ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2006, стр. 26-31

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Качество и безопасность автоматизированных систем управления войсками (силами): единство целого и частного

Капитан 1 ранга в отставке В.Р. ГРИНЬ,

кандидат технических наук

ПРЕЖДЕ чем переходить к существу рассматриваемой проблемы, необходимо определиться с понятиями «качество» и «качество продукции» вообще. В общефилософском смысле под качеством понимается «определенность предмета (явления, процесса), на основе которой он приобретает свое специфическое бытие и выделяется из многообразия других предметов (процессов, явлений). Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущность, благодаря которой он и является именно этим, а не иным предметом». Из этого следует, что, во-первых, качество подразумевает реально существующую определенность объектов, а во-вторых, объектами могут являться предметы материального мира, включая продукцию, товары и услуги.

Теперь обратимся к понятию «качество продукции». В словаре русского языка оно определяется как «совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности народного хозяйства или населения». То есть качество продукции органически связано с потребностью, для удовлетворения которой это качество и создается. При этом потребность может включать такие аспекты, как функциональность, безопасность, эксплуатационная готовность, надежность, защита окружающей среды и др.

Чтобы охарактеризовать автоматизированную систему управления (АСУ) войсками (силами) в категориях качества, обратимся к термину «оборонная продукция», установленному нормативным документом. В нем оборонная продукция рассматривается как «продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по государственному заказу». При этом уточняется, что оборонная продукция включает в себя вооружение и военную технику, другую специальную технику и военно-техническое имущество, продукцию двойного назначения (для нужд обороны страны и народного хозяйства), специальные средства производства, а также научно-техническую продукцию, разрабатываемую по обеспечению обороноспособности и безопасности страны.

Сравним толкования терминов «оборонная продукция» и «автоматизированная система управления войсками (силами)». В военном стандарте автоматизированная система управления войсками (силами) определена как составная часть автоматизированной системы управления Вооруженными Силами, обеспечивающая деятельность органов военного управления (ОВУ) по поддержке боевой готовности и боевой способности войск (сил); подготовке операций и боевых действий и руководству ими при выполнении поставленных задач. Каждая АСУ является уникальной с точки зрения набора составляющих ее компонентов, которые включают средства оперативного сбора и ведения оперативно-тактической информации, расчетные задачи по оценке обстановки (ситуации), а также математические модели операций (боевых действий) и других видов деятельности войск (сил). Следовательно, не совсем логично относить АСУ войсками (силами) к традиционному классу «продукция». В этой связи предлагается рассматривать автоматизированную систему управления с точки зрения объекта исследований как «систему», которая строится из элементов, относящихся к классу «продукция» (например, программные изделия, информационные изделия, технические изделия, программно-аппаратные средства и др.), и имеет множество различных свойств.

При исследовании природы качества АСУ войсками (силами) наиболее целесообразным является подход, связанный со структуризацией и анализом свойств такого класса автоматизированных систем. В соответствии с предназначением АСУ войсками (силами) можно выделить две группы свойств, характеризующих ее качество. Это внутренние свойства, обусловленные структурой автоматизированной системы управления, т. е. совокупностью составных ее компонентов, и внешние, определенные ролью и местом данной системы в процессе поддержки принятия решений в ходе управления войсками (силами). При этом важно знать не только природу свойств автоматизированной системы, но и количественную меру этих свойств, для определения которой используют показатели качества, представляющие собой набор атрибутов рассматриваемой системы, позволяющих описать и оценить ее качество. Показатели качества имеют наименования, достаточно четко отражающие природу качества, размерность и число, указывающее величину свойства.

Для изучения свойств АСУ войсками (силами) будем рассматривать свойства данной системы через показатели качества ее составных компонентов, к которым в первую очередь относятся техническое, программное, математическое, информационное, лингвистическое, эргономическое обеспечение, а также средства защиты информации. Здесь следует отметить одну важную деталь. На начальных этапах развития вычислительной техники и информационных технологий наиболее разработанными в методическом плане оказались вопросы качества технических средств АСУ войсками (силами). Такие показатели качества, как надежность и эффективность, прочно вошли в практику оценки технического обеспечения автоматизированных систем и широко использовались при разработке и проведении различного вида испытаний оборонной продукции.

С развитием информационных технологий специалистами в данной области были предприняты попытки использовать данные показатели для оценки другой продукции - программных изделий, входящих в состав программного обеспечения АСУ войсками (силами). В настоящее время используют шесть характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество программного обеспечения автоматизированной системы. К ним в первую очередь относятся функциональные возможности, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость и мобильность. При этом термин «надежность», который применялся в отношении технических средств, теперь используется и для определения показателя надежности программного обеспечения, где надежность рассматривается как набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

Перечисленные выше показатели на практике используются для оценки других компонентов АСУ войсками (силами), включая информационное, лингвистическое и математическое обеспечение, так как, по мнению специалистов, если данные виды обеспечения в автоматизированной системе реализуются через программные компоненты, то показатели качества программной продукции можно применить и для оценки данных видов обеспечения. На самом деле такой вывод не совсем корректен. Гораздо логичнее было бы в качестве свойств информационного обеспечения рассматривать свойства информации, которая является его основной составляющей. Речь идет о таких показателях качества информационного обеспечения АСУ войсками (силами) как актуальность (соответствие информации текущему состоянию системы); релевантность (способность информации соответствовать требованиям пользователя); толерантность (представление хранимой информации в форме, удобной для ее использования в процессе обработки); однозначность (единообразное понимание и исключение некорректного ее восприятия пользователем); достоверность (отсутствие искажений в информации при ее вводе и хранении).

Для лингвистического обеспечения АСУ войсками (силами) на практике используют показатели качества пользовательского интерфейса (ПИ) данной системы, через который реализуются требования к языку общения должностных лиц ОВУ с автоматизированной системой управления. К ним в первую очередь можно отнести удобство применения, гибкость (т. е. способность ПИ к изменению параметров функционирования, например приспособляемость к разным пользователям, наличие различных режимов диалога и т. д.), легкость эксплуатации, простота обучения и др.

Для эргономического обеспечения АСУ войсками (силами) используют показатели качества, которые можно классифицировать по следующим группам: гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум и др.), антропологические (соответствие конструкции размерам и формам человека, соответствие распределению веса человека) и психологические (соответствие продукции возможностям восприятия и переработки информации).

Особое место с точки зрения оценки качества АСУ войсками (силами) занимают средства защиты информации, так как именно их свойства оказывают наиболее существенное влияние на свойства остальных компонентов системы. К настоящему времени разработаны руководящие документы по защите информации от несанкционированного доступа и нормативные документы по стандартизации, содержащие требования к методам и средствам обеспечения безопасности информации, а также критериям оценки безопасности информационных технологий.

В соответствии с установленными в стандартах требованиями качество средств защиты информации характеризуется таким свойством продукции, как состояние защищенности информации от различных угроз (деструктивных воздействий на информацию). В этом случае количественная мера рассматриваемого свойства может оцениваться с помощью совокупности показателей защищенности информации от следующих угроз: несанкционированного доступа, иностранных технических разведок, утечки информации по различным каналам, деструктивных элементов и компьютерных вирусов.

Следует отметить, что при определенных условиях некоторые свойства отдельных компонентов АСУ войсками (силами) могут переходить в свойство автоматизированной системы в целом, вызывать появление нового ее свойства или находиться в противоречии друг с другом. Так, например, любые действия по управлению качеством АСУ войсками (силами) связаны с решением вопросов рационального соотношения между перечисленными выше внутренними свойствами и затратными показателями при создании и эксплуатации автоматизированной системы.

Теперь остановимся на сущности и содержании внешних свойств АСУ войсками (силами). В общем случае поддержка принятия управленческих решений реализуется за счет автоматизации информационно-расчетной, логико-аналитической и распорядительной деятельности должностных лиц ОВУ через составляющие АСУ войсками (силами) - математическое обеспечение и соответствующее ему программное обеспечение. Принятие командиром решения на проведение операции с учетом использования результатов функционирования АСУ войсками (силами), как правило, связано с риском, отражающим величину ущерба, выраженного в виде потерь (личного состава, боевой техники и др.). Причиной появления таких рисков являются угрозы деструктивного воздействия на информацию в АСУ войсками (силами) несанкционированным доступом к информации, действиями иностранных технических разведок, утечкой информации по различным каналам и т. д.

Одна из серьезнейших угроз в АСУ войсками (силами) - угроза искажения информации и соответствующих ошибочных решений должностных лиц ОВУ. Наличие угроз автоматизированной системе управления позволяет говорить об ее информационной безопасности, представляющей собой состояние защищенности информации в АСУ войсками (силами) от внутренних и внешних деструктивных воздействий.

Так как полностью предотвратить угрозы информации в АСУ войсками (силами) не представляется возможным, возникают риски нанесения вреда (ущерба) от использования результатов функционирования автоматизированной системы, которые можно подразделить на следующие группы: риски, возникающие в процессе информационно-расчетной деятельности должностных лиц ОВУ; риски, возникающие в процессе логико-аналитической деятельности должностных лиц ОВУ; риски, возникающие в процессе распорядительной деятельности должностных лиц ОВУ.

В общем случае количественной мерой свойств АСУ войсками в целом может быть взаимоувязанная совокупность показателей качества, построение которой должно осуществляться с учетом основного предназначения данной системы - качественное обеспечение поддержки принятия решений командиром (начальником) в процессе управления войсками (силами).

Для определения взаимоувязанной совокупности показателей качества АСУ войсками (силами) необходимо построить таблицу свойств, разделенных на иерархические уровни, при этом свойства должны иметь измеряемые показатели.

Прежде чем перейти к рассмотрению показателей качества АСУ войсками (силами) необходимо дать им наименования. Для этого сделаем предположение, что каждый из введенных нами показателей соответствует только одному из рассмотренных выше свойств, а наименования соответствующих показателей и свойств совпадают.

Показатель «функциональность» характеризует набор свойств АСУ войсками (силами), который способен удовлетворять установленным (заданным) или предполагаемым потребностям пользователя. Установленные потребности пользователя можно рассматривать как набор обязательных требований тактико-технического задания на опытно-конструкторские работы по созданию автоматизированной системы управления. Функциональность относится к интегральному показателю, учитывающему свойства программного, информационного, лингвистического, эргономического обеспечения, а также средств защиты информации АСУ войсками (силами), о которых было сказано выше.

С предполагаемыми потребностями пользователя все обстоит гораздо сложнее. Здесь следует учитывать возможности дальнейшего развития (корректировки) автоматизированной системы, обусловленные достижениями в области информационных технологий, т. е. проводить такие решения при проектировании системы, которые в дальнейшем позволили бы с наименьшими затратами осуществлять внесение в данную систему необходимых изменений, соответствующих новым потребностям пользователя.

Показатель «надежность» характеризует способность АСУ войсками (силами) выполнять заданные функции при установленных условиях за установленный период времени. Данный показатель является интегральным, т. е. учитывающим надежность технических и программных компонентов автоматизированной системы.

Показатель «эффективность» характеризует способность АСУ войсками (силами) выполнять заданные функции с учетом количества используемых ресурсов в установленных условиях. При этом ресурсами могут быть технические и программные средства, используемая память, услуги эксплуатирующего и обслуживающего персонала и т. д.

Показатель «трудоемкость» характеризует диапазон затрат трудовых и временных ресурсов на создание АСУ войсками (силами). Он учитывает стоимость проекта, его новизну, необходимую степень согласования при реализации проекта с требованиями тактико-технического задания, уровень применения современных технологий в процессе разработки автоматизированной системы, риски ограничения финансирования проекта и другие.

Показатели безопасности, соответствующие внешним свойствам АСУ войсками (силами), определяют возможность нанесения вреда (ущерба) жизненно важным интересам личности, общества и государства при использовании «подсказок» данной системы для принятия решений в управлении войсками (силами). Данные показатели должны учитывать риски причинения вреда (ущерба) в процессе логико-аналитической, информационно-расчетной и распорядительной деятельности должностных лиц ОВУ. Последнюю группу показателей целесообразно рассматривать в виде интегрального показателя, которому можно присвоить наивысший приоритет, так как именно этот показатель в наибольшей степени характеризует способность АСУ решать поставленные перед ней задачи по обеспечению управления войсками (силами).

Рассмотренные выше свойства АСУ (и соответствующие им показатели) обобщены в таблице.

Свойства АСУ войсками (силами)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Предложенный подход к проблеме качества АСУ войсками (силами) позволит разрешить ряд принципиальных противоречий, возникающих между участниками создания автоматизированной системы (генеральным заказчиком, головным разработчиком и пользователем) по вопросу оценки соответствия продекларированных требований (в тактико-техническом задании на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию АСУ войсками (силами) и реальных результатов. Используемый в настоящее время механизм регулирования процесса создания АСУ войсками (силами)), основанный на применении нормативных документов по стандартизации на всех этапах жизненного цикла автоматизированной системы, на наш взгляд, недостаточно эффективен, так как в процессе эксплуатации системы нет гарантии в правильности ее функционирования. Причин этому несколько. Во-первых, существующая нормативная база, обеспечивающая создание АСУ войсками (силами), недостаточно совершенна и находится только на начальных этапах ее развития. Во-вторых, статус самих нормативных документов не позволяет с юридической точки зрения реализовывать требования безопасности системы (требования стандартов не имеют юридической силы федерального закона), несмотря на то, что объектом безопасности в ходе боевых действий является личный состав, боевая техника, общество, государство, окружающая среда.

Наиболее эффективным способом регулирования процесса создания АСУ войсками (силами) по требованиям безопасности, на наш взгляд, является техническое регулирование, основные положения которого нашли свое отражение в Федеральном законе «О техническом регулировании». Реализация требований данного закона в виде технического регламента позволит найти оптимальное сочетание обязательных требований (требований технического регламента) и требований стандартов, направленных на достижение необходимого качества автоматизированных систем управления. Кроме того, требования технического регламента могут служить юридической гарантией результатов функционирования АСУ, используемых при принятии решений в процессе управления войсками (силами).

Антология русского качества/ Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. М., 2000. С. 14.

Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

ГОСТ РВ 52328-2005. Продукция оборонная. Термины и определения.

ГОСТ РВ 52333.1-2006. Средства управления войсками и оружием. Автоматизированные системы управления войсками. Термины и определения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации