Военная мысль 3.2006 г. (стр. 71-76)
«Военная мысль» №3.2006 г. (стр. 71-76)
Опыт воспитания моряков-подводников
Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Н.В. УСЕНКО, кандидат исторических наук
УСЕНКО Николай Витальевич родился 16 декабря 1927 года в Севастополе. Окончил Подготовительное ВМУ (1951), Военно-политическую академию (1959), Военную академию Генерального штаба (1971). Службу начал в 1943 году матросом на кораблях БФ. Далее - служба на дизельных и атомных ПЛ БФ и СФ, начальник политотдела 10-й эскадры ТОФ, заместитель начальника ПУ ВМФ, член ВС - начальник ПУ СФ, начальник политотдела Института военной истории МО РФ. Участник многих дальних походов на дизельных и атомных ПЛ, в том числе скрытного совместного перехода в 1966 году южным маршрутом отряда атомных ПЛ СФ на ТОФ. Автор более 60 научных трудов и нескольких книг по морской тематике. Участник Великой Отечественной войны.
НА ВСЕХ ЭТАПАХ исторического развития отечественных подводных сил российские моряки-подводники отличались высоким профессионализмом, мужеством и отвагой. Особенно ярко эти качества проявились в годы Великой Отечественной войны. В мирное время, выполняя учебно-боевые задачи, наши моряки-подводники стойко преодолевали специфически сложные условия и трудности подводной службы. Находясь в подводном положении, моряк испытывает однообразие повседневной жизни, тесноту отсека ПЛ, изо дня в день - одни и те же примелькавшиеся лица, постоянный шум работающих механизмов, недостаток свежего воздуха и прочее. Тем не менее, в этих условиях требуется мастерское владение боевой техникой, неукоснительная точность выполнения приказаний, поступающих с командного пункта корабля, выдержка, умение переносить трудности многосуточных плаваний в океане.
С рождением атомных подводных кораблей, несмотря на радикальные изменения в условиях жизни и быта по сравнению с дизельными ПЛ, возросла ответственность каждого члена экипажа за быстрое и точное выполнение своих функциональных обязанностей, т. е. возросла роль человеческого фактора. Это связано с новыми условиями риска: высокими подводными скоростями, большими глубинами, насыщенностью ПЛ сложной техникой, возможностью радиоактивного облучения. Поэтому проблеме формирования у подводников высоких морально-психологических качеств уделяется серьезное внимание. С этой целью командирами, их заместителями по воспитательной работе, офицерами как на берегу, так и непосредственно во время плавания постоянно проводится комплекс воспитательных мероприятий.
Особое место в формировании у подводников ответственности к службе занимает командир корабля. Во время выполнения задач в море, когда личный состав тесно сгруппирован в прочном корпусе и каждый член экипажа на виду, командир ПЛ личным примером влияет на поведение, моральное состояние и настроение всего экипажа.
Обязанности командира по корабельному уставу многогранны и ответственны. Но самыми главными из них, несомненно, являются умение в совершенстве управлять подводным кораблем, поддерживая оружие и технику в готовности выполнить любую свойственную кораблю задачу. Кроме того, командир должен сплотить команду, уметь проникнуть в суть человеческих отношений в коллективе, стать «отцом» экипажа. От него требуется незаурядная смелость, дерзость, холодный расчет маневра при управлении кораблем и применении оружия.
О морально-психологических качествах командира подводной лодки весьма емко и убедительно в свое время высказался известный советский подводник Герой Советского Союза Магомет Гаджиев: «Командиру корабля нужны искусство поиска, мастерство при выборе момента и направления торпедной атаки, плюс спокойная воинская дерзость, ошеломляющая врага. Командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника».
Вспоминая свою службу командиром атомной подводной лодки, известный подводник с тремя адмиральскими звездами на погонах Герой Советского Союза А.П. Михайловский пишет: «Каждый из нас, кому посчастливилось быть командиром корабля, на всю жизнь сохраняет в памяти то замечательное состояние души (иначе сказать не могу), которое пережил при получении допуска к самостоятельному управлению ПЛ. Все дело тут в осознании своего права и своей готовности управлять могучим, сложным и совершенным кораблем».
Особенно велика роль командира ПЛ как навигатора - искусного мореплавателя в различных климатических и широтных регионах, особенно при подледных плаваниях, когда необходимо учитывать специфику гидрологии моря, особенность течений, толщину ледового покрова, наличие айсбергов, подводных гор и возникших отмелей. Так, при первых плаваниях атомоходов подо льдами Арктики было отмечено такое неизвестное ранее явление, как резонансное эхо. Суть его заключается в том, что на приемники гидроакустических станций вдруг попадает масса отраженных ложных сигналов, создавая иллюзию огромного числа объектов и целей вокруг корабля. Нетрудно себе представить, какие чувства испытывает любой командир и расчет центрального поста ПЛ, встретившись с этим явлением. Позднее узнали, что резонанс возникал в результате отражения сигнала от неровностей льда, сосулек или айсбергов.
А что чувствует рядовой моряк-подводник, находясь в прочном корпусе атомохода, пронизывающего толщу Северного Ледовитого океана подо льдом? Участники подледных плаваний отмечают, что сознание невозможности в любую тревожную минуту всплыть на спасительную поверхность создавало значительную моральную напряженность у экипажа. Подобное чувство испытывают многие новички, впервые попавшие под лед. Офицер Северного флота капитан 2 ранга Е. Крупнин рассказывал: «Как только по трансляции сообщили, что атомоход вошел в лед, я заметил изменение в поведении молодых матросов. Это был их первый выход в море. После некоторого оживления и подъема в связи с началом плавания под водой с заходом под лед у них появились признаки нервной настороженности. Только после нескольких дней плавания они стали нести вахту спокойно». Во время подобных походов командиры и политработники постоянно держали в фокусе внимания молодых матросов, тем более что в их поведении намечалась и другая крайность: когда они осваивались с обстановкой, появлялась самоуверенность, беспечность при несении ходовой вахты, что не менее опасно в плавании.
Важно отметить еще такую особенность поведения командира ПЛ, как самостоятельность в принятии и несгибаемая воля в выполнении решений во время автономного плавания. При этом он должен опираться на экипаж и его готовность до конца выполнить воинских долг. Опыт многолетней службы атомного подводного флота показал, что главная черта характера командира подводного атомохода - это высокий профессионализм, умение качественно и эффективно использовать оружие, от чего зависит его авторитет не только у вышестоящего командования, но и у экипажа, который его глубоко уважает и гордится тем, что командир - мастер торпедного или ракетного удара. Кстати, такие чувства подчиненные испытывают, если командир обладает еще и высокими нравственными качествами: гуманностью, честностью, правдивостью, доброжелательностью, объективностью. В этом случае высокая требовательность к подчиненным воспринимается в экипаже с пониманием. Командир не должен забывать, что каждое его слово, решение, поступок оказывают воспитательное воздействие на весь экипаж. Именно это приносит уважение и любовь экипажа к своему командиру. Он везде впереди - первый и главный человек на ПЛ: у пульта управления стрельбой ракетами или торпедами, у навигационного комплекса, у перископа. Он последним закрывает при погружении и первым открывает верхний рубочный люк при всплытии лодки, первым поднимается на мостик, он также первый за столом в кают-компании, и его место никогда не занимает никто, даже присутствующий на борту старший начальник.
Сложившаяся на флоте организация службы на боевых кораблях предусматривает должности помощников командира - опытных офицеров, способных в случае необходимости принять командование кораблем, а в повседневной службе заниматься руководством личным составом и обеспечивать заданный уровень боевой готовности. В этом отношении значительную роль играет заместитель командира ПЛ по воспитательной работе. Он вместе с командиром определяет главные направления этой деятельности и осуществляет руководство идеологическими мероприятиями, проводимыми на корабле и в боевых частях (в море - в сменах). Его главная задача - формировать у подводников чувство долга перед Отечеством за безопасность его морских границ, высокую нравственность, моральную устойчивость, добросовестное выполнение обязанностей каждым, несущим вахту на своем боевом посту, а также создание здорового микроклимата в экипаже. Подавляющее большинство политработников дизельных и атомных ПЛ в прошлом были надежными помощниками командиров.
Накопленный опыт воспитательной работы с личным составом в океанских походах показал, что на различных этапах выполнения задач наблюдается своеобразная динамика изменения морально-психологического состояния экипажа. В начале похода идет слаживание боевых смен. Весь экипаж, а особенно матросы-первогодки, начинают привыкать к обстановке под водой. В это время настроение у личного состава приподнятое, и если есть замечания по вахте или распорядку дня, то они быстро устраняются. Затем наступает длительный период эффективной работы экипажа, формируется коллектив, жизненный тонус походной жизни наиболее высок. Настроение у личного состава бодрое. Но далее, как показала практика, на заключительном этапе длительного пребывания под водой появляется усталость, допускаются ошибки в выполнении своих функций. Именно в этот период случаются аварии и поломки. Опытные командиры и политработники на этом этапе плавания принимают все меры по снятию моральной и физической усталости экипажа. Вносятся некоторые изменения в распорядок дня, выделяется больше свободного времени личному составу для отдыха, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия, беседы, демонстрируются кинофильмы. Повышенное проявление заботы о быте, организации питания и состоянии здоровья моряков становится одной из важных задач в политико-воспитательной работе, что в значительной мере влияет на успешное выполнение задач в океане.
Длительное подводное плавание на ПЛ, насыщенных сложной боевой техникой, требует от каждого члена экипажа не только высокой дисциплинированности, физической выносливости, хладнокровия, но прежде всего высокого профессионализма - отличного знания правил подводной службы, умения в совершенстве владеть механизмами своего боевого поста, хорошо знать, как действуют корабельные системы и средства сигнализации. Все эти профессиональные обязанности формируются у подводников в процессе несения ходовой вахты.
Особое внимание уделяется тем подводникам, которые впервые выходят в длительное плавание. В этот период, как известно, личный состав расписан по боевым сменам. Одна смена несет вахту, две другие либо отдыхают, либо выполняют корабельные работы. Руководят боевой сменой вахтенные офицеры и вахтенные механики. В море центр воспитательной работы из боевой части перемещается в боевую смену. Между сменами идет соревнование по главным показателям: в какой смене лучше несется ходовая вахта, кто лучше поддерживает порядок на постах, в какой смене лучше организована боевая учеба. В боевых сменах получают практику молодые матросы. Здесь они готовятся к экзаменам по специальности, которые весьма строго оценивают опытные офицеры корабля. После завершения испытаний на корабле проводятся специальные мероприятия, в том числе и ритуал приема в подводники. В этот день молодые матросы приглашаются в центральный пост. В торжественной обстановке зачитывается приказ командира ПЛ, после чего командир вручает молодому матросу «свидетельство подводника» - документ, подписанный командиром и заверенный гербовой печатью. Подводники очень дорожат этим документом.
Многие офицеры в своей деятельности широко использовали опыт работы старших поколений командиров и начальников отечественного флота. Они помнили мудрые наставления прославленного адмирала П.С. Нахимова: «Матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Вот кого надо возвысить, учить, возбуждать в них геройство и храбрость». Это наставление российского флотоводца времен парусного флота как аксиома воспитательной работы принималась в наш атомный век офицерами-подводниками, особенно в длительном плавании.
Походная обстановка, длительный отрыв от родных берегов, семьи, постоянное пребывание в ограниченном пространстве, однообразие событий и окружающих лиц, высокая моральная и физиологическая нагрузка, малоподвижный образ жизни, гиподинамия - все это отражалось на настроениях подводников и учитывалось в работе с личным составом. Проведенные на некоторых соединениях исследования состояния нервной системы у подводников в возрасте от 18 до 23 лет показали, что до похода все никаких жалоб не высказывали. Только у единиц при очень тщательном обследовании были замечены некоторые несущественные проявления отклонений от нормы, но они ни в коей мере не свидетельствовали о нездоровье организма. Однако обследование членов экипажа после 75-суточного похода показало, что около 40 % высказали жалобы на повышенную утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность и нарушение сна. У каждого четвертого-пятого обнаружены рефлексы, присущие больным с нарушениями нервной системы. Учеными даны специальные рекомендации по снятию этих нежелательных проявлений. Главные из них - занятие физкультурой и моральная разрядка путем организации досуга в свободное от вахты время.
Ярким свидетельством высоких нравственных качеств моряков являются известные в Российском флоте имена подводников, совершивших героические подвиги в экстремальной обстановке во имя спасения корабля.
Так, высочайшее мужество, чувство товарищества, железную волю и выдержку проявил капитан-лейтенант Борис Поляков. Это случилось на боевой службе подводного ракетоносца. Пожар охватил многие отсеки. Экипаж боролся с огнем, но достичь успеха не удалось. В концевом отсеке, загерметизировав систему вентиляции, остались 12 человек во главе с Поляковым. В тяжелейших условиях, в темноте, без тепла, при недостатке воздуха, отсутствии связи с командным пунктом на протяжении 23 суток, борясь за жизнь товарищей, испытывая холод, голод, жажду, изнуряющую качку, Поляков подбадривал «пленников отсека», внушал им, что надо надеяться на спасение. Благодаря руководству и твердой воле офицера люди были спасены. Борис впоследствии рассказывал: «Потерял я в весе 28 кг, остальные тоже превратились в доходяг. Обросли бородами, ногти как у обезьян». Мужество, высокий профессионализм офицера были отмечены государственной наградой - орденом Красного Знамени. Высокого звания Героя России посмертно удостоен матрос-трюмный реакторного отсека Сергей Преминин. Выполняя воинский долг, он погиб вместе с кораблем, обеспечив безопасность ядерного реактора, упредив угрозу радиоактивного заражения океана. Ради спасения экипажа на верную смерть пошли подводники ракетоносца во главе с командиром группы управления реактором Борисом Корчиловым. Он руководил личным составом, проводящим ремонтные работы в реакторном отсеке, где уровень радиации был очень высокий. Все участники этих работ - молодые ребята, к сожалению, скоро завершили свой жизненный путь. Ценой своей жизни они спасли корабль и своих товарищей.
Военная служба на подводном флоте стала подлинной школой жизни для многих молодых людей. В прочном корпусе ПЛ вчерашние озорные и даже хулиганистые ребята становились дисциплинированными, подтянутыми, собранными и ответственными моряками, обретали чувство коллективизма, товарищеской сплоченности и взаимовыручки. Благодаря организации четкой воинской службы и систематической целеустремленной воспитательной работе у молодых людей формировались высокие нравственные качества - честность, трудолюбие, уважение к старшим, товарищам по службе независимо от того, из каких мест они были призваны и какую национальность имели. Заметим, что в коллективах советских ПЛ не наблюдалось ни позорной «дедовщины», ни каких-либо проявлений национальной розни или неприязни, хотя практически в каждом из них служили представители 8-10 республик Советского Союза. Все дружно трудились, четко и грамотно выполняли свои обязанности, а после окончания службы поддерживали контакт друг с другом и даже встречались семьями.
В те, теперь уже давние времена со всех концов нашей великой Родины - Советского Союза - воинский долг собирал молодых людей в экипажи подводных кораблей. Сама служба с ее трудностями, лишениями, с ее напряженной боевой учебой и системой воспитания формировала достойных граждан, способных честно выполнять не только воинские обязанности, но и после службы усердно трудиться на благодатной почве мирного созидания.
Красная Звезда. 1997. 19 августа.
Михайловский А.П. Рабочая глубина. СПб., 1996. С. 212.