Военная мысль 6.2006 г. (65-70)

«Военная мысль» №6.2006 г. (65-70)

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Полковник С.В. ГОНЧАРОВ, кандидат педагогических наук

СРЕДИ направлений повышения эффективности морально-психологического обеспечения (МПО) деятельности войск оптимизация содержания этого вида обеспечения занимает особое место. Действительно, достижение цели МПО, т. е. необходимого в боевой обстановке морально-психологического состояния военнослужащих, требует, прежде всего, реализации комплекса самых разнообразных мер, которые осуществляются различными должностными лицами. Данные меры должны отличаться максимальной результативностью, целенаправленностью и оперативностью.

Основой результативности любой деятельности является ее четкая структурированность. Структура морально-психологического обеспечения определена руководящими документами и включает шесть взаимосвязанных компонентов-видов МПО. Это информационно-воспитательная, психологическая, культурно-досуговая и военно-социальная работа, защита войск от информационно-психологического воздействия противника, а также их обеспечение техническими средствами воспитания. Схожесть данной структуры со структурой органов воспитательной работы вполне обоснованна. В том случае, когда за реализацию каждого вида МПО несет ответственность конкретное должностное лицо, морально-психологическое обеспечение приобретает в целом большую организованность. Вместе с тем такой подход к структурированию имеет и свои негативные стороны. Во-первых, формально он позволяет свести содержание МПО к содержанию деятельности офицеров воспитательных структур, во-вторых, подобная «повидовая» организация МПО нередко приводит к отвлечению от его общих ключевых задач и поэтому не может считаться идеальной с точки зрения целенаправленности.

Исходя из вышеизложенного, думается, имеет смысл наряду с устоявшимся использовать и иной подход к выбору содержания МПО боевых действий. Он заключается в последовательном определении способов реализации конкретных задач морально-психологического обеспечения, закономерно возникающих в процессе предварительной и непосредственной подготовки к бою, а также в ходе и после него. При этом следует учитывать, что механизм МПО включает такие каналы (типы) воздействия на морально-психологическое состояние военнослужащих в интересах достижения его наивысшего уровня, как заблаговременное формирующее, прямое регуляционное и опосредованное регуляционное воздействие. Следует особо подчеркнуть, что оптимальность каждого такого воздействия связана с тщательным планированием, в свою очередь предполагающим всестороннюю оценку и грамотный учет морально-психологической обстановки. Лишь объективная оценка позволяет сделать правильные выводы о направлениях сосредоточения основных усилий, характере проводимых мероприятий, специфике использования сил и средств МПО.

Формирующее (заблаговременное) воздействие на психику военнослужащих осуществляется, как правило, в мирное время и в угрожаемый период в целях выработки у них устойчивых личностных и социально-психологических качеств, необходимых в боевой обстановке, и, таким образом, создания высокого духовного потенциала соединений и частей. Это предполагает решение трех основных задач: формирование у военнослужащих мировоззрения, смыслообразующих социальных мотивов; формирование военно-профессиональных знаний, умений, навыков, боевое слаживание подразделений; формирование эмоционально-волевой устойчивости личного состава к воздействию стресс-факторов боевой обстановки.

Формирование у военнослужащих мировоззренческих установок происходит, прежде всего, в ходе воспитательной работы (ее содержание, в частности, определяется приказами МО РФ 2004 года № 70 и 2005 года № 79). Методика воспитательной работы достаточно хорошо разработана, особо следует выделить такие методы, как личный пример офицерского состава в несении службы, стимулирование, убеждение, моделирование педагогических ситуаций и информационно-воспитательной среды.

Необходимые в бою военно-профессиональные знания, умения и навыки военнослужащие получают в ходе боевой подготовки. При этом используются традиционные формы обучения: теоретические и практические занятия, тренировки, учения, самостоятельная работа. Вместе с тем данные формы и методы, особенно если обучение происходит в относительно комфортных условиях, не гарантируют, что военнослужащие в полной мере проявят полученные знания, умения и навыки в экстремальной обстановке. Чтобы военнослужащий в реальной боевой обстановке не потерял самообладание и мог целенаправленно выполнять поставленную задачу, он должен обладать еще и высокой эмоционально-волевой устойчивостью, которая формируется в результате общей и специальной психологической подготовки. Ее проверенными способами и приемами являются: ознакомление с психотравмирующими факторами боя, типами возможных реакций на них; обучение приемам саморегуляции, оказания психологической помощи сослуживцам; специальные психологические и физические упражнения, спортивные и другие состязания, социально-психологические тренинги, ролевые игры; комплексные занятия, тренировки и учения по отработке действий войск и функциональных обязанностей военнослужащих в условиях, максимально приближенных к боевым, и в обстановке повышенной эмоциональной и физической напряженности; реальное выполнение задач в районах стихийных бедствий, технологических катастроф и др. То есть, по сути, психологическая подготовка предполагает моделирование специальных ситуаций, направленных на повышение эмоционально-волевой устойчивости личного состава как в ходе боевой подготовки, так и при повседневной службе. Все это еще раз подтверждает высокую взаимосвязь названных видов деятельности и необходимость их комплексного осуществления.

Нельзя также не отметить, что важным условием оптимизации боевой и психологической подготовки является психодиагностика, с помощью которой осуществляется профпсихотбор по ведущим боевым специальностям и определяется исходный уровень нервно-психической устойчивости военнослужащих. Формирование у личного состава необходимых морально-боевых качеств в условиях мирного времени, безусловно, связано и с опосредованным влиянием. Оно заключается в создании нормальных условий для жизнедеятельности войск, реализации мер социальной защиты военнослужащих и членов их семей, обеспечении высокой укомплектованности соединений и частей и т. д.

Прямое и опосредованное регуляционное воздействие на военнослужащих осуществляется уже в боевой обстановке, прежде всего в интересах обеспечения оптимального функционирования их психики и достижения морально-психологического превосходства над противником. Речь идет об оперативном управлении морально-психологическим состоянием участников боевых действий. Данное воздействие (управление) целесообразно строить в три этапа - при непосредственной подготовке к боевым действиям, в ходе и после боя. В рамках названных этапов решаются основные задачи: актуализация мотивационных установок военнослужащих на самоотверженное выполнение воинского долга; нейтрализация деморализующей информации; формирование, поддержание и восстановление нервно-психической устойчивости к стресс-факторам боя; создание условий для поддержания позитивных эмоциональных и волевых состояний военнослужащих; обеспечение операциональной готовности личного состава к самостоятельным и грамотным действиям по выполнению поставленной задачи, формирование и коррекция динамического образа предстоящих действий.

Актуализация мотивационных установок военнослужащих на самоотверженное выполнение воинского долга - необходимое условие формирования и поддержания непосредственной психологической готовности личного состава к ведению боевых действий. Основными из этих установок являются смыслообразующие мотивы патриотизма, боевого товарищества, профессионализма, ненависти к врагу, личной мести. Их актуализация достигается, прежде всего, способами и приемами информационно-воспитательной работы или прямого информационно-воспитательного воздействия на воинский коллектив и отдельного военнослужащего, а именно: разъяснением справедливых целей (необходимости) ведущихся боевых действий, их соответствия интересам государства и лично каждого военнослужащего; доведением информации, демонстрирующей поддержку населения, заботу руководства страны (зачитка писем, обращений), и соответствующих исторических фактов; информированием об успехах своих войск (союзников), пропагандой примеров героизма, умелых действий, награждением отличившихся военнослужащих; разоблачением агрессивных планов противника, информированием о фактах бесчинств и преступлений с его стороны; поддержанием позитивных групповых мнений, традиций; индивидуальной работой с офицерским составом, прапорщиками, сержантами, неформальными лидерами подразделений по обеспечению их позитивного отношения к выполняемым боевым задачам. Одновременно проводятся мероприятия по сплочению коллективов подразделений, повышению организованности и дисциплинированности личного состава, укреплению авторитета командиров.

Для усиления эмоционального воздействия всей этой деятельности могут использоваться средства и формы культурно-досуговой работы. В зависимости от ситуации ими могут быть: организация выступлений профессиональных и самодеятельных артистов, просмотров документальной хроники и художественных кинокартин на патриотическую тематику, трансляция мобилизующей музыки. Трудно, например, переоценить то стимулирующее воздействие, которое оказывали на советских воинов в годы Великой Отечественной войны песни, стихи, репортажи, фильмы, ею же рожденные.

Актуализация мотивационных установок личного состава на решение поставленных боевых задач не в последнюю очередь обеспечивается и мерами опосредованного оперативного воздействия. Эти меры, как правило, входят в содержание военно-социальной работы и направлены, прежде всего, на максимально полную реализацию статуса участника боевых действий, что предполагает содействие военнослужащим действующей армии и членам их семей в получении предусмотренных законом льгот и преимуществ, организацию бесперебойного материального обеспечения и создание максимально возможных в боевой обстановке условий быта (питания, обогрева, помывки).

Важным условием поддержания мотивации военнослужащих на активное ведение боевых действий остается также нейтрализация информации, деморализующей личный состав, что достигается прежде всего защитой войск от информационно-психологического воздействия противника. Актуальность такой защиты в настоящее время все более возрастает, что наглядно было продемонстрировано в ходе подготовки и проведения операций американских войск в Югославии, Ираке, других странах, находящихся в сфере «жизненных интересов» США. Проверенными способами противодействия негативному информационно-психологическому воздействию (ИПВ) в боевой обстановке являются: физическое недопущение распространения пропагандистских материалов противника и его потенциальных пособников (в том числе посредством их сбора и уничтожения, радио-, артиллерийского и другого подавления соответствующих средств ИПВ, а также путем предупреждения контактов личного состава с негативно настроенными представителями СМИ и местным населением), разоблачение деструктивной информации, пресечение панических, пораженческих настроений.

Непосредственная психологическая готовность военнослужащих к ведению боевых действий определяется не только актуализированно-стью их мотивационных установок - не меньшее значение имеет и так называемый операциональный компонент, т. е. способность эффективно выполнять поставленные задачи. Наличие такой способности у личного состава связано, с одной стороны, с формированием, поддержанием и восстановлением у него эмоционально-волевой устойчивости к стресс-факторам боя, а с другой - с созданием и коррекцией динамического образа предстоящих действий. Вместе с тем взаимообусловленность эмоциональных, волевых и познавательных процессов психики человека в экстремальных условиях дает возможность решать эти задачи комплексно, используя единый арсенал способов и средств.

Основным видом деятельности по обеспечению непосредственной операциональной готовности личного состава к ведению интенсивных боевых действий выступает целевая психологическая подготовка. Основу ее составляют методы, позволяющие максимально детализировать представления военнослужащих о боевых задачах и способах их выполнения (что можно рассматривать и как информационно-воспитательную работу). Это - четкая постановка и разъяснение (с требованием последующего словесного повторения) задач, последовательности и характера действий, порядка взаимодействия, связи; создание условий для всестороннего изучения военнослужащими (особенно командным составом) местности; организация тренировок по решению тактических задач в условиях, максимально приближенных к реальным; организация обмена боевым опытом, инструктирование по оптимальному поведению в бою; оперативное обучение приемам саморегуляции, оказания психологической поддержки сослуживцам; информирование о противнике, его сильных и слабых сторонах, вероятной тактике действий.

Богатый опыт целевой психологической подготовки к выполнению боевых задач накоплен, в частности, за годы афганской войны (1979-1989) и в ходе вооруженного конфликта в Чечне в разведывательных подразделениях. Так, учебно-боевые выходы на разведывательные операции предполагали отработку действий молодых солдат в предельно напряженных условиях, в том числе в реальной боевой обстановке, но при этом все же давалась возможность определенной адаптации, а на крайний случай предусматривалась «страховка».

Не менее важная задача перед боем - создание условий для поддержания позитивных эмоционально-волевых состояний военнослужащих. Ее решение обеспечивается комплексом регуляционных мер в социально-психологической сфере: грамотным распределением прибывшего пополнения, комплектованием боевых групп, экипажей, расчетов, их сплочением и боевым слаживанием; созданием боевого актива из наиболее подготовленных к боевым действиям военнослужащих; выявлением и перемещением в подразделения тыла военнослужащих с низкой эмоционально-волевой устойчивостью; постоянной требовательностью и контролем; оптимальным с психологической точки зрения построением боевого порядка.

Немаловажное значение для поддержания непосредственной психологической готовности личного состава к бою имеет и грамотный учет психофизиологии человека. Он, в частности, позволяет определить минимально необходимую продолжительность суточного отдыха/сна военнослужащих (4 часа) и оптимальный срок их нахождения в боевой обстановке (от двух недель до двух месяцев).

С началом боя напряжение психики военнослужащих достигает предела и приоритетными становятся такие виды психологической работы, как психологическая поддержка и психологическая помощь. Основными приемами психологической поддержки и помощи в бою являются вербальные и невербальные приемы, а также их сочетание. К вербальным (словесным) приемам следует отнести: доведение до военнослужащих мобилизующей информации; убеждение и внушение, психологическое подкрепление и заражение настроением («Молодец!», «Орел!», «Так держать!»; «Мужики мы или нет!?»), обращение с призывами; твердое управление действиями подчиненных, отвлечение их от психотравмирующих факторов, постановка четких задач на продолжение боевых действий; шутки, угрозы; побуждение военнослужащих выполнить один из экспресс-приемов психической саморегуляции. Эффективными невербальными приемами психологической поддержки и помощи в боевой обстановке могут быть: контакт глазами, одобряющие жесты и мимика; прикосновения, пожатия руки, похлопывание по плечу, «встряхивание»; нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту, угощение конфетой, водой и др.; личный пример активных и решительных действий; поддержка действиями и огнем и т. д. В крайних случаях (при оцепенении, неуемном треморе, явной потере самообладания) военнослужащим могут быть выданы медикаментозные (седативные) средства, их целесообразно эвакуировать с поля боя и направить в полковой пункт психологической помощи и реабилитации, по возможности предотвратив контакты с остальным личным составом.

Помимо прямого воздействия на морально-психологическое состояние военнослужащих (осуществляемого, как правило, командирами, находящимися в боевых порядках своих подразделений) в бою огромное значение имеет опосредованное регуляционное воздействие. Речь идет о создании условий для активного функционирования факторов внешней среды, оказывающих позитивное влияние на психику участников боевых действий, и, напротив, нейтрализации (снижении интенсивности воздействия) негативных факторов. В связи с этим особенно важно прогнозирование боевой и морально-психологической обстановки, умение командира предугадать ее развитие и в последующем эффективно влиять на это развитие с помощью имеющихся в его распоряжении сил и средств. Такое влияние может заключаться в организации максимального огневого подавления противника, использовании обходных маневров, военной хитрости, поддержании надежного взаимодействия с соседями, обеспечении войск всем необходимым для боя.

Особый талант в управлении обстановкой и, соответственно, морально-психологическим состоянием подчиненных войск был всегда присущ великим полководцам и военачальникам. Однако, к сожалению, есть и противоположные примеры действий командиров, когда по тем или иным причинам они делали ставку на быструю победу любой ценой и, например, посылали стрелковые подразделения на штурм высот в лобовую атаку без поддержки артиллерии.

После боя морально-психологическое обеспечение главным образом направляется на восстановление психофизиологического ресурса военнослужащих, поддержание их готовности к выполнению новых боевых задач. Этому, как показывает опыт, наиболее способствуют следующие меры информационно-воспитательной, военно-социальной и культур-но-досуговой работы: обеспечение полноценного отдыха, качественного питания личного состава, медицинского и банно-прачечного обслуживания; доставка почтовых отправлений, посылок, предоставление военнослужащим возможности написать письма, связаться по телефону с родными, посетить раненых товарищей; представление к награждению отличившихся в бою и торжественное вручение им наград; организация ухода за боевой техникой и оружием, приведения в порядок снаряжения и обмундирования; идентификация и достойное захоронение погибших, проведение митингов памяти в их честь. Большое значение имеют также мероприятия по психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые психические травмы.

Оптимизация содержания морально-психологического обеспечения невозможна без его существенного расширения. В современных условиях усиления информационно-психологического противоборства вывод за рамки МПО в начале 1990-х годов системы специальных мер по снижению морального духа противника нельзя назвать обоснованным решением. Данные меры, так же как в прошлом, будут играть существенную роль в достижении победы в бою, и поэтому должны стать неотъемлемым компонентом морально-психологического обеспечения боевых действий.

Диалектика соотношения видов и задач МПО состоит в том, что при всей их схожести по своему внутреннему содержанию они далеко не идентичны - одна задача может осуществляться в рамках нескольких видов обеспечения, а каждый из них, как правило, позволяет решать несколько задач МПО.

Военная Мысль. 2004. № 2. С. 51.

Аналогичные задачи должны решаться и в мирное время при действиях личного состава в особых условиях, связанных с опасностью для жизни и здоровья, повышенной психической напряженностью (несение караульной службы, боевого дежурства, участие в учениях и т. д.).

С учетом той роли, которую играют сегодня в подрыве морального духа военнослужащих деструктивные силы внутри страны, этот вид М ПО более корректно было бы назвать защитой войск от негативного информационно-психологического воздействия.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации