Военная мысль 5. 2006 г. (стр. 2-7)

«Военная мысль» №5. 2006 г. (стр. 2-7)

СЛОВО ЮБИЛЯРАМ

Место и роль 29 НИИ в военно-научном комплексе ВС РФ

Начальник военно-топографического управления ГШВС РФ

генерал-лейтенант В.И. ФИЛАТОВ,

доктор военных наук

ФИЛАТОВ Валерий Николаевич родился 20 октября 1950 года. Окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище (1972), Военно-инженерную академию (1979), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба (1994). Проходил службу картографом Центральной научно-картографической части, старшим научным сотрудником 29-го Научно-исследовательского института Министерства обороны, начальником группы и заместителем начальника отдела военно-топографического управления ГШ ВС РФ, начальником геодезического факультета Военно-инженерной академии, заместителем начальника военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 2002 года - начальник военно-топографического управления ГШ ВС РФ - начальник топографической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Доктор военных наук, профессор. Действительный член академий: инженерных наук им. A.M. Прохорова; военных наук; безопасности, обороны и правопорядка.

ОПЫТ войн и военных конфликтов, в том числе и современных, показывает, что важнейшей составляющей ведения военных (боевых) действий является всестороннее топогеодезическое обеспечение войск (сил). Исторически этот важный вид всестороннего обеспечения формировался сначала на стратегическом уровне, а затем в оперативном и в тактическом звеньях управления войсками (силами).

Способы и формы получения и доведения до войск (сил) и штабов топогеодезических данных (топографические и специальные карты, фотодокументы местности, каталоги геодезических координат и пр.) прошли путь длительной эволюции, вызванной как постоянно повышающимися требованиями войск к сведениям о местности, так и возможностями топографической службы по их удовлетворению. В частности, обеспечение войск картами занимает довольно продолжительный период - от создания глазомерных обзорных карт при организации походов в средние века до высокодетальных топографических карт и планов городов в настоящее время. В свою очередь современное обеспечение РВСН, ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск (СВ) исходными астрономо-геодезическими и гравиметрическими данными начиналось от подготовки линейных сведений для стрельбы ствольной артиллерии. Силы и средства, используемые при топогеодезическом обеспечении, также прошли длительный путь организационно-штатных и технологических изменений: от императорской чертежной мастерской XVIII века и топографических съемок XIX века до мощных производственных частей и топогеодезических отрядов настоящего времени.

Решение задач топогеодезического обеспечения, связанного в первую очередь с созданием карт местности и подготовкой геодезических данных, требовало серьезной научной проработки. Эти задачи даже двести лет назад невозможно было выполнить без умелого применения геометрии, алгебры, плоской и сферической тригонометрии, геодезической и физической астрономии, математической картографии. Именно поэтому эти непростые и непрестижные в светском обществе науки изучали отечественные профессиональные военные топографы и геодезисты, обучавшиеся в Московской математико-навигацкой школе в петровские времена, в Военно-топографическом училище и в Академии Генерального штаба в XIX веке. Там же, при военно-учебных заведениях, были организованы и научные исследования вопросов топогеодезического (по терминологии тех лет - топографического) обеспечения боевых действий, создания новых средств и методов топографических съемок и геодезических измерений, разработки приборов и оборудования.

Весомый научный вклад в развитие науки, в том числе в областях военной геодезии и военной топографии, внесли в это время ученые-педагоги и ученые-руководители: Л.Ф. Магницкий (руководитель отделения Московской математико-навигацкой школы); И.И.Калмыков (мастер математических инструментов в петровские времена); А.П. Болотов (первый преподаватель геодезии Академии Генерального штаба, генерал-майор), Г.Ф. Стефан (начальник Академии Генерального штаба, изобретатель мензулы и инициатор создания в академии геодезического отделения, генерал-лейтенант), Н.Я. Цингер (профессор Пулковской обсерватории, генерал-лейтенант), О.Э. Штубендорф (профессор Академии Генерального штаба, затем начальник Корпуса военных топографов, генерал от инфантерии), В.В. Витковский (преподаватель Военно-топографического училища и Академии Генерального штаба, генерал-лейтенант), Д.Д. Гедеонов (начальник Туркестанского военно-топографического отдела, генерал-майор), И.И. Померанцев (начальник Военно-топографического училища, затем начальник Корпуса военных топографов, генерал от инфантерии), Н.Д. Артамонов (начальник полевого штаба Дунайской армии в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов, затем начальник Военно-топографического училища, начальник Корпуса военных топографов, генерал от инфантерии) и др. Исследования проводились на кафедрах и в обсерваториях, а практическая реализация полученных результатов - непосредственно на полевых работах и практиках.

Осмысление опыта Русско-японской войны 1904-1905 годов и Первой мировой войны показало, что роль топогеодезической информации по критериям современности и оперативности доведения до войск и штабов стремительно возрастает. Исключительную важность для повышения результативности топогеодезического обеспечения стали играть материалы воздушной съемки местности. Необходимость грамотно обработать такие снимки в части дешифрирования, трансформирования, развития фотограмметрических сетей и в конечном итоге получения максимально точных результатов для целеуказания, камеральной съемки местности и создания топографических карт потребовали формирования основ отдельной научно-технической дисциплины - фотограмметрии. В 20-30-е годы XX века над совершенствованием методов фотограмметрической обработки снимков работали видные военные ученые: В.А. Баринов,- А.В. Петров, Н.Ф. Корнилов, Н.П. Макаров, Н.М. Алексапольский, П.П. Соколов, Г.Ф. Климов, Ф.Я. Герасимов, Г.Ф. Гапочко и др.

В эти же годы резко выросли требования к астрономо-геодезическому обеспечению стрельбы артиллерии, что потребовало совершенствования средств и методов подготовки исходных геодезических данных. Для повышения точности и наглядности топографических карт выполнялись исследования в области математической картографии по разработке новых проекций и компоновки карт. Нуждались в более обоснованных решениях вопросы организации хранения и выдачи топогеодезических данных в боевых условиях.

Вместе с тем военно-топографическая служба (ВТС) РККА не имела тогда единого научного центра. Исследования и эксперименты продолжались на кафедрах военно-учебных заведений, велись Московской геодезической вычислительной частью и Военно-картографической фабрикой им. В.Дунаева. Разработкой новой техники занималась инструментальная лаборатория отдела снабжения управления военных топографов РККА. Работы в области стандартизации топогеодезических инструментов и других предметов военно-топографического имущества выполнялись в бюро по стандартизации также при управлении военных топографов. Отработка вопросов организации топогеодезического обеспечения была возложена на опытный топографический отряд. Однако к середине 30-х годов XX века сложность и наукоемкость задач уже не позволяли решать их мимоходом, не отрываясь от производства и основной деятельности.

В связи с этим у военно-топографической службы РККА возникла острая необходимость в эффективной научной проработке проблем, связанных с созданием и доведением до войск и штабов топографических карт, планов городов, астрономо-геодезических данных, фотодокументов местности. Решать такие задачи мог только специально созданный научно-исследовательский институт (НИИ). К 1 июня 1936 года такой НИИ был сформирован. В него были направлены лучшие специалисты в области военной геодезии, военной топографии и военной картографии. Начальником НИИ ВТС РККА был назначен интендант 1 ранга Давид Миронович Измайлов-Турок, ранее проходивший службу начальником фотограмметрической части топогеодезического отделения 7-го (военно-топографического) отдела Генерального штаба РККА.

Основной задачей института являлось ведение научно-исследовательской, опытно-производственной и испытательной работы в области астрономии и геодезии, аэрофотосъемки, картографии в целях дальнейшего совершенствования существующих методов работ, разработки новых методик как для производственной сферы, так и боевого применения частей военно-топографической службы. В первые годы существования приоритетным направлением деятельности института были исследования в области обработки аэрофотоснимков. Перед Великой Отечественной войной он даже несколько раз менял свое название, именуясь «Фотограмметрическим центром ВТС» и «Научно-исследовательским испытательным полигоном ВТС».

В это время в институте исследовались вопросы повышения эффективности решения следующих задач: исправления и дополнения топографических карт и планов городов; обеспечения артиллерийской топографической службы исходными геодезическими данными; дешифрирования аэрофотоснимков; снабжения войск картами и каталогами опорных пунктов; составления карт на территорию противника; изготовления и размножения фотодокументов местности; переиздания трофейных карт и др.

Одновременно с их решением разрабатывались приборы и технологии, подготавливались соответствующие руководства, которые направлялись в войска. Результатом деятельности института в предвоенный и военный периоды стали руководящие документы военно-топографической службы: наставление по построению рабочего обоснования съемки масштаба 1:25 000 (1940); наставление по нивелированию (1941); альбом дешифрирования топографических и тактических объектов (1941); таблицы прямоугольных координат Гаусса-Крюгера (1942); наставление по инструментальным мензульным съемкам (1943); руководство по хранению, эксплуатации и сбережению топогеодезических инструментов (1944); наставление по аэрофотосъемке (1945); наставление по полигонометрическим ходам (1945) и многие другие. В этот период в институте трудились ученые: Н.К. Мельников, П.С. Паша, Б.С. Кузьмин, В.М. Погорелов, И.М. Герасимов, П.А. Зевакин, СЕ. Александров, Л.А. Богомолов, В.М. Периков, Н.И. Синяков, Ф.И. Бродский, Г.В. Романовский и др. Деятельность сотрудников НИИ ВТС вносила значительный вклад в совершенствование топогеодезического обеспечения Вооруженных Сил и в Победу в Великой Отечественной войне в целом.

В послевоенное время сфера деятельности института расширилась, были добавлены еще два направления: первое - изучение и научное обобщение опыта топографического обеспечения военных (боевых) действий войск; второе - составление военно-географических описаний и справочников.

В 50-70-х годах прошлого столетия в связи с созданием РВСН и совершенствованием технической оснащенности ракетных войск и артиллерии СВ исключительную значимость приобрели подготавливаемые и доводимые до объединений, соединений и частей исходные астрономо-геодезические и гравиметрические данные: каталоги геодезических и гравиметрических пунктов; списки высот и координат; значения фундаментальных геодезических постоянных; характеристики гравитационного поля Земли; элементы ориентирования эллипсоида Красовского относительно общего земного эллипсоида и т. п. В институте существенно возрос объем исследований по этим направлениям, сформировалась новая научно-техническая дисциплина - космическая геодезия. Выполнялись исследования по разработке ряда руководств по астрономо-геодезическому обеспечению отдельных типов ракет, развитию геодезических сетей специального назначения, внедрению радиогеодезических, светодальномерных и гироскопических методов измерений. Результаты этих исследований в значительной степени предназначались для новой крупной видовой топографической службы - службы контроля прицеливания и астрономо-геодезического обеспечения РВСН.

С появлением возможности выполнять съемку местности из космоса начали создаваться соответствующие методы фотографирования и обработки фотоматериалов. На топографическую службу возлагалась задача создания карт на обширные зарубежные территории, что потребовало резкого повышения производительности труда. При ведущей роли института осуществлялись масштабные опытно-конструкторские работы по разработке эффективной техники для топогеодезического производства, а затем ее выпуск серийными партиями и переоснащение частей службы. В институте функционировал специальный отдел космической фототопографии и опорных карт.

На новом уровне продолжались исследования вопросов совершенствования средств и методов топогеодезического обеспечения операций. На основе опыта Великой Отечественной войны, конфликтов и войн 50-х годов XX века, а также практики масштабных учений изучалось состояние топогеодезического обеспечения видов Вооруженных Сил и родов войск, направлений его дальнейшего развития, создавались элементы автоматизированной системы управления топогеодезическим обеспечением, исследовались вопросы применения подвижных топогеодезиче-ских комплексов. В институте в этот период работали известные ученые: Н.П. Михайлов, И.А. Кутузов, М.П. Фомин, С.А. Саляев, Я.Г. Воронов, Б.Д. Яровой, М.А. Векслер, А.А. Кузнецов, Г.Е. Лазарев, С.Н. Вересов и многие другие. На новый уровень вышла организация научной работы - в 1976 году в институте был создан диссертационный совет.

С начала 80-х годов прошлого столетия формируется новое научно-технологическое направление в картографии и геодезии, связанное с разработкой цифровых и электронных карт. Необходимость использования новых научно-технических достижений в оборонных целях поставила перед институтом задачи по развитию и совершенствованию технологий создания и применения продуктов цифровой картографии. В связи с этим резко возрастала наукоемкость исследований. Поэтому в первоочередном порядке разрабатывались следующие вопросы: создание специализированного программного обеспечения для редактирования цифровых моделей местности; определение последовательности работ по цифрованию картографических материалов; обоснование состава информационно-картографического обеспечения при создании цифровых карт; алгоритмизация технологических процессов в интересах оцифровки картографических материалов; визуализация электронных карт на мониторах общего и индивидуального пользования; создание системы электронных карт и системы их метаданных; организация контроля качества производимой продукции; использование цифровой информации о местности в автоматизированных системах управления войсками; обновление электронных карт в подвижных топогеодезических комплексах и т. п. В исследованиях по проблемам цифровой картографии заметный научный след оставили ученые института: А.А. Кузнецов, Е.И. Халугин, А.И. Мартыненко, С.А. Жарков, А.С. Васмут, М.Е. Белецкий, Е.А. Жалковский, В.Г. Елюшкин, В.А. Леонтьев, Ш.А. Дивеев и др.

В результатах исследований по данной проблеме заинтересованы все военно-технические и научные школы Минобороны и других силовых ведомств, а также конкретные потребители продукции топогеодезического производства - штабы, войска (силы), учебные заведения, учреждения и предприятия. В частности, цифровые модели местности и электронные топографические карты были внедрены в боевую деятельность объединенной группировки войск (сил) при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе (1999) непосредственно сотрудниками 29 НИИ МО РФ.

Благодаря применению космических геодезических систем на новый уровень вышли исследования института в вопросах высшей геодезии и гравиметрии. К 1989 году была накоплена измерительная информация в объемах, достаточных для вывода новой системы геодезических «Параметров Земли 1990 года». Полученные результаты ни в чем не уступали лучшим мировым достижениям в области космической геодезии. Системы «ПЗ-90», а затем модернизированная «ПЗ-2000», предназначенные для геодезического обеспечения космических навигационных, геодезических и картографических комплексов (в том числе «ГЛОНАСС», «Парус», «Комета», «Цикада»), использовались в практической деятельности войск (сил), прежде всего в Военно-воздушных силах, Военно-Морском Флоте, Ракетных войсках стратегического назначения. Значительный вклад в их разработку внесли ученые 29 НИИ МО РФ В.В. Бойков, Н.Н. Воронков, В.Ф. Галазин и др. На пороге новые задачи - по созданию систем наземного навигационно-геодезического и координатно-временного обеспечения ВС РФ.

Современные технические средства и методы подготовки геодезической и картографической информации отразились на содержании и организации топогеодезического обеспечения как важного вида оперативного (боевого) обеспечения. Вместе с тем продолжались исследования путей повышения технической оснащенности частей топографической службы ВС РФ, осуществлено уточнение задач топогеодезического обеспечения (ТГО) видов и родов ВС в основных формах оперативно-стратегических действий на ТВД, определены важнейшие тенденции в развитии средств ТГО наиболее перспективные образцы и комплексы, на развитии которых следует сосредоточить главные усилия. В последний период проводились фундаментальные исследования по организации топогеодезического обеспечения, в частности были разработаны:

теоретические основы топогеодезического обеспечения стратегической наступательной операции на западном ТВД в начальный период войны (подготовлен военно-теоретический труд по данной теме);

предложения по содержанию и организации топогеодезического обеспечения оперативного развертывания войск фронта и отражения вторжения противника, а также по организационно-штатной структуре фронтовых, армейских (корпусных) и дивизионных складов топографических карт;

методика оценки ожидаемой эффективности функционирования комплекса средств автоматизации при решении задач по управлению запасами карт;

предложения по структуре информационного и лингвистического обеспечения АСУ оперативно-тактического звена в части автоматизации управления топогеодезическим обеспечением;

теоретические положения по топогеодезическому обеспечению группировок войск (сил) в локальных войнах, вооруженных конфликтах и по обеспечению региональной группировки войск (сил) Союзного государства.

Исследования по данным направлениям проводились сотрудниками института В.И. Казаковым, В.И. Кашаевым, И.Д. Ефременко, СИ. Слипченко, В.Т. Трофименко, В.А. Мачуленко, Ю.Г. Бугаевым, Б.Е. Бызовым, Н.А. Кошняковым, В.Н. Сильвестровым, А.И. Ваку-лой, Б.Н. Москвиным и др.

29 НИИ МО РФ, выполняющий задачи военно-научного сопровождения разработок средств и методов топографического обеспечения, является уникальным научно-исследовательским учреждением, решающим задачи в интересах всех видов и родов ВС РФ. 70-летие коллектив института встречает традиционно - в обстановке новых интересных задач, с решимостью их выполнить качественно и в срок. Место и роль 29-го НИИ МО РФ за прошедшие десятилетия не изменились. Институт продолжает находиться в составе топографической службы ВС РФ и вносит весомый вклад в дело укрепления обороноспособности нашей Родины.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации