Военная мысль 5. 2006 г. (стр. 39-45)

«Военная мысль» №5. 2006 г. (стр. 39-45)

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Военно-технические аспекты предотвращения войн

Полковник в отставке В.А.КУЛИКОВ, доктор исторических наук, профессор

РЕАЛИЗАЦИЯ концепции предотвращения войны как краеугольного камня военно-политических установок (или основ) военных доктрин индустриально развитых государств на рубеже XX-XXI веков требует при прочих равных условиях определения и теоретического обоснования соответствующих военно-технических мер (видов деятельности) вооружения государства и стратегии их рационального проведения в военном строительстве. Сложность решения этой проблемы состоит, с одной стороны, в выборе наиболее эффективного с точки зрения достижения поставленной цели вида военно-технической деятельности из всего многообразия видов деятельности, направленной на вооружение государства и обеспечение надежной защиты его национальных интересов, в том числе независимости, суверенитета, территориальной и государственной целостности. С другой стороны - в необходимости учета при этом многочисленных ограничений, обусловленных как формой борьбы народов и государств, применяемой в войне, так и требованиями обеспечения достаточности обороны и национальной безопасности государства в обозримой перспективе.

Известно, что любую войну, каким бы сложным социально-политическим явлением она ни представлялась, всегда рассматривают в виде двухстороннего процесса борьбы одного государства (или коалиции государств) с другим (или с другой коалицией). И это закономерно. Ибо по своей форме (или сфере вовлекаемых в войну видов человеческой деятельности) эта борьба может быть политико-дипломатической, экономической, информационно-психологической и т. д., в том числе вооруженной. Последняя форма присуща подавляющему большинству известных истории военного дела войн и всегда рассматривалась военной наукой в качестве ядра войны, в которой одна из решающих ролей в достижении победы отводилась оружию и его умелому применению.

На рубеже XX-XXI веков последствия применения в вооруженной борьбе современного оружия и прежде всего оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического, психотронного и др.) все чаще начинают связывать уже не с победой в войне, а с невиданными потерями и разрушениями в ней, подрывом самих биологических основ жизни и гибелью цивилизации. Исходя из этого достаточно известные политики, военные историки и теоретики предлагают исключить вооруженную борьбу из форм борьбы между народами и государствами для достижения своих политических или каких-либо иных целей в войне. Они убеждены: «Поступательный ход истории, социальный прогресс все более становятся связанными не с войной как орудием политики, а ее исключением из жизни общества, решением всех противоречий и конфликтов мирными средствами». И именно поэтому такая форма борьбы в войне, как вооруженная борьба, становится одним из самых актуальных предметов исследования ученых самых разных стран мира, областью поиска возможных путей и способов предотвращения войн в мирное время.

Одним из реальных шагов в этом направлении, на наш взгляд, является анализ и выявление наиболее существенных военно-технических аспектов решения рассматриваемой проблемы, которые связаны с созданием и реализацией оружия тем или иным государством, или, другими словами, с вооружением государства как видом человеческой деятельности.

Исходя из этого представляется целесообразным, основываясь на современных научных воззрениях о складывавшихся веками видах человеческой деятельности, этот анализ начинать с уяснения всеми специалистами, занимающимися планированием, разработкой и производством средств вооруженной борьбы, организацией вооружения государства (его армии и флота) как вида человеческой деятельности, содержания теории этого вида деятельности. Делать это необходимо и потому, что до сих пор некоторые политики и военные теоретики не осознают, а значит, и не учитывают всей совокупности действий (или разновидностей этой деятельности), их взаимосвязей и логики выполнения, которые объединяет такой сложившийся веками вид человеческой деятельности, как вооружение народов и государств. Более того, подмена некоторыми из них термина «теория вооружения государства» термином «теория вооружений» - по аналогии, видимо, с использованным в свое время академиком АН. Крыловым известным понятием «теория корабля» - противоречит здравому смыслу, ибо не может теория выполнения определенной совокупности действий (т. е. вооружения) рассматриваться, как это предлагает последнее издание Военной Энциклопедии, либо в виде теории «совокупности оружия и техн. средств, обеспечивающих его применение», либо в виде «процесса качеств, развития и количеств, роста воен. техники в государстве, а также оснащение ею ВС».

Даже простое сравнение определения сущности (т. е. основных отличительных свойств) понятия «вооружение» из Военной Энциклопедии» с общепринятым определением любого вида человеческой деятельности позволяет любому заметить ряд допущенных в энциклопедическом определении смысловых и логических ошибок. Во-первых, «процесс» - это по-русски не вид деятельности, а в лучшем случае «порядок определенных действий». Во-вторых, в этот «процесс» включены всего четыре (а это далеко не все) разновидности последовательности действий, входящих в содержание вооружения как вида человеческой деятельности, и т. д.

Одним из достаточно близких к адекватному представлению реального содержания всей совокупности действий вооружения (с учетом изменений, происходивших в этом виде человеческой деятельности с древнейших времен до наших дней) могло бы стать следующее. (Но прежде следует напомнить внимательному читателю, что начиная с 1975 года это содержание много раз было рассмотрено и в журнале «Военная Мысль», когда были впервые соединены и обоснованы в виде единого понятия такие термины, как «теория» и «вооружение» армии, флота (народов, государства и т. д.). Позднее это было опубликовано в учебниках и трудах под названием «Военная наука» В А ГШ ВС СССР и т. д.) Итак, напомним тем, кто занимается организацией вооружения государства, содержание этого понятия на современном этапе развития военно-теоретических знаний.

Вооружение как вид человеческой деятельности во времена всех мировых и локальных цивилизаций, по результатам последних исследований, представляет собой выполнение (разными по численности и квалификации составами исполнителей по мере развития человеческого общества) совокупности следующих действий, тесно связанных с логикой так называемого жизненного цикла оружия:

Первое. Планирование (разработка замысла) создания (развития, модернизации) оружия - это первая совокупность действий, с которой во времена всех цивилизаций начиналось вооружение человека-воина (племени, общины, народа, государства) независимо от того, имел он или не имел оружие соответствующего вида (рода, типа и т. п.) в достаточном количестве. (Сейчас эту разновидность деятельности ряд специалистов называют «разработка методологии обоснования развития системы вооружения ВС и программы вооружения государства».).

Второе. Конструирование (разработка конструкторской и технологической документации для изготовления) оружия - вторая совокупность действий вооружения войск (сил).

Третье. Изготовление и испытание опытного образца (образцов) оружия - третья совокупность действий вооружения войск (сил). Этой совокупностью действий завершается первый этап (фаза, цикл) вооружения, получивший в XX веке название «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)».

Четвертое. Производство (мелкосерийное, серийное, крупносерийное) оружия - второй и центральный этап совокупности действий вооружения как вида человеческой деятельности.

Пятое. Накапливание запасов и хранение изготовленного оружия - предпоследний этап совокупности действий вооружения войск (сил).

Шестое. Реализация произведенного (изготовленного) оружия как совокупность действий по торговле оружием и на внутренних рынках оружия (поставка оружия в войска (силы) своего племени, общины, государства), и на мировых рынках оружия (продажа оружия зарубежным племенам, общинам, государствам). Торговля оружием на внутренних и мировых рынках оружия является последним, завершающим этапом совокупности действий вооружения как вида человеческой деятельности.

Такой в самых общих чертах представляется совокупность основных действий, которые осуществляло и осуществляет человечество с древнейших времен до наших дней чтобы вооружить одного человека (воина), либо отряд наемников племени (общины), либо армию государства и т. д. Действия с оружием, входящие в его «жизненный цикл», но осуществляемые уже после выполнения действий по вооружению, относятся к другим видам человеческой деятельности, среди которых - эксплуатация оружия (в мирное время), боевое применение оружия (в военное время, в вооруженной борьбе) и т. д. При этом следует особо отметить, что когда человечество стало создавать технические средства доставки оружия к цели (или носители оружия), управления оружием и т. д., тогда в содержание вооружения как человеческой деятельности стали входить действия как по созданию оружия, так и этих технических средств, которые, в отличие от оружия, логичнее было бы именовать «военной техникой», а не «вооружением».

Анализ исторически сложившейся логики выполнения всей совокупности действий (организации) вооружения народов и государств позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, организация вооружения государства и управление ею должны подчиняться объективным закономерностям, которые теоретически можно объединить в следующие пять групп: социально-политические, военно-стратегические, военно-экономические, военно-технологические и организационно-технические. Во-вторых, представление организации вооружения государства структурно подразделяющейся на шесть организационно завершенных этапов деятельности позволяет военно-технической политике государства оказывать управляющее воздействие как на всю организацию вооружения государства в целом, так и на каждый из ее этапов в отдельности с целью качественного совершенствования и количественного наращивания средств вооруженной борьбы, с одной стороны, и, при необходимости, с целью сокращения их номенклатуры, конверсии производства, сокращения мобзапасов и т. д., с другой стороны. Последняя может реально способствовать поиску рациональных военно-технических путей и способов (мер, действий) решения проблемы предотвращения войн.

Рассматривая предложенный вариант организации вооружения войск (сил) в качестве одного из основных видов деятельности военного строительства государства, не трудно предположить, что, воздействуя на эту организацию (управляя ею), можно находить пути (способы) реализации определенных военно-технических мер, направленных на предотвращение войн (или сдерживания того или иного государства от развязывания войны). К их числу можно отнести следующие:

Первый. Оптимизация организации вооружения государства и управление ею на основе принципа обеспечения «достаточности обороны государства»;

Второй. Предоставление преимущества (приоритета) в создании и производстве оружия стратегическому оружию, а также в оснащении им вооруженных сил государства;

Третий. Демонтаж материально-технической базы вооруженной борьбы (войны), позволяющей государству (коалиции государств) вести ее в стратегическом, оперативном и тактическом масштабе при условии соблюдения всеми государствами мира международных правовых актов по постепенному и равно безопасному для мирового сообщества снижению уровня военного равновесия (баланса, паритета).

Первый из выделенных путей поиска и обоснования военно-технических мер предотвращения войны требуют выявления не только объективных закономерностей организации вооружения государства, но и конституирования принципов ее оптимизации с учетом создания и поставок в войска (силы) оружия такого качества и в таком количестве, которые бы обеспечивали сдерживание (блокирование) того или иного государства от развязывания локальных войн и вооруженных конфликтов путем поддержания боевого потенциала развернутых группировок войск (сил) государства на уровне, достаточном только для обороны. Выявление и анализ военно-технических аспектов первого пути решения проблемы предотвращения войны во многом способствует обоснованию рациональных подходов к ее решению по второму и третьему из выбранных путей.

На основе выявленных закономерностей организации вооружения государства, механизма их действия могут быть сформулированы принципы, оптимизирующие в теоретическом плане эту организацию. К ним, исходя из логики и содержания организации вооружения современных индустриально развитых государств, можно отнести следующие:

цели и задачи организации вооружения государства определяются всеми установками военной доктрины и теории военного строительства государства на каждом историческом этапе его развития; организация вооружения государства структурно и функционально формируется из соответствующих государственных институтов и учреждений (таких, как министерства обороны, генеральные или главные штабы, военно-технические комитеты, НИИ, КБ, военно-промышленные предприятия, испытательные полигоны и т.п.), реализующих в определенной логической последовательности (в процессе) все виды деятельности так называемого «жизненного цикла оружия»;

динамика и пропорции организации вооружения, общий объем, пропорции поставок оружия в виды вооруженных сил как в военное, так и в мирное время определяются исходя из установок военной доктрины государства, официально одобренных им концепции предотвращения войны и принципов «достаточности обороны», возможностей экономики, международных законов;

оперативно-стратегическая идеология развития оружия и организации вооружения государства на определенном историческом этапе обусловливает формирование основных направлений строительства вооруженных сил государства в этот же период времени;

предоставляется преимущество (приоритет) в создании и поставках в войска (силы) оружия, от которого решающим образом зависит обеспечение международного военно-стратегического равновесия, сдерживание от развязывания и предотвращение вооруженной борьбы (войны) на любых ТВД, в любых физико-географических условиях;

приоритет в создании новых видов (систем) оружия отдается также таким, которые при сопоставимой боевой эффективности требуют для НИОКР, производства, хранения и освоения в войсках (силах) меньших затрат;

эффективность выполнения программ вооружения государства обеспечивается тщательным согласованием всех действий соответствующих государственных институтов, централизованным управлением организацией вооружения государства;

эффективное управление организацией вооружения государства в решающей степени зависит от состава и профессиональной подготовки специалистов, занимающихся этой деятельностью на всех ее этапах, научно-технической базы вооружения государства в виде перспективных научных достижений, технологий (в т. ч. высокоточных военного и двойного назначения), а также уровня отработки конструкторско-технологических решений, необходимых для проведения НИОКР по созданию новых и модернизации находящихся в войсках (силах) образцов, комплексов и систем оружия.

Второй из возможных путей предотвращения войн - предоставление преимущества (приоритета) в создании оружия стратегическому оружию и в оснащении им вооруженных сил - определяется, как мы уже отметили, выявленными закономерностями организации вооружения государства и связанными с ними принципами ее оптимизации, а также обусловленным ими подходом к выбору соответствующих военно-технических мер и их составом.

Приоритет в создании и совершенствовании стратегических систем оружия на современном этапе разработки концепции предотвращения войны должен быть отдан, как показывают исследования, тем из них (с учетом обеспечения преимуществ при принятии на вооружение и модернизации состоящих на вооружении), которые с военно-технической точки зрения условно можно подразделить на «активные» и «пассивные». К первым относят системы, предназначение которых состоит в применении оружия массового уничтожения, и прежде всего ядерного. Ко вторым относят системы, предназначение которых состоит в своевременном обнаружении и предупреждении о подготовке государства-агрессора к вооруженной борьбе (войне) в любом регионе мира, на любом ТВД и любых физико-географических условиях.

Стратегические системы оружия, в состав которых входит ядерное оружие, в свете решения проблемы предотвращения войн должны подлежать при прочих равных условиях для всех государств мирового сообщества безусловному сокращению в силу теоретически неограниченного поражающего и разрушительного воздействия этого оружия. Вместе с тем именно глобальная боевая эффективность таких систем оружия служит предостережением любому агрессору от развязывания войны, обеспечивает его сдерживание (блокирование) от развязывания мировой ядерной войны и мировой войны с применением обычных средств поражения путем поддержания стратегических ядерных сил в состоянии, гарантирующем проведение ответных адекватных действий с требуемой эффективностью в любых условиях. В возможностях этих систем оружия, а точнее, в последствиях применения входящего в их состав оружия, проявляется «активный» характер связанных с этим направлением способов предотвращения войны в мирное время.

Стратегические системы оружия, применение которых реализует «пассивные» способы предотвращения вооруженной борьбы, должны в теоретическом плане обладать такими тактико-техническими характеристиками, которые позволяли бы без какого-либо вреда для населения того или иного государства и окружающей среды в том или ином регионе мира относительно «экологически чистыми» способами вскрыть любые приготовления агрессора к вооруженной борьбе, т. е. обнаруживать их с требуемой точностью и предупреждать с необходимым упреждением для принятия активных ответных мер.

Из всей совокупности стратегических систем оружия, состоящих на вооружении вооруженных сил индустриально развитых государств мира на рубеже XX-XXI веков и планируемых ими к созданию в ближайшей перспективе, наивысший приоритет в плане постановки и решения рассматриваемой проблемы по второму из возможных путей предотвращения войны мог бы быть предоставлен, как прогнозируют отечественные и зарубежные военные теоретики, следующим системам оружия.

Из так называемых активных систем:

системам оружия стратегических ядерных сил наземного, морского и воздушного базирования;

наземным, морским и воздушным разведывательно-ударным комплексам;

крылатым ракетам стратегической дальности действия наземного, морского и воздушного базирования;

системам оружия наземного и космического базирования для поражения военных объектов в космосе.

Из так называемых пассивных систем:

системам обнаружения ракетного нападения, предупреждения о нем и сопровождения атакующих ракет на уровне автоматизации управления пуском антиракет;

системам глобального обнаружения во всех физических сферах возможных военных приготовлений (оборудование ТВД, передислокация войск и т. д.) и своевременного предупреждения;

системам разведки, связи, автоматизированного управления войсками (силами), радиоэлектронной борьбы различного назначения, а также системам получения и передачи любых видов информации.

Третий из возможных путей предотвращения войны - демонтаж материально-технической базы вооруженной борьбы (войны) государства - представляет собой наиболее радикальный с военно-технической точки зрения из рассмотренных путей, но и наиболее сложный, непредсказуемый по своим последствиям путь (с точки зрения его реализации). Он требует от государства, причем каждого (учитывая, что война - процесс двухсторонний и необходимо поддерживать военно-стратегическое равновесие), создания и выполнения целого ряда самых разнообразных условий - политических, экономических и т. д., ив том числе военно-технических. В этом нетрудно убедиться, если представить, что только к числу последних относят: сокращение материально-технических средств ведения войны, конверсию военного производства и т. д. Реализация только этих условий может быть чревата различными, в том числе социальными, и во многом непредсказуемыми последствиями.

Условия сокращения материально-технических средств ведения войны определяются качеством и количеством этих средств, созданных и накопленных в государстве. Меры по их сокращению при поддержании военно-стратегического равновесия (баланса, паритета) государств мирового сообщества определяются как каждым видом этих средств в отдельности, так и всей их совокупностью, к которым, по данным отечественной Военной Энциклопедии, относят: «все виды оружия и военной техники, боеприпасы, различные топлива, горючее, продовольствие, вещевое, инженерное, медицинское и другие виды имущества».

Не менее сложным и неоднозначным является создание и реализация условий конверсии военного производства государства. Помимо проведения совокупности мероприятий по перепрофилированию производства того или иного вида оружия на производство каких-либо общественно полезных или других невоенных технических средств необходимо ликвидировать всю систему мероприятий и организации вооружения (в том числе государственных институтов и учреждений, предназначенных для их выполнения), которые объективно обеспечивают создание любого вида оружия.

Кроме проведения этих мероприятий, образующих так называемый «единичный» процесс создания оружия («единичный» с точки зрения реализации «жизненного цикла» одного вида оружия), в силу глубокой взаимосвязи огромного многообразия таких «единичных» процессов по всем видам оружия потребуется оптимизировать всю структурно деформирующуюся при этом организацию вооружения государства и провести соответствующую корреляцию организации военного строительства государства. Неоднозначность проведения конверсии военного производства, а точнее было бы сказать - конверсии организации вооружения государства, может повлечь за собой в рыночных условиях трудно предсказуемые последствия, связанные со снижением дохода государства по статьям бюджета от торговли оружием, свертыванием по отдельным направлениям военно-технического сотрудничества с другими государствами и т. д.

Гареев М.А. Военная наука// Военная Энциклопедия: В 8 т. М., Воениздат, 1994. Т. 2. С. 130-134.

Куликов В.А. История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней. Уфа., ВЭГУ. 2003. С. 373-535.

Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1994. Т. 2. С. 235.

Крылов А.Н.Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1970.

Военная Энциклопедия. Т. 2, С. 266.

Военная Мысль. 1975. № 7; Военная Мысль. 1976. № 6.

Куликов В.А. История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Империум Пресс, 2005, С. 23.

Буренок В.М., Журавлев А.В., Карпачев И.А. Становление и развитие методологии обоснования системы вооружения ВС и программы вооружения государства» // Военная Мысль. № 6. 2002.

Куликов В.А.. История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Империум Пресс, 2005. С. 573-637.

Военная Энциклопедия. Т. 5. С. 36.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации