Военная мысль 3.2006 г. (стр. 77-79)

«Военная мысль» №3.2006 г. (стр. 77-79)

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

О перспективах развития и применения аэростатических летательных аппаратов

Генерал-майор в отставке В.Л. БАРАНОВ, кандидат военных наук

Подполковник М.И. ПАВЛУШЕНКО, кандидат военных наук

Полковник А. Е. СИМОНОВ

В ПОСЛЕДНЕЕ время в развитых зарубежных государствах отчетливо проявился интерес к расширению сферы применения аэростатических летательных аппаратов как в мирных, так и в военных целях. Тому есть много примеров. Так, в США уже более десяти лет реализуется проект TARS (Tethered Aerostat Radar System) - радиолокационная система на привязных аэростатах, с помощью которого будет организован тотальный контроль всей южной воздушной границы Соединенных Штатов для предотвращения контрабанды, в том числе и наркобизнеса. Другой аналогичный по своей направленности американский проект военного предназначения получил название «Воздушная система релейной связи» ARC (Airborne Relay Communications). Для борьбы с крылатыми ракетами в США на базе привязных аэростатов предложена перспективная комплексная система обнаружения низколетящих крылатых ракет JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor), которая войдет в единый комплекс противовоздушной и противоракетной обороны на театре военных действий. Таким образом, противоракетный комплекс «Пэтриот», получая информацию по обнаружению целей от JLENS, сможет увеличить эффективность своего применения более чем на 700 %.

В связи с уходом израильтян из сектора Газа на всем протяжении палестино-израильской границы разворачиваются аэростатные платформы нового поколения «Защита границы» (Border Protection). Оптико-электронная система этих аэростатов предназначена для контроля за перемещением людей и техники на больших расстояниях. Полученные данные, поступая в командно-контрольный центр, обрабатываются в виде сводок оперативной информации, которые затем поступают в распоряжение заинтересованных силовых структур, но с более высокими разведывательными характеристиками.

В последнее время в некоторых странах НАТО все большую роль приобретают так называемые пассивные средства обороны - аэростаты заграждения. Они предназначены для срыва нападения самолетов противника на важные в военном отношении объекты, а также для снижения эффективности их действий. Кроме того, отмечается, что аэростаты заграждения могут применяться для решения задач по перехвату крылатых ракет, планирующих бомб, беспилотных летательных аппаратов, а также самолетов, совершающих полет в режиме огибания рельефа местности.

К таким пассивным средствам обороны относятся разработанные фирмой Rampart привязные аэростаты традиционной формы. Несколько аэростатов объединяются в систему, имеющую радиоуправляемый командный центр, обслуживаемый одним оператором. Специальные средства связи позволяют управлять системой заграждения с расстояния до 15 км, образуя защитную зону диаметром 30 км. Наполнение аэростатов газом и их развертывание осуществляются автоматически. Время наполнения аэростатов составляет 60 с, время вывода на высоту 1000 м - 6 мин.

Английская компания Allsopp Helikites Ltd. разработала и запатентовала миниатюрный гибрид аэростата и воздушного змея, которые могут использоваться для создания воздушных преград против низко летящих средств воздушного нападения, например вертолетов или крылатых ракет на высоте до 600 м. Эти гибридные аэростаты, получившие название Helikites, входят в систему противовоздушной обороны AHAAD (Allsopp Helikites Anti-Aircraft Defence). Система AHAAD не обнаруживается радаром, и ее достаточно трудно заметить невооруженным глазом. Она не оставляет инфракрасного шлейфа, а установленные на вертолетах лазерные сканеры не отмечают присутствия аэростатов Helikites вблизи объекта удара.

Исторически сложилось так, что в Военной академии РВСН им. Петра Великого наряду с другими научными направлениями много внимания уделялось повышению боевых возможностей ракетных частей и соединений за счет использования аэростатических летательных аппаратов. По этому вопросу в академии защищено несколько диссертаций, изданы научные труды, в том числе и две монографии, получены десятки авторских свидетельств на изобретения и несколько патентов Российской Федерации.

Наши ученые в интересах 11-го управления МО РФ, Штаба РВСН и РАН РФ по данной тематике выполняли научные работы теоретического и экспериментального характера совместно со 2 ЦНИИ МО РФ, 4 ЦНИИ МО РФ, 30 ЦНИИ МО РФ, Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики, Академией гражданской защиты МЧС РФ, Воздухоплавательной службой ВВС, Вольским воздухоплавательно-исследовательским центром ВВС, Воздухоплавательным центром «Авгуръ». Так, наши ученые приняли участие в разработке и испытании аэростатной системы воздушного заграждения (АСВЗ) и аэростатной радиолокационной станции (АРЛС).

При проведении испытаний на полигоне «Фаустово» в 2001 и 2002 годах сетевой элемент системы аэростатного заграждения показал, что АСВЗ оказывает воздействие на летательный аппарат (типа крылатой ракеты), достаточное для изменения траектории его полета или частичного разрушения. Сам перехват аэростатной системой воздушного заграждения приводит лишь к локальным повреждениям сетевого элемента в тех тросах, которые непосредственно контактируют с летательным аппаратом. При этом аэростатная система практически сохраняет свою пригодность к дальнейшему применению.

В 2000 году сотрудники академии участвовали в испытании радиолокационной станции (РЛС) «Кредо-IE» (ФГУП НИИ «Стрела»), установленной на аэростате УАН-400 (ЗАО Воздухоплавательный центр «Авгуръ»). В ходе испытаний проводились проверка работоспособности и оценка технических возможностей РЛС при установке ее на аэростате в различных режимах обнаружения подвижных целей как при сканировании в заданном секторе, так и при ручном и автоматическом сопровождении. Была показана степень увеличения радиолокационной видимости при подъеме РЛС на высоту до 300 м.

По результатам испытания был сделан вывод: РЛС «Кредо-IE», размещенная на аэростате, обеспечивает обнаружение, ручное и автоматическое сопровождение движущихся наземных целей на расстояниях до 40 км; существует возможность установки автоматически охраняемого периметра; унифицированный аэростат-носитель УАН-400 соответствует поставленным перед ним задачам. Однако для создания эффективно функционирующего комплекса необходимо разработать систему топопривязки, навигации и ориентирования для бортовой части РЛС.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают, что начинается новая эпоха в развитии военного воздухоплавания, которая является одним из перспективных направлений науки и техники, где Россия сохранила передовые позиции в мире.

В заключение следует сказать, что целесообразно консолидировать наработки, проделанные в видах и родах ВС РФ, а также на предприятиях промышленности. Формой такой консолидации могла бы стать Всеармейская военно-техническая конференция на базе Вольского воздухоплавательно-исследовательского центра ВВС.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации