Военная мысль 3.2006 г. (стр. 67-71)
«Военная мысль» №3.2006 г. (стр. 67-71)
Первенцы атомного подводного флота
Контр-адмирал в отставке Г.Г. КОСТЕВ, кандидат военно-морских наук
КОСТЕВ Георгий Георгиевич родился 7 мая 1928 года в городе Жлобине (Белорусская ССР). Окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе (1950), Военно-морскую академию (1962). Служил на дизельных и атомных ПЛ БФ, СФ и ТОФ. Был командиром атомной ПЛ, а затем заместителем командира дивизии атомных ПЛ СФ. Далее - начальник группы, заместитель начальника направления оперативного управления ГШ ВМФ, начальник кафедры тактики и оперативного искусства Военно-политической академии. Участник многих дальних походов на дизельных и атомных ПЛ. Автор более 70 научных трудов, нескольких книг и многих публикаций в печати по морской тематике.
12 СЕНТЯБРЯ 1952 года Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин подписал Постановление Совмина СССР со скромным названием «О проектировании и строительстве объекта 627». С этого времени официально начались работы по созданию первенца атомного подводного кораблестроения ПЛА «К-3» («Ленинский комсомол») проекта 627 для нашего ВМФ. Главным конструктором проекта был назначен конструктор СКБ-143, инженер,
капитан 1 ранга В.Н. Перегудов. Ко времени назначения главным конструктором В.Н. Перегудов был уже серьезно болен. Но как ученый и офицер он не мог отказаться от предложения возглавить проектирование принципиально нового подводного корабля, реализовать «голубую мечту» подводников и конструкторов-корабелов всех стран - создать подводный корабль с единым двигателем. И он эту мечту реализовал.
В.Н. Перегудов, естественно, работал не один. Вместе с ним создавали ПЛА «К-3» главный конструктор реактора, впоследствии академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Н.А. Доллежаль; видный специалист по корабельной энергетике ГА. Гасанов, впоследствии лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор. Научное руководство всеми работами осуществлял академик А.П. Александров, в то время директор Института физических проблем АН СССР. В работе над проектом 627 В.Н. Перегудову помогали целые коллективы блестящих специалистов, талантливых конструкторов, организаторов производства.
Параллельно с началом проектирования ПЛА началось формирование ее экипажа. Первыми были назначены 15 сентября 1954 года старший помощник командира капитан-лейтенант Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 (главный механик) Б.П. Акулов. Оба, до назначения служившие на дизельных ПЛ ЧФ, и начали формирование экипажа. В июне 1955 года наконец был назначен командир атомохода - капитан 2 ранга Л.Г. Осипенко, командовавший на ТОФ большой дизельной ПЛ типа «Л». Одновременно были отобраны для экипажа мичманы, старшины и матросы. Так сформировался костяк экипажа для стажировки на специальном стенде в Обнинске.
В июне 1954 года СКБ-143 передало на завод в Северодвинске первый комплект корпусных чертежей для строительства ПЛА.
А уже 17 декабря 1958 года члены Правительственной комиссии подписали акт о приемке ПЛА «К-3» в состав ВМФ. Таким образом, продолжительность всех работ от начала проектирования (12. 09.1952) до вступления ПЛА «К-3» в состав ВМФ составила 6 лет, 3 месяца и 5 дней, а продолжительность строительства от закладки (24. 09. 1955) до вступления в состав флота - 3 года, 2 месяца и 23 дня. Наши проектанты и кораблестроители превзошли американцев. На создание первой в мире американской ПЛА «Наутилус» ушло 9 лет: начало проектирования - 1946 год, вступление в строй - 1955 год.
В 1959 году «К-3» совершила три похода: на 9, затем на 22 и 14 суток. С декабря 1959 года и до мая 1961 года на ПЛА выполнены модернизационные работы и необходимый ремонт. В сентябре 1962 года по решению главкома ВМФ С.Г. Горшкова ПЛА «К-3» вышла в поход к Северному полюсу. 17 июля 1962 года в б часов 55 минут ПЛА «К-3» впервые прошла подо льдами над «макушкой» Земли. Пройдя после этого еще 60 миль и найдя полынью, ПЛА «К-3» всплыла среди арктических льдов. 21 июля 1962 года ПЛА возвратилась в базу СФ - Иоканьгу. Атомоход встречали лично Н.С. Хрущев, министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, а также высокие представители ВМФ и промышленности.
Родина высоко оценила вклад промышленности и флота в строительство первой советской ПЛА, а также ее поход - первый в истории России под арктическими льдами к Северному полюсу. За создание ПЛА «К-3» три организации: СКБ-143, НИИ-8 и Севмашпредприятие - были награждены Орденом Ленина. Героями Социалистического Труда стали: главный конструктор В.Н. Перегудов, директор Севмашпредприятия Е.П. Егоров, министр судпрома Б.Е. Бутома, старшина турбинистов заводской сдаточной команды Д.Н. Фролов. 18 ученых и специалистов промышленности получили Ленинскую премию, в том числе первым по списку числился А.П. Александров. Орденами и медалями СССР были награждены 104 сотрудника СКБ-143, 410 работников Севмашпредприятия. Высоких наград были удостоены представители военной приемки Севмашпредприятия, а также многие специалисты научно-исследовательских организаций, руководители и создатели комплектующего оборудования ГЭУ ПЛА.
Высоко были оценены и заслуги экипажа по испытанию атомохода. Героем Советского Союза - первым из подводников после окончания Великой Отечественной войны - стал командир «К-3» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. Старпом командира Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 Б.П. Акулов были удостоены Ордена Ленина. Весь экипаж был награжден орденами и медалями. После похода к Северному полюсу звания Героя Советского Союза были удостоены старший на походе командующий 1-й флотилией атомоходов А.И. Петелин, командир ПЛА «К-3» Л.М. Жильцов (сменивший Л.Г. Осипенко) и командир БЧ-5 Р.А. Тимофеев. Весь экипаж был награжден орденами и медалями.
В 1988 году первая отечественная ПЛА «К-3» закончила свою «службу» и была выведена из боевого состава ВМФ. За эти годы «К-3» находилась 14115 часов на ходу и прошла 128443 мили.
После строительства ПЛА «К-3» вся серия ПЛА улучшенного проекта 627А (всего 12 единиц) вступила в состав ВМФ всего за 4 года. Все они, как и ПЛА «К-3», были введены в первую сформированную в истории ВМФ 3-ю дивизию ПЛА СФ. В 100-летний юбилей подводных сил нашего ВМФ следует вспомнить имена (тактические номера) и первых командиров ПЛА. Многие из них стали впоследствии крупными военно-морскими начальниками. Вот этот перечень ПЛА и их первых командиров: «К-5» (B.C. Салов), «К-8» (В.П. Шумаков), «К-11» (Ю.Н. Калашников), «К-14» (Б.К. Марин), «К-21» (В.Н. Чернавин), «К-42» (И.И. Панов), «К-50» (ГГ. Костев), «К-52» (В.П. Рыков), «К-115» (И.Р. Дубяга), «К-133» (Г.И. Слюсарев), «К-159» (Б.С. Синев) и «К-181» (Ю.А. Сысоев). Интересны и некоторые факты, если так можно выразиться, боевого пути и истории этих ПЛА.
«К-5» стала головным кораблем проекта 627 А. «К-8» осталась в памяти своей трагической судьбой - в апреле 1970 года она погибла после катастрофы в Атлантике. Это была первая катастрофа советской ПЛА. «К-11» тоже оказалась однажды в кризисной ситуации. 7 декабря 1963 года произошел пуск одного из реакторов с мгновенным выходом на неконтролируемый уровень мощности с выбросом радиоактивного пара и возникновением пожара в реакторном отсеке. Тяжелых последствий к счастью эта авария не повлекла. К сожалению, на первых атомоходах аварийные ситуации случались очень часто.
«К-14» - первая советская ПЛА, вышедшая в океан. Ранее походы, как правило, совершались в зонах морей, примыкающих к территории нашей страны. Командование ВМФ сначала не доверяло атомной энергетике, потребовалось время и доказательства ее надежности. Эта ПЛА была первой, удостоенной приза главнокомандующего ВМФ за стрельбу четырьмя торпедами.
Особое место среди кораблей 3-й дивизии подводных лодок СФ занимает «К-21» (командир В.Н. Чернавин). Во-первых, она унаследовала флаг и номер знаменитой «Катюши» Н.А. Лунина. Во-вторых,
В.Н. Чернавин впоследствии стал главкомом ВМФ. Это был первый случай, когда высшую должность в отечественном флоте занял подводник. Из экипажей «К-21» впоследствии вышли три Героя Советского Союза: А.И. Павлов, Л.Н. Столяров и В.Н. Чернавин. Нельзя не сказать и об инженерах этой ПЛА - командире БЧ-5 капитан-лейтенанте В.Л. Зарембовском и командире дивизиона старшем лейтенанте В.В. Зайцеве. Контр-адмирал В.Л. Зарембовский впоследствии руководил специализированным институтом ВМФ. В.В. Зайцев ушел в запас в звании полного адмирала с должности заместителя главнокомандующего ВМФ по эксплуатации.
«К-42» в августе-сентябре 1968 года подо льдами Арктики перешла на ТОФ. Командовал ею в этом походе В.И. Заморев (сменивший И.И. Панова), а старшим на борту шел А.П. Михайловский (будучи уже командиром 3-й ДИПЛ СФ).
«К-50» строилась очень долго. Рассматривались различные варианты вооружения, в частности оснащение торпедой диаметром 1550 мм и длиной 24 м или крупногабаритной крылатой ракетой. В конце концов «К-50» осталась торпедной, как и все ПЛА проекта 627 А.
«К-52» отмечалась как самая боеготовая ПЛА дивизии, привлекавшаяся практически ко всем учениям, что всегда устраивало командование, если требовалось срочно послать атомоход в море. Ее командир В.П. Рыков был исключительно решительным и, можно сказать, отчаянным командиром. Он был удостоен звания Героя Соцтруда за руководство госиспытаниями одной из ПЛА. «К-115» стала первой в дивизии ПЛА, которая перешла подо льдом с СФ на ТОФ (1963). Командир ПЛА капитан 2 ранга Н.Р. Дубяга за поход удостоен звания Героя Советского Союза.
«К-133» под командованием Л.Н. Столярова (сменившего ГА. Слюсарева) совместно с ракетной ПЛА «К-116» проекта 675 совершила переход южным маршрутом на ТОФ. За этот поход звания Героя Советского Союза были удостоены командир перехода А.Н. Сорокин, командир «К-133» Л.Н. Столяров, начальник политотдела дивизии Н.В. Усенко, заместитель командира дивизии по электромеханической части И.Ф. Морозов, командир ракетной ПЛА «К-116» В.Т. Виноградов и механик С.П. Самсонов.
«К-159» под командованием капитана 2-го ранга Б.С. Синева совершила целый ряд длительных и уникальных по своим задачам походов.
«К-181» 29 октября 1963 года всплыла точно на «макушке Земли». Командир ПЛА капитан 2-го ранга Ю.А. Сысоев за поход удостоен звания Героя Советского Союза.
Все это - лишь эпизоды становления 3-й дивизии подводных лодок СФ, но именно первые походы ее ПЛА способствовали успешному освоению атомной энергетики, помогли обрести веру экипажей в технику и оружие своих кораблей. Первым командиром дивизии стал капитан 1-го ранга В.П. Маслов (впоследствии адмирал, командующий ТОФ), завершил историю дивизии контр-адмирал Г.И. Полюхович (ныне вице-адмирал, заместитель начальника Военно-морской академии). Надо отдать должное всему офицерскому составу дивизии. Именно он стал родоначальником экипажей всех соединений атомных ПЛ и атомных надводных кораблей. Из офицеров и мичманов дивизии формировался дивизион движения первого атомного ТАРКР «Киров».
ПЛА проекта 627, начавшие историю 3-й дивизии подводных лодок СФ, служили стране три десятилетия. И только после распада СССР в 1991 году последние две ПЛА этого проекта «К-21» и «К-50» были выведены из состава ВМФ. Кстати, эти два корабля за всю их длительную службу не имели ни одной аварийной ситуации, которая потребовала бы внепланового ремонта или привела бы к жертвам.
В то время как вступала в состав ВМФ первая многоцелевая ПЛА «К-3», активно велось строительство первой атомной РПЛСН «К-19» проекта 658. Сложная и драматичная судьба была у этой РПЛСН. Но именно она проложила дорогу отечественным ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН). С нее начались старты баллистических ракет из подводного положения. Несмотря на тяжелые аварии, постигшие эту РПЛСН, она оказалась долгожителем атомного флота (выведена из состава ВМФ в 1991 году).
В 100-летие подводных сил нашего флота хочется надеяться, что история первенцев атомного подводного флота страны будет примером службы для подводников российского ВМФ и для всего нашего ОПК - стимулом скорейшего вооружения новыми образцами оружия строящихся многоцелевых ПЛА и РПКСН типа «Юрий Долгорукий».
ПЛ «К-21» времен Великой Отечественной войны (командир - капитан 2 ранга Н.А. Лунин) торпедировала 5 июля 1942 года немецкий линкор «Тирпиц».
Алексин В.И. История отечественного подводного флота// Независимое военное
обозрение. 2000. № 11.