К вопросу о стратегическом управлении развитием Вооруженных Сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2006 стр. 24-26

К вопросу о стратегическом управлении развитием Вооруженных Сил

Полковник А.В. ДОЛГОПОЛОВ

Полковник С. Г. ЧЕКИНОВ,

доктор технических наук

В НАСТОЯЩЕЕ время в мире под воздействием объективно происходящих процессов формируются и проявляются устойчивые тенденции социально-политического и военно-стратегического характера, которые, безусловно, будут влиять как на характер вооруженной борьбы, так и на содержание будущих войн в целом. В первую очередь необходимо выделить процессы глобализации, усиления борьбы за мировое и региональное господство, увеличения числа субъектов мировой политики, влияющих на характер возможного применения военной силы, и ускоряющиеся темпы развития науки и технологий производства.

Геополитическое переустройство мира сопровождается борьбой за геостратегическое пространство, экономические и природные ресурсы, приводит к обострению межгосударственных противоречий в области политики, экономики и идеологии. По всем прогнозам, борьба за сферы влияния и обладание необходимыми ресурсами обусловит возрастание опасности возникновения военных конфликтов различного масштаба и интенсивности, в которые при определенных условиях может быть втянута Россия. В этих условиях особое значение приобретает готовность ВС РФ к отражению возможных угроз, что предполагает поддержание их на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению как в настоящее время, так и в дальнейшей перспективе.

Принципиальные изменения характера и содержания войн и вооруженных конфликтов диктуют необходимость формирования новых подходов к построению системы стратегического управления развитием ВС РФ. Прошлый опыт, интуиция (на чем всегда базировались стратегические решения) при всей их ценности перестают эффективно работать в современных условиях, особенно если в качестве возможного агрессора выступают государства (коалиции государств), высокоразвитые в технологическом отношении. Вместе с тем растущие боевые возможности вооруженных сил высокотехнологичных стран, динамичность изменения военно-стратегической обстановки, возможность внезапного развязывания военных конфликтов любого масштаба предъявляют все более жесткие требования к точности решений, связанных с определением долгосрочных перспектив развития ВС РФ.

Анализ существующих в ВС классических моделей оценки возможностей группировок войск (сил) в различных видах войн и вооруженных конфликтов показал, что они, как правило, основаны на количественно-качественных показателях и не позволяют в полной мере оценить готовность ВС к отражению агрессии, к своевременному и эффективному реагированию на возникающие угрозы. Результаты расчетов могут быть использованы лишь в качестве первичной оценки, при этом не обеспечивается точная привязка стратегических решений по развитию ВС к самому результату.

Из вышесказанного следует, что в организации стратегического управления развитием ВС РФ имеется ряд проблем, о чем уже говорилось на страницах журнала. Сложность их решения заключается в том, что стратегия развития должна быть жестко увязана с финансовыми ресурсами, направляемыми на содержание, строительство и развитие Вооруженных Сил. А это приводит к тому, что вкладывать средства в долгосрочное развитие становится невыгодно, поскольку из-за ограниченности финансовых средств будет невозможно эффективно решать текущие задачи.

В этих условиях для успешной реализации стратегии развития ВС необходим поиск новых решений с использованием, в частности, концептуальных подходов быстро развивающегося научного направления - стратегического управления.

Такие подходы в общем виде были сформулированы к началу 80-х годов прошлого столетия и нашли широкое применение при разработке стратегий развития не только корпораций, фирм и т. д., но и армий многих странах мира. В нашей стране стратегическое управление как научное направление начало активно развиваться с середины 90-х годов. По данной проблеме имеется большой ряд публикаций, включая и переводные зарубежные, но в основном они носят больше теоретическую, а не практическую направленность.

Необходимо подчеркнуть, что при реализации функций стратегического управления применяются такие методы, как управление путем выбора стратегических позиций и ранжирования стратегических задач, управление в условиях стратегических неожиданностей и др. Однако, что касается ВС РФ, то здесь наиболее приемлемым, на наш взгляд, является метод управления, базирующийся на системе сбалансированных показателей - BSC (Balanced Scorecard).

Применение BSC при решении задач стратегического управления развитием Вооруженных Сил может дать ответы на четыре наиважнейших вопроса:

какие внутренние процессы могут обеспечить ВС исключительные преимущества, позволяющие отразить нападение возможного агрессора уже сегодня, а также в долгосрочной перспективе (внутриорганизационный аспект);

каким образом можно достичь дальнейшего роста боевых возможностей (аспект инноваций и обучения);

как общество относится к Вооруженным Силам (аспект общества или аспект внешней среды);

как политическое руководство государства оценивает необходимость существования ВС и их развития (финансовый аспект).

BSC охватывает в основном стратегически важные направления развития, а операционные (диагностические) сопоставления фактических и плановых показателей остаются предметом внимания других информационных подсистем. Так называемый баланс в данном случае имеет многоплановый характер и предполагает наличие связей как между количественными и качественными показателями, стратегическим и оперативным уровнями управления развития, прошлыми и будущими результатами, так и между внутренними и внешними аспектами функционирования ВС.

Важнейшей особенностью технологии управления, основанной на применении BSC, является то, что она позволяет проводить эффективный анализ и планирование деятельности в ВС в разрезе соответствия стратегических и оперативных целей развития. Данная технология не противоречит использованию других инструментов управления развитием, а как бы вбирает их в себя, выстраивая четкую систему взаимосвязей различных уровней стратегического и оперативного управления развитием Вооруженных Сил.

Применение технологии BSC начинается с разработки и объявления целей стратегии развития ВС и определения в общих чертах этапов ее реализации. К ним относится: разработка показателей, отражающих важнейшие факторы успеха принятой стратегии развития ВС; выявление причинной связи показателей, соответствующих цепочке причинно-следственных отношений, для определения конкретной логики создания некоторого преимущественного (конкурентного) свойства ВС; разработка иерархии «карт» показателей для ВС и на их основе подготовка «карт» для видов, родов, объединений и соединений ВС; подготовка инфраструктуры информационных технологий, позволяющих конфигурировать и управлять компонентами, необходимыми для создания интегрированной системы; получение и использование обратной связи посредством периодических обсуждений процесса реализации принятой концепции.

Таким образом, применяя технологию BSC для реализации стратегии развития ВС, можно достигнуть решения следующих проблем: разъяснение принятой стратегии развития; доведение стратегических целей развития ВС до исполнителей; согласование задач видов, родов, объединений и соединений ВС со стратегическими целями развития ВС; увязка стратегических задач с долгосрочными целями и выделяемыми финансовыми ресурсами; выявление и координация стратегических инициатив; периодический и систематический контроль и пересмотр (при необходимости) стратегических целей развития; установление обратной связи для корректировки стратегии.

Учитывая итоги реализованной в последние годы стратегии развития ВС, можно сделать вывод, что стратегические цели реформирования были выстроены на прошлом опыте и интуиции руководства, поэтому существенных положительных результатов реформа не принесла.

С введением и использованием технологий BSC можно избежать допущенных просчетов и ошибок и в дальнейшем четко определить ответственность руководства за разработанную стратегию развития ВС и ее реализацию, усилить подотчетность и связать полномочия с обязанностями.

Что могут получить ВС РФ, реализуя технологию BSC? Как нам представляется, это будет следующее: работающие инструменты создания и корректировки стратегии развития Вооруженных Сил; понятные и аргументированные позиции видов и родов войск, а также основных подразделений ГШ ВС РФ как координирующего органа в вопросах стратегии развития; сбалансированность стратегических инициатив и мероприятий оперативной подготовки; хороший «плацдарм» для развития Вооруженных Сил и внедрения целого спектра эффективных технологий управления ими.

Военная Мысль. 2004. № 6. С. 11-14, 53-64; 2005. № 8. С. 60-63; № 10. С. 76-79.

Трене в Н.Н. Стратегическое управление. М: ПРИОР, 2000.

Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание. М.: Дело, 2003.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации