. Строительство таких подводных лодок более совершенного типа продолжается, хотя и не такими темпами, как в былые времена. Атомный флот не вытеснил дизельные ПЛ с морских просторов. И через 100 лет после своего рождения они продолжают прочно удерживать важное место в структуре подводных сил ВМФ России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации