Как научиться обманывать противника

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 44-58

Как научиться обманывать противника

Полковник в отставке В.И. КАРАНКЕВИЧ

Как научиться обманывать противника

КАРАНКЕВИЧ Виктор Никонорович родился 12 сентября 1952 года в Могилевской области. Окончил Минское суворовское военное училище (1970), Бакинское высшее общевойсковое командное училище (1974), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1987), Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба (1996). Службу проходил в войсках Закавказского военного округа на различных командных и штабных должностях.

В 1987 году получил назначение в оперативное управление Главного штаба Сухопутных войск, где последовательно прошел должности офицера, старшего офицера, начальника группы, заместителя начальника отдела и начальника отдела оперативной подготовки СВ. После увольнения из рядов ВС (2001) работает главным инженером в Военно-научном комитете Сухопутных войск, одновременно являясь ведущим редактором журнала «Военная Мысль».

С ДРЕВНЕЙШИХ времен важнейшим качеством военачальника и полководца считается умение обмануть противника, позволяющее достигать внезапности в бою и побеждать даже превосходящие силы неприятеля с минимальными потерями. Не случайно этот аспект военного искусства еще в далеком прошлом находился в центре внимания военных теоретиков и исследователей, которые стремились понять и обобщить все возможные способы и приемы обмана противника. Так, наибольший интерес среди разнообразной военной литературы древнего Китая представляет трактат о военном искусстве «Сунь-Цзы», названный так по имени его автора, выдающегося китайского полководца (конец VI - начало V века до н. э.) - одного из первых известных нам теоретиков, взгляды которого на обман противника дошли до нас в виде вполне целостной системы. Сунь-Цзы считал, что «война - это путь обмана». В своем трактате он сформулировал 13 важнейших приемов и правил обмана противника, которые, на наш взгляд, и сегодня являются актуальными: «Если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты был и близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в расстройство; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает».

Анализ данных постулатов, а также опыта деятельности других выдающихся полководцев показывает, что, вопреки мнению некоторых отечественных военных специалистов, обман противника представляет собой гораздо более широкое понятие, чем оперативная (тактическая) маскировка, которая в современной трактовке включает только скрытие своих войск и введение в заблуждение противника путем дезинформации, имитации и демонстративных действий. Ведь, как показывает боевой опыт, противника можно обмануть и многими другими, не относящимися к маскировке способами, например, стремительным, на грани возможностей личного состава и боевой техники передвижением войск; совершением неординарного (не классического по канонам военного искусства) маневра; нанесением ударов в неожиданное время или с направлений, считающихся недоступными по физико-географическим условиям; применением новых, неизвестных противнику способов боевых действий; нетрадиционным построением боевых порядков, порой противоречащим существующим правилам военного искусства; заманиванием противника в огневые мешки и засады; преднамеренным отводом войск с участков, где ожидается нанесение противником главного удара и т.п.

Так, Александр Невский, хорошо зная тактику действий ливонских рыцарей (нанесение удара клином с целью раздробления центральной, наиболее сильной части войск неприятеля), одержал над ними победу в знаменитом Ледовом побоище (1242), обманув противника нетрадиционным построением боевого порядка. Он отказался от обычного для того времени боевого строя русских войск, состоящего из сильного центра («чело») и двух менее сильных флангов («крылы»), и сосредоточил основные силы на флангах, приказав слабому центру отходить на лед озера. В результате немецкие рыцари, нанеся удар «свиньей» по центру, легко сквозь него прошли, посчитали битву выигранной и стали преследовать отходящих. Однако были внезапно атакованы с флангов, окружены и потерпели сокрушительное поражение.

Знаменитый русский полководец А.В. Суворов обманывал противника стремительностью действий руководимых им войск, навязыванием боя противнику в невыгодных для того условиях, смелым переходом от линейной тактики к тактике колонн и рассыпного строя, освоенной большинством армий европейских государств значительно позднее, а также широким применением дерзких, рискованных маневров и нанесением ударов с, казалось бы, недоступных направлений. Сущность применяемых им способов обмана противника образно выражена в следующих словах: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него как снег наголову. Закружится у него голова. Атакуй с чем пришел».

Блестящим образцом обмана противника является знаменитый Тарутинский маневр русской армии под руководством М.И. Кутузова во время Отечественной войны 1812 года. После оставления Москвы 100-тысячное войско исчезло на глазах ничего не подозревающего противника и перекрыло пути отхода армии Наполеона через южные, богатые продовольствием губернии России. Только через неделю французы смогли обнаружить русскую армию, когда каким-либо способом воспрепятствовать совершению маневра было уже невозможно.

Не менее поучительным примером обмана противника является Перекопско-Чонгарская операция (1920), которая была проведена войсками Южного фронта под руководством М.В. Фрунзе в целях окончательного разгрома белогвардейских войск Врангеля и освобождения Крыма. Суть обмана заключалась в нанесении удара с направления, считавшегося противником недоступным, т. е. планировалось форсировать Сивашский залив и выйти тыл перекопским укреплениям Врангеля. Этот замысел себя полностью оправдал. В результате была достигнута оперативная внезапность, деморализованный противник начал поспешное отступление и отвод войск в черноморские порты.

В годы Великой Отечественной войны на тактическом уровне часто приносил успех такой способ обмана как атака переднего края противника глубокой ночью или в условиях ограниченной видимости без проведения огневой подготовки и поддержки танками.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что любые неординарные (но при этом не бессмысленные, а ведущие к успеху) решения и действия, лишенные шаблона и схематизма и потому трудно предугадываемые противником, несут в себе элементы обмана. Безусловно, все подобные способы обмана противника обречены на неудачу без проведения мероприятий оперативной (тактической) маскировки с целью скрыть подготовку операции (боя), время ее проведения и ввести в заблуждение неприятеля относительно своих замыслов. Так, Александр Невский, чтобы скрыть от ливонских рыцарей слабость центра своих войск, поставил полки у крутого восточного берега, чем лишил противника, двигавшегося по открытому льду, возможности определить расположение, численность и состав русских войск. Все стремительные передвижения и дерзкие маневры войск А.В. Суворова осуществлялись скрытно, как правило, ночью или в густом тумане со строжайшим соблюдением тишины, в то время как на второстепенных направлениях демонстрировалась высокая активность. Чтобы противник не догадался о совершении Тарутинского маневра, М.И. Кутузов приказал генералу Милорадовичу, командовавшему арьергардом, направить казаков по рязанской дороге для «фальшивого движения», т.е. для осуществления демонстративных действий.

Следует, однако, понимать, что во всех подобных случаях маскировка носит обеспечивающий, вспомогательный характер, т.е. помогает скрыть от противника истинную суть обмана. Не случайно она является видом оперативного (боевого) обеспечения. Вместе с тем во многих ситуациях цель обмана противника может быть достигнута и проведением только мероприятий маскировки, но далеко не всегда. Например, если решено нанести главный удар на единственно удобном в полосе предстоящего наступления направлении (горный перевал, межозерное дефиле, дорога, проходящая через лесисто-заболоченную местность, и т.п.), то вряд ли какими-либо, даже самыми изощренными мерами удастся отвлечь главные силы противника от этого места. Он просто этому не поверит. И напротив, планируя нанести главный удар на труднодоступном направлении, можно с помощью элементарных мер маскировки довольно легко ввести противника в заблуждение. Таким образом, на наш взгляд, оперативная (тактическая) маскировка является, хотя и неотъемлемой, но все же только составной частью обмана противника, и отождествление этих двух понятий вряд ли правомерно.

Богатый опыт обмана противника был получен в годы Великой Отечественной войны, особенно во второй ее половине, когда Красная Армия от стратегической обороны перешла в стратегическое наступление. Например, хорошо известно необычное решение, принятое командующим войсками 1-го Белорусского фронта генералом армии (впоследствии Маршалом Советского Союза) К. К. Рокоссовским при проведении операции «Багратион», в соответствии с которым предусматривалось нанести не один, а два главных удара, что в корне противоречило действовавшим в то время взглядам на проведение наступательных операций. Выдающемуся полководцу потребовалось все его мужество и настойчивость, чтобы доказать Ставке и особенно Верховному Главнокомандующему свою правоту. Кроме того, один из ударов было решено нанести через лесной и болотистый район в обход Бобруйска с юга и юго-запада. Исходя из условий труднопроходимой местности противник не предполагал, что К. К. Рокоссовский рискнет нанести серьезный удар на этом направлении и потому не позаботился об организации здесь сильной обороны, даже разведку вел весьма пассивно. Такая самонадеянность и беззаботность дорого обошлись немецкому командованию. Результат превзошел все ожидания: пока противник пытался определить на каком направлении фронт наносит главный удар и куда следует направить резервы, его тактическая зона обороны была прорвана в первый же день, и войска К. К. Рокоссовского вышли на оперативный простор.

Обычно перед началом операции осуществляется имитация сосредоточения войск с целью показа ложного направления главного удара. Однако, вопреки этому избитому правилу, командующий войсками 3-го Белорусского фронта генерал-полковник И.Д. Черняховский при подготовке операции «Багратион» начал обозначать ложное сосредоточение войск с использованием деревянных макетов техники именно в тех районах, где предусматривалось действительное сосредоточение ударных группировок. И только когда противник разгадал «замысел» и несколько раз бомбил ложный район деревянными бомбами, командующий войсками фронта начал выдвижение своих войск в эти же районы для наступления. В результате удары 3-го Белорусского фронта оказались для противника неожиданными.

Успеху операции «Багратион» во многом способствовало и оставление на юго-западном направлении танковых армий из резерва ВГК, что также являлось своего рода обманом. Разведка противника пристально следила за ними, и, поскольку те не трогались с места, немецкое командование сделало неправильный вывод о том, что, вероятнее всего, наши войска предпримут наступление именно здесь.

К сожалению уже через три десятилетия, прошедшие после окончания Великой Отечественной войны, бесценный опыт обмана противника был в основном забыт. Одной из причин этого явилось, на наш взгляд, создание и оснащение Вооруженных Сил ядерным оружием, в том числе тактическим. По всей видимости, многие из военачальников стратегического и оперативного звеньев подспудно стали считать - зачем тратить свою умственную энергию, силы и средства для обмана противника, если все задачи можно решить одним ядерным ударом. Вслед за ними такого же мнения начали постепенно придерживаться и командиры тактического звена - их перестали учить по-настоящему обманывать противника.

Понадобилось десять лет войны в Афганистане, чтобы понять - в войнах локального масштаба ядерное оружие не применишь, а в вооруженной борьбе даже со слабым противником без обмана серьезного успеха не достигнешь, а если и достигнешь, то с такими неоправданно высокими потерями, которые сведут на нет все успехи. Соответствующие выводы были сделаны, и в уставных документах по ведению военных (боевых) действий, изданных в 1989 году, появилась установка, что командующий (командир) при выработке замысла операции (боя) должен определять меры по обману противнику. Формулировка, на наш взгляд, не самая лучшая. Ведь в данном случае мера - это синоним слова мероприятие. Но чтобы наметить конкретные мероприятия, необходимо прежде знать цели и применяемые способы обмана. Кроме того, таких мер может быть очень много, все из них командующий (командир) указать в замысле просто не в состоянии, да в этом и нет необходимости, поскольку сейчас в каждом органе управления имеются специально выделенные офицеры (группы, отделения, отделы) оперативной маскировки, которые только этими вопросами и должны заниматься.

В новом поколении уставных документов издания 2004 года формулировка несколько улучшилась: теперь при выработке замысла «особо командир определяет идею обмана противника, которая доводится до ограниченного круга лиц». Однако и здесь есть несколько противоречий и недоговоренностей.

Во-первых, не совсем уместным, на наш взгляд, представляется употребление здесь наречия «особо», означающего в соответствии со словарем русского языка «отдельно, независимо от других». Ведь выработка замысла - это непрерывный мыслительный процесс командира, где все взаимосвязано, и при оценке, например, боевого состава, состояния, положения и характера действий противника сразу же делаются выводы относительно определения всех пунктов замысла операции (бои), в том числе и касающиеся его обмана. Кроме того, как доказано выше на конкретных примерах, элементы обмана противника могут содержаться в любом или даже во всех одновременно пунктах замысла, начиная с выбора направлений главного и других ударов (через считающуюся недоступной местность) и завершая оригинальным построением боевого порядка.

Во-вторых, слово «идея» имеет несколько различных толкований общего характера, из которых для данной ситуации наиболее приемлемы следующие: «основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь» или «мысль, намерение, план». Но мысли у всех разные, и каждый командир, скорее всего, будет интерпретировать эту идею по-своему, в зависимости от уровня интеллекта и личной подготовленности: один ограничится единственной фразой с указанием цели обмана, а второй изложит развернутый план действий. И то и другое вряд ли можно считать верным. Поэтому, чтобы направить мыслительный процесс командира при выработке замысла в нужное русло, следовало бы конкретизировать возможное содержание идеи обмана. На наш взгляд, она может заключаться в определении целей, способов и основных (наиболее главных) мероприятий по обману противника при подготовке, в ходе операции (боя) и после ее (его) завершения. Причем, как показывает практика, цели, т. е. относительно чего предполагается ввести противника в заблуждение, определить проще всего. Гораздо сложнее выбрать приемы и способы его обмана.

И наконец, в-третьих, явно лишней выглядит установка - «доводится до ограниченного круга лиц», поскольку это должно касаться всего замысла операции (боя). Таково главное требование оперативной (тактической) маскировки. Возможно, авторы основных руководящих документов имели в виду, что круг лиц должен быть еще более ограничен, чем при доведении замысла, но в этом нет элементарной логики: противнику, безусловно, гораздо выгоднее узнать, например, истинное направление главного удара, чем ложное.

Недоумение вызывает также и то, что в Боевом уставе по подготовке и ведению общевойскового боя (часть III) командир взвода и отделения при выработке замысла обязаны определять только «обеспечение скрытности при подготовке и выполнении полученной задачи», а не идею обмана противника, как это предусмотрено для всех вышестоящих инстанций. Получается, что устав предписывает им лишь прятаться от противника, не предпринимая каких-либо доступных для них мер по обману, например, путем оборудования (хотя бы с помощью подручных средств) ложной огневой точки (позиции, наблюдательного, командно-наблюдательного пункта и т. п.) в обороне или совершения частью подразделения обходного маневра через труднодоступный участок местности в наступлении. Авторы, видимо, исходили из того, что в распоряжении командира взвода и отделения не имеется каких-либо сил и средств для осуществления дезинформации, имитации и демонстративных действий. За таким подходом явственно просматривается упрощенное понимание сути обмана противника, сводящееся, по мнению некоторых военных специалистов, лишь к проведению мероприятий маскировки. На наш взгляд, подобная формулировка в уставе ведет лишь к сковыванию инициативы младших командиров и не способствует выработке у них умений и навыков по обману противника в бою.

Конечно, внести изменения в уже изданные новые уставные документы не представляется возможным, однако вышеизложенную точку зрения, касающуюся обмана противника, целесообразно доходчиво разъяснять слушателям и курсантам военно-учебных заведений в ходе учебного процесса, генералам, офицерам и сержантам во время учений и занятий по командирской подготовке, что будет во многом способствовать выработке у них соответствующих умений и навыков.

К сожалению, благое начинание с включением в 1989 году в содержание замысла мер по обману противника и введением в состав органов управления специальных структур, предназначенных заниматься организацией оперативной маскировки, не получило своего логического завершения. Все фактически ограничилось декларациями, поскольку требование по выработке у офицеров и личного состава умений и навыков по обману противника до сих пор в должной мере не внедрено в практику оперативной, мобилизационной, боевой подготовки войск и учебного процесса военно-учебных заведений. В результате, как показывают итоги проведения учений, многие командующие (командиры) не только поверхностно относятся к выработке идеи обмана противника, имея в своем арсенале слишком небольшой шаблонной набор соответствующих приемов и способов, но нередко и уклоняются от этой обязанности, прикрываясь иногда приведенной выше уставной формулировкой «особо» (еще один аргумент о ее вредности). В лучшем случае заслушивается или озадачивается начальник отдела (отделения, группы) оперативной маскировки, который(ые), также особо себя не утруждая, каждый раз старательно переписывают один и тот же стандартный набор мероприятий скрытия и введения в заблуждение. Однако, как показывает опыт войн и вооруженных конфликтов, одного и того же противника невозможно дважды обмануть одним и тем же способом.

Не уделяют должного внимания этому вопросу и руководители учений, сосредоточивая свои усилия на оценке других, стандартных элементов замысла принимаемых решений и реальных действий обучаемых. Что касается обучения приемам и способам обмана противника каждого военнослужащего и мелких подразделений в ходе повседневной боевой подготовки, то этим тоже, на наш взгляд, на практике никто не занимается, что и неудивительно, поскольку не предусмотрено соответствующим программами.

Между тем, роль и значение обмана противника в современных условиях существенно возрастает, что обусловлено рядом следующих факторов.

Первый. В войнах XXI века совершенно недопустимы большие потери войск (сил) в вооружении, военной технике (ВВТ) и личном составе, поскольку быстро их восполнить практически невозможно из-за чрезвычайной сложности современных образцов ВВТ, требующей довольно продолжительного времени для их производства (восстановления) и освоения личным составом. Одним из важнейших путей снижения потерь, повышения живучести и сохранения боеспособности войск (сил) является умение командующих (командиров) обмануть противника, захватить его врасплох и достичь победы малой кровью.

Второй. Возможности современных средств разведки армий развитых стран мира существенно возросли, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, космической техники, самолетостроения, созданием разведывательного оборудования и оружия на новых физических принципах и т.п. Более того, комплексирование средств поражения, разведки и автоматизированного управления в единые системы высокоточного оружия (ВТО) позволяет с высокой вероятностью уничтожать обнаруженные цели в реальном масштабе времени. Чтобы успешно противодействовать современным средствам разведки и не потерпеть поражение в условиях применения противником ВТО, необходимо умело маскироваться и применять широкий набор всевозможных приемов и способов обмана противника.

Третий. Сейчас наибольшую угрозу безопасности нашего государства представляет сеть международных террористических организаций, традиционные методы ведения вооруженной борьбы с которыми совершенно неприемлемы. Успех здесь может принести только эффективное применение мер обмана, позволяющее выманивать главарей и боевые группы террористов из своих баз и убежищ, завлекать их в специально подготовленные ловушки и засады, окружать, вынуждать к сдаче или уничтожать. Наиболее яркий пример успешной реализации такого подхода - уничтожение главаря террористов Басаева в июне текущего года.

Четвертый. В современных условиях, по мнению многих зарубежных и отечественных военных специалистов, речь уже должна идти не столько о противодействии и обмане разведки противника, сколько о рефлексивном управлении лицом, принимающим решение на действия войск (сил) противостоящей стороны, путем доведения до него соответствующей ложной (а в определенных обстоятельствах - и части правдивой) информации. Цель такого обмана - добиться, чтобы оно (это лицо) приняло решение, в большей степени выгодное нашим войскам, чем противнику. Очевидно, что проведением разрозненных, бессистемных мероприятий оперативной маскировки достичь этой цели вряд возможно. Здесь требуется комплексный, системный подход, для чего необходимо, на наш взгляд, параллельно с обычным замыслом операции разрабатывать ложный, на основании которого целенаправленно планировать и осуществлять мероприятия обмана, предварительно определив, какое решение противника будет выгодным для своих войск.

Пятый. Успешной реализации изложенной выше идеи о рефлексивном управлении противником во многом способствует бурное развитие и широкое внедрение в военное дело, особенно в системы управления войсками и оружием, информационных технологий. В этой связи появляется возможность проникать в компьютерные сети систем управления противника, отфильтровывать в нужном контексте потоки информации, ограничивать или воспрещать доступ к ним законных пользователей, устраивать «информационные засады» и ловушки, искажать правдивые сведенья, фальсифицировать, подменять их ложными и осуществлять другие подобные действия. Как показывает опыт, для проведения таких операций по обману противника можно также широко использовать всемирную паутину - Интернет, электронные и печатные средства массовой информации, с помощью которых сфабрикованная, но правдиво преподнесенная дезинформация позволяет скомпрометировать военно-политическое руководство страны-противника перед своим народом и личным составом вооруженных сил, склонить некоторых высокопоставленных чиновников, занимающих ключевые должности в государственной и военной иерархии, к предательству (измене), создать тем самым выгодное для себя общественное мнение, подорвать сплоченность населения и лишить армию воли к сопротивлению, т. е., как писал Сунь-Цзы, «если у него дружны, разъедини».

Изложенные факторы не только подтверждают важную роль обмана противника в достижении успеха при ведении боевых действий, но и свидетельствуют также о чрезвычайной сложности осуществления в современных условиях обманных мероприятий, которые должны быть четко согласованы и взаимосвязаны по целям, задачам, месту, времени проведения, и, следовательно, на оперативно-стратегическом уровне приобретают форму дезинформационных (обманных) операций. Кроме того, элементы обмана противника становятся важнейшей составляющей информационных операций.

В этой связи становится очевидным, что умение обмануть противника не может базироваться лишь на интуиции командующего (командира) и сводиться только к использованию различного рода случайностей, просчетов неприятеля, благоприятных для себя условий местности, погоды и времени суток, хотя и это тоже немаловажно. Веление времени таково, что уже в условиях мирной жизни у командных кадров должен быть сформирован такой стиль мышления и приобретены такие умения и навыки, которые позволяли бы не только успешно управлять войсками в ходе скоротечных и маневренных боевых действий, но и обманывать противника в любых условиях обстановки, планировать и проводить сложнейшие информационные (дезинформационные, обманные) операции, вынуждая командование неприятеля совершать ошибки и принимать выгодные для своих войск решения.

Эти умения и навыки могут появиться только в том случае, если вся система подготовки командных кадров, органов управления и войск будет пронизана изучением и отработкой приемов и способов обмана противника. Учиться этому должны все, начиная с высшего руководящего состава ВС и заканчивая рядовым солдатом, учиться на всех занятиях по всем предметам (дисциплинам) и особенно в ходе различного рода тренировок, учений и маневров.

Начинать реализацию такого подхода целесообразно с доработки (уточнения) руководящих и учебно-методических документов по подготовке Вооруженных Сил в целом, а также их видов и родов войск. Прежде всего, все военные руководители, начиная с министра обороны и заканчивая командиром отдельной части, в ежегодных установочных приказах, где подводятся итоги и ставятся задачи на новый учебный год, а также в различного рода организационно-методических указаниях, должны формулировать четкое требование о необходимости сосредоточения основных усилий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки на выработку у командных кадров и личного состава умений и навыков обмана противника, а также исключение шаблона и схематизма при принятии решений на операцию (бой).

Аналогичное требование должно касаться и обучения слушателей и курсантов в вузах МО, а также офицеров на военных кафедрах гражданских учебных заведений. Кроме того, в разделе приказа, посвященном организации военно-научной работы, следует акцентировать внимание научно-исследовательских центров (организаций) на необходимости обобщения, систематизации существующих и изыскания новых приемов и способов обмана противника во всех видах боевых действий в различных условиях обстановки, а также разработки основ подготовки и проведения специальных информационных (дезинформационных, обманных) операций.

Чтобы изучением вопросов обмана противника была пронизана одиночная подготовка военнослужащих и боевое слаживание подразделений, необходимо провести ревизию действующих программ боевой подготовки. При этом в содержание каждого занятия по всем темам и предметам обучения, за исключением разве что общевоинских уставов, технической и противопожарной подготовки, следует включить вопросы обмана противника. Так, по тактической подготовке при отработке темы «Действия солдата в бою» следует предусмотреть изучение различных приемов и способов обмана пулеметчика, снайпера, гранатометчика, танка и других огневых средств противника при движении в атаку, ведении оборонительного боя, совершении марша, действиях в разведке и различного вида охранении. По инженерной подготовке при отработке, например, темы «Инженерные заграждения» необходимо учить военнослужащих способам обмана противника относительно мест расположения минных полей, невзрывных заграждений, а также установке мин-ловушек, устройству обманных малозаметных препятствий из подручных средств и т. п. Даже по строевой подготовке в содержание темы «Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке» целесообразно включить изучение элементарных приемов обмана противника при совершении перебежек и переползаний, выполнении команд «К бою», «В атаку - вперед» и др.

Наряду с доработкой программ боевой подготовки следует также внести соответствующие дополнения и изменения в курсы стрельб, вождения боевых машин, сборники нормативов и в другие документы (вплоть до наставления по физической подготовке), которыми регламентируется порядок организации занятий по различным предметам обучения. Цель одна - условия выполнения каждого упражнения учебных стрельб, вождения и, по возможности, любого норматива должны включать обязательную отработку тех или иных приемов обмана противника. Например, при выполнении 5-го упражнения учебных стрельб из стрелкового оружия (скоростная стрельба по появляющимся и движущимся целям различными способами в ходе передвижения) необходимо требовать, чтобы стрелок применял элементарные приемы обмана, т. е. передвигался зигзагообразно, рывками, никогда не начинал движение с той стороны укрытия, откуда только что вел огонь, и не начинал стрельбу из того места, где залег и т. п. Как известно, первый же выстрел из ручного противотанкового гранатомета демаскирует стрелка, поэтому условиями выполнения соответствующих упражнений целесообразно предусмотреть мгновенную смену позиции после каждого выстрела. При выполнении стрельб из боевых машин пора, наконец, прекратить практику их прямолинейного движения по накатанным дорожкам с короткими остановками на совершенно открытых местах. Движение целесообразно осуществлять «змейкой», с неравномерной скоростью и применением противоракетных маневров, а короткие остановки осуществлять только за естественными или искусственными укрытиями. Равномерное прямолинейное движение машин допустимо применять лишь при первоначальном обучении новобранцев.

Курс вождения боевых машин следует, на наш взгляд, дополнить двумя новыми упражнениями: вождение в наступательном и в оборонительном бою. Правила выполнения этих упражнений можно наполнить отработкой различных приемов обмана противотанковых средств и авиации противника, а оценку определять не по временному нормативу, а по умению правильно маневрировать, использовать складки местности, естественные и искусственные укрытия и т. п. В перспективе бронедромы можно оборудовать лазерными имитаторами стрельбы и регистрации попаданий (например, машина начинает дымить), чтобы обучаемым можно было наглядно продемонстрировать допущенные ошибки.

В наставление по физической подготовке необходимо включить отработку приемов обмана противника во время выполнения упражнений по рукопашному бою, преодолению полосы препятствий, совершению марш-бросков, лыжной подготовке, военно-прикладному плаванию и т. п. Даже условия прямолинейного бега на дистанцию 100 м целесообразно, на наш взгляд, изменить, сделав его, например, зигзагообразным (как в бою) путем огибания специально установленных вешек. Что касается внесения изменений в сборники нормативов, то, на наш взгляд, по возможности любой норматив по боевой подготовке не должен считаться выполненным, если не соблюдены элементарные меры по обману противника, например, вырытый стрелком окоп тщательно не замаскирован.

Очевидно, что внесением лишь изменений и дополнений в руководящие документы полностью проблемы не решить, поскольку подавляющее большинство командиров (начальников) имеют очень слабые методические навыки по обучению подчиненных вопросам обмана противника. В этой связи представляется целесообразным разработать и издать специальное учебно-методическое пособие, в котором не только изложить все известные правила, приемы и способы обмана противника в бою, начиная от действий одиночного солдата и заканчивая боевым слаживанием батальона, но и раскрыть методику обучения этим вопросам в ходе различных занятий и тренировок.

Следует признать, что еще со времен Советской армии приоритет в боевой учебе отдается стрельбе, вождению и проведению учений, а тактике действий в бою одиночных военнослужащих и мелких подразделений (отделение - рота) уделяется неоправданно мало внимания. И сейчас некоторые военачальники могут на вышеизложенные предложения возразить - мол, недостаток финансовых и материальных средств не позволяет отработать даже элементарные способы действий военнослужащих и подразделений на поле боя, не говоря уже об изучении приемов обмана. Однако какие, позвольте спросить, необходимы деньги и материальные средства, чтобы вывести подразделение в поле и тактико-строевым методом «пеший по машинному» до автоматизма отработать способы и приемы действий в бою, в том числе и по обману противника? На наш взгляд, нужно только желание и умение методически грамотно организовать проведение занятий. Этому во многом будет способствовать наличие доработанных руководящих и учебно-методических документов по подготовке ВС, их видов и родов войск, что позволит заострить внимание командующих и командиров всех степеней на необходимости повседневного обучения подчиненных вопросам обмана противника и повысить их ответственность за уровень освоения личным составом соответствующих приемов и навыков.

Кроме того, насыщение содержания каждого занятия отработкой способов обмана противника приведет, на наш взгляд, к возрастанию активности и интереса обучаемых, что в конечном счете будет способствовать более глубокому и скорейшему изучению запланированных тем. При этом следует творчески подходить к планированию боевой подготовки, например, по тактической подготовке целесообразно чаще проводить двусторонние занятия, когда для двух взводов в роте (двух рот в батальоне) запланирована отработка наступления, а для третьего - обороны. Наличие реального противника даст возможность не только более целенаправленно прививать подчиненным навыки обмана, но и на практике проверять и доказывать подчиненным их эффективность.

Высшей формой подготовки подразделений, частей, соединений и объединений и их органов управления являются маневры, различные учения (командно-штабные, тактические, оперативно-тактические, оперативные), а также командно-штабные (штабные) военные игры (КШВИ) и тренировки (КШТ). В ходе их проведения должна не только совершенствоваться полевая (воздушная, морская) выучка войск (сил) и достигаться высокий уровень слаженности воинских формирований и штабов, но также развиваться и закрепляться полученные в ходе повседневной боевой учебы умения и навыки личного состава, подразделений и особенно командующих (командиров) и начальников всех степеней по обману противника, изыскиваться и проверятся на практике новые, неизвестные противнику способы и приемы ведения боевых действий и достижения внезапности.

Следует однако признать, что ничего подобного в настоящее время не происходит. Маневры и оперативные учения вообще не планируются из-за недостатка финансовых и материальных средств. Проведение же тактических (тактико-специальных) учений сводится лишь к недопущению чрезвычайных происшествий с гибелью людей и успешному осуществлению боевой стрельбы в составе подразделения (части) на полигоне, а командно-штабных учений (тренировок) - к беспрерывным заслушиваниям командующих (командиров) и других должностных лиц по рутинным вопросам планирования операций (боевых действий). При этом никто не требует новизны и оригинальности применяемых способов обмана противника.

К сожалению, опять же в целях недопущения происшествий предан забвению эффективный, изобретенный еще А.В. Суворовым порядок розыгрыша боевых действий методом «сквозной атаки», а считавшееся ранее шутливым выражение «инициатива наказуема» воспринимается сейчас офицерами как руководство к действию, или вернее к бездействию. В результате проведение учений превращается в показуху, своеобразные шоу, которые нередко можно наблюдать в телевизионных сюжетах, «режущих» глаз настоящих профессионалов видом выстроившихся в прямую линию, вперевалочку двигающихся в атаку, изредка постреливающих солдат и медленно, прямолинейно ползущих по открытому полю боевых машин. А ведь при нынешней насыщенности обороны противника высокоточным оружием, противотанковыми средствами и автоматическим стрелковым оружием они все будут неминуемо уничтожены.

В таких условиях, естественно, не может быть и речи о проявлении в ходе учений личным составом и командирами подразделений инициативы, самостоятельном изыскании и применении новых приемов и способов ведения боевых действий, обмана противника и осуществления мероприятий оперативной (тактической) маскировки, позволяющих достигать внезапности и добиваться победы «малой кровью».

Чтобы исправить положение дел, прежде всего необходимо усовершенствовать некоторые подходы к планированию, разработке, проведению учений (КШТ и КШВИ) и их оценке, а также изменить стиль мышления руководителей этих мероприятий.

Во-первых, целесообразно, на наш взгляд, почти все тактические учения и не менее половины командно-штабных планировать двусторонними, а при проведении односторонних в состав войск (сил) обозначения противника привлекать независимые (например из другой части, вида ВС, рода войск) силы и средства разведки, вплоть до воздушных и космических, которым ставить конкретные задачи на вскрытие войск (объектов) обучаемых и замыслов их командования с документальным подтверждением. Это не только вынудит командующих (командиров) тщательно соблюдать меры маскировки, изыскивать и применять новые способы обмана противника, но позволит также объективно проверить обоснованность и эффективность их реализации, а также указать и наглядно продемонстрировать конкретные ошибки обучаемых по этим вопросам.

Во-вторых, при разработке замыслов учений одна из учебных целей должна формулироваться примерно следующим образом: совершенствование умений и практических навыков командующих (командиров) и подразделений (частей) в организации и осуществлении эффективных мер обмана противника, мероприятий оперативной (тактической) маскировки, а также изыскание и освоение новых приемов и способов достижения внезапности, повышения живучести и сохранения боеспособности войск. Кроме того, в замысле учения целесообразно с таким расчетом определять соотношение сил и средств сторон, создавать оперативно-стратегические (оперативные, тактические) обстановки, на фоне которых предусматривается отрабатывать учебные вопросы, а также разрабатывать оперативные директивы (боевые распоряжения), чтобы без планирования и практической реализации эффективных способов обмана противника добиться успеха было бы невозможно. Важнейшим, обязательным элементом (этапом или учебным вопросом) учений (тренировок) стратегического и оперативно-стратегического масштабов должна стать подготовка и проведение специальной информационной (дезинформационной, обманной) операции. Правда, предварительно следует разработать основы организации и проведения подобных операций, а также методику обучения командующих и штабов этим вопросам.

В-третьих, при заслушивании в ходе учений решений обучаемых руководитель должен обязательно требовать доклада и обоснования идеи обмана противника, причем не особо (кулуарно), как это требуют действующие уставные документы, а одновременно с объявлением общего замысла, что будет способствовать лучшему достижению учебных целей. В дальнейшем новизну и оригинальность планируемых обманных мероприятий, а также эффективность их реализации необходимо всесторонне учитывать (наряду с другими показателями) при предоставлении успеха той или иной стороне во время розыгрыша боевых действий и наращивания обстановки на каждом из этапов учений. При этом не следует ограничивать инициативы обучаемых, даже если их решения и действия не ведут к успеху: отрицательный результат тоже результат, и будет больше пользы, если командующий (командир) сам убедится в своей ошибке.

Розыгрыш боевых действий на двусторонних тактических учениях целесообразно осуществлять только методом «сквозной атаки», обеспечив, безусловно, самое строгое соблюдение мер безопасности. В перспективе можно будет при этом применять специальное лазерное оборудование для имитации ведения огня и регистрации попаданий, что обеспечит более объективное подведение итогов и позволит проанализировать активность даже отдельных военнослужащих, а также их умения и навыки по обману противника. Опыт применения подобного оборудования уже имеется - в 1989-91 годах оно успешно использовалось на Львовском учебный центре Прикарпатского военного округа при проведении двусторонних тактических учений.

И наконец, в-четвертых, умение обмануть противника и тем самым достичь внезапности в ходе боевых действий должно стать важнейшим критерием оценки по результатам учений как командующих (командиров), так и их органов управления, подразделений, частей, соединений и объединений в целом. Например, оценки отлично заслуживает, на наш взгляд, только тот командующий (командир), орган управления (воинское формирование в целом), которые умело и обоснованно планировали и осуществляли новые, оригинальные приемы и способы обмана противника, предопределившие достижение успеха на всех этапах операции (боя); хорошо - если не все меры по обману противника отличались новизной (оригинальностью) или если их реализация не всегда позволяла достичь внезапности, повысить живучесть, сохранить боеспособность войск (сил); удовлетворительно - если планирование мероприятий обмана противника осуществлялось формально, без достаточных обоснований, а их реализация в большинстве случаев не оказала существенного позитивного влияния на выполнение боевых задач; неудовлетворительно - если применение каких-либо приемов и способов обмана противника вообще не предусматривалось.

Наличие данных критериев позволит штабу руководства на основании единых подходов анализировать и оценивать решения и действия обучаемых с точки зрения их умений и навыков по осуществлению мер маскировки и обмана противника. В дальнейшем результаты этого анализа должны найти свое отражение в отдельном разделе материалов разбора учения, проведение которого необходимо сопровождать наглядной демонстрацией ошибок, недостатков и упущений, вскрытых независимыми или действующими в составе войск противоположной стороной (на двусторонних учениях) силами и средствами разведки.

Очевидно, что предложенные подходы к разработке и проведению учений дадут позитивный эффект в практике оперативной (боевой) подготовки только в том случае, если они найдут свое воплощение в соответствующих руководящих документах (наставлениях).

Особо следует остановиться на подготовке офицерских кадров, поскольку прежде всего они должны обладать широким набором военных хитростей, позволяющих достигать внезапности и побеждать противника, не допуская больших потерь своих войск. Первоначальные умения и навыки в вопросах обмана противника приобретаются командным составом ВС в ходе обучения в военно-учебных заведениях, а затем развиваются во время прохождения дальнейшей службы. Однако приходится, к сожалению, констатировать, что руководство и профессорско-преподавательский состав вузов также уделяет этому аспекту военного искусства непозволительно мало внимания. Так, автору довелось в конце 90-х годов прошлого века участвовать в приеме выпускных государственных экзаменов у слушателей Военной академии бронетанковых войск. К большому удивлению, при личной проверке результатов решения оперативно-тактической задачи выяснилось, что из всех слушателей, претендовавших на диплом с отличием, только двое в своих решениях одной-двумя фразами, носившими чисто формальный характер, упомянули о мерах по обману противнику. Как оказалось впоследствии, удивляться было нечему, поскольку в разработанных академией методике и критериях оценки этих задач совершенно ничего не говорилось о необходимости отражения в замыслах решений вопросов обмана противника. Как показывают проверки, с тех пор мало что изменилось. Одной из причин такого отношения является, на наш взгляд, глубоко укоренившаяся, пагубная практика обучения курсантов и слушателей по так называемым «точнякам», которые из года в год с небольшими изменениями переписываются преподавательским составом, по всей видимости, еще с тех времен, когда обман противника не входил в содержание замысла операции (боя).

Для устранения этих недостатков прежде всего необходимо, на наш взгляд, внести дополнения в квалификационные требования к выпускникам военно-учебных заведений, где четко сформулировать, что они должны обладать широким набором современных приемов и способов обмана противника во всех видах боя (операций) в любых условиях обстановки и уметь планировать и реализовывать их на практике. Следует также изменить некоторые подходы к разработке тактических (оперативных) задач, летучек и учений, проводимых со слушателями и курсантами, руководствуясь при этом предложенными выше нововведениями по подготовке и проведению учений (КШВИ, КШТ).

При отработке тем по тактической подготовке, а также оперативных (тактических) задач в содержание каждого занятия, причем не только по тактике или оперативному искусству, но и по всем другим дисциплинам, в обязательном порядке включать соответствующие вопросы планирования и осуществления эффективных способов и приемов обмана противника. Например, при проведении занятия (в рамках оперативной или тактической задачи) по боевому применению авиации следует предусмотреть определение слушателями (курсантами) эффективных мер по введению противника в заблуждение относительно районов расположения своих аэродромов (вертолетных площадок), маршрутов пролета, направлений захода к запланированным для поражения объектам (целям), а также обмана его ПВО при нанесении ударов, возвращении на аэродромы и т. п. Даже при отработке вопросов тылового обеспечения операции (боя) целесообразно, чтобы обучаемые планировали проведение различных обманных мероприятий, в частности по введению противника в заблуждение относительно объемов и времени создания необходимых запасов материальных средств, маршрутов их подачи войскам, мест расположения складов, развертывания пунктов заправки боевой техники и др.

Чтобы облегчить слушателям и курсантам освоение различных приемов и способов обмана противника, военным историкам необходимо, на наш взгляд, на основе опыта Второй мировой войны и современных локальных войн и вооруженных конфликтов собрать, обобщить, систематизировать и издать соответствующие сборники примеров, отдельно на тактическом, оперативном и стратегическом уровне. Изучая позитивный опыт, слушатели будут стремиться творчески применять его во время различных занятий и учений, совершенствуя уже известные и изыскивая новые приемы и способы обмана противника.

Поскольку информационное противоборство становится важнейшей составляющей войн и вооруженных конфликтов в XXI веке, в учебные программы для слушателей военных академий, особенно Общевойсковой и Генерального штаба, целесообразно включить изучение основ подготовки и проведения информационных (дезинформационных, обманных) операций, а также предусмотреть практическую отработку этих вопросов в ходе проведения соответствующих учений и занятий в рамках оперативных задач.

Кроме того, следует изменить психологию профессорско-преподавательского состава вузов и некоторые подходы к принципам оценки слушателей и курсантов, обращая внимание не на соответствие их докладов и действий требованиям руководящих документов и кафедральным «точнякам», а прежде всего на стремление мыслить творчески, нестандартно, принимать оригинальные, но обоснованные решения, находить выход в, казалось бы, самой безнадежной ситуации, изыскивать и реализовывать на практике новые приемы и способы обмана противника. Что касается изучения требований руководящих документов, уставов, наставлений и проверки их усвоения слушателями и курсантами, то это можно делать во время самостоятельной работы, семинарских занятий, а также при проведении многочисленных зачетов и экзаменов.

Безусловно, полученные во время обучения в вузах умения и навыки по обману противника должны совершенствоваться в ходе занятий по командирской (профессионально-должностной) подготовке, что также потребует внесения дополнений и изменений в соответствующие планы и программы.

Умение обмануть любого противника в самых сложных условиях обстановки - это, на наш взгляд, высшее проявление искусства военачальника, своего рода гарантия успешного решения поставленных боевых задач. К тому же обладание широким набором способов и приемов обмана противника существенно снижает вероятность быть обманутым самому, поскольку легче будет предугадать аналогичные уловки со стороны неприятеля. Следует однако понимать, что достичь этой вершины полководческого искусства возможно лишь при условии целенаправленного кропотливого совершенствования своего мастерства в ходе обучения в военно-учебных заведениях, на командирских занятиях, во время различного рода учений, тренировок и военных игр, а также путем самостоятельной подготовки.

В настоящей статье изложены лишь основные подходы к организации повседневной боевой учебы, позволяющие, на наш взгляд, изменить отношение и существенно повысить уровень умений и навыков командных кадров, личного состава и выучку частей и подразделений в вопросах обмана противника. Каждый прогрессивно мыслящий командующий (командир, начальник, преподаватель), проанализировав свою деятельность в вопросах обучения и воспитания подчиненных, сможет изыскать и внедрить в систему оперативной и боевой подготовки (в учебный процесс вуза) и другие, не менее эффективные меры, направленные на более целенаправленное изучение вопросов обмана противника в операции (бою). Все это в конечном итоге позитивно скажется на уровне профессиональной подготовки командных кадров, боеспособности и боевых возможностей подчиненных объединений, соединений и частей.

Конрад Н.И. Сунь-Цзы: Трактат о военном искусстве. М.- Л. 1950. С. 34.

Военная Мысль. 2003. № 7. С. 38-45; 2005. № 7. С. 33.

Лобов В.Н. Военная хитрость в истории войн. М.: Воениздат, 1988. С. 47.

Суворов А.В. Наука побеждать. М. 1950. С. 35.

Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2004. Т. 8. С. 46.

Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1987. С. 454-455.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. С. 325-336.

Жуков Г.К. Организация оперативной маскировки. Из неопубликованных рукописей// Военно-исторический журнал. 1977, № 5. С. 52.

Гареев М.А. Белорусская стратегическая наступательная операция («Багратион»)// Вестник академии военных наук. № 3(8), 2004. С. 9.

Ло6ов В.Н. Военная хитрость в истории войн. С. 88-89.

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2. Батальон, рота. М: Воениздат, 2004. С. 47.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 2003. С. 452.

Там же. С. 234.

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 3. Взвод, отделение, танк. С. 47.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации