Морально-психологическое обеспечение боевых действий история и современность
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2006 стр. 64-75
Морально-психологическое обеспечение боевых действий: история и современность
Генерал-майор А.И. БОРИСЕНКО
НА НЫНЕШНЕМ этапе развития Вооруженных Сил России все более очевидным становится решающая роль морального, духовного фактора в достижении необходимого уровня боевой готовности войск, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, повышения качества боевой учебы и службы. В поисках наиболее эффективных путей морально-психологической закалки военнослужащих, обеспечении такого уровня морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений, которое способствовало бы выполнению всех поставленных перед ними задач, в последнее время мы все чаще обращаемся к опыту, приобретенному в ходе Великой Отечественной войны. Ведь не секрет, что на укрепление морального духа советских воинов, воспитание у них стойкости, беззаветной преданности Родине, готовности отдать жизнь во имя ее свободы и разгрома врага были постоянно направлены усилия командиров и политработников во время Великой Отечественной войны.
Фронтовики оставили нам поистине бесценное наследие - формы, методы, приемы и способы работы по морально-психологической закалке воинов, прошедшие проверку самой жестокой войной XX века. Их действенность и эффективность доказаны на практике. Наш святой долг - внимательно изучать их и использовать в своей работе с учетом современных условий развития общества, достижений экономики, последних достижений науки и техники.
Внезапное нападение фашистской Германии на Советский Союз оказало воздействие на морально-психологическое состояние не только бойцов РККА, но и все население страны. В предвоенные годы во главу угла была поставлена подготовка к ведению боевых действий на чужой территории. В 1941 году Советский Союз попал в тяжелейшее положение. Армия не была приведена в состояние повышенной боевой готовности. Ей пришлось отражать нападение хорошо подготовнленного противника, находясь, по существу, в положении армии мирного времени. Неизвестно, сумела бы какая-то другая армия выстоять, если бы уже в первые месяцы войны более трех миллионов ее численного состава попало в плен, когда в течение нескольких месяцев были захвачены многие промышленные районы? Думаю, не сумела бы. А мы выстояли, и прежде всего потому, что люди обладали внутренней готовностью защищать Родину.
Взять хотя бы оборону Брестской крепости (хотя подобных примеров было много, но они, к сожалению, еще не стали предметом внимания наших историков). Немцы уже к Смоленску продвинулись, а люди все верили, что армия вернется, что она не может уйти. Никто не отдавал им приказа обороняться, а они держались месяц! В этом и подобных ему эпизодах проявился высочайший уровень морально духа людей и воинов. Их объединяла идея.
Сложившаяся в предвоенные годы в Красной Армии система морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск ярко проявила себя в годы Великой Отечественной войны. В этой системе достаточно четко можно выделить три направления.
Первое направление охватывало круг вопросов, связанных с формированием у личного состава духовно-нравственных качеств, высокого политико-морального состояния, идейной зрелости. При этом особое место отводилось укреплению патриотического сознания, неукротимого стремления к разгрому врага, воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским захватчикам.
Основу воспитательной работы в тот период составляло формирование у воинов убежденности в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все возможное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров ни оставалось, ни малейшего сомнения в справедливости дела, ради которого они сражаются, в том, что они ведут священную войну за свое Отечество. Нет необходимости объяснять, почему эта работа тесно увязывалась с воспитанием воинов в духе дружбы и братства всех народов нашей страны, сплочением бойцов разных национальностей в единую боевую семью.
Второе направление морально-психологического обеспечения включало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов профессионально-боевых качеств. Речь идет о воспитании у личного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в экстремальной обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, верности воинскому долгу, взаимной выручки, стремления к овладению военным делом.
Третье направление, четко обозначилось в морально-психологическом обеспечении боевых действий после коренного перелома в ходе войны. Это спецпропаганда на войска и население фашистской Германии.
Работу по морально-психологической подготовке личного состава в годы войны целесообразно рассматривать по ее этапам, так как постоянно менялись условия боевых действий, накапливался боевой опыт и опыт работы с личным составом в ходе ведения боевых действий.
В первые недели и месяцы войны основное внимание командиров, штабов, политорганов, политического аппарата, партийных организаций было сосредоточено на перестройке всей системы морально-психологической закалки войск в соответствии с требованиями войны, условиями и задачами военного времени. Эта перестройка касалась всех звеньев морально-психологического обеспечения и осуществлялась на всех уровнях, от подразделения, части, соединения до высших структур армейского организма.
Воспитательная работа в этот период направлялась на перевод сознания личного состава с мирного на военный лад. Советские воины должны были понять всю глубину опасности, нависшей над нашей страной, отрешиться от благодушия и беспечности осознать, что речь идет о жизни и смерти нашего государства, о том, быть народам Советского Союза свободными или порабощенными.
Как показывает анализ, в ходе войны центральное место в работе по укреплению морального духа и психологической стойкости войск отводилось формированию у личного состава духовно-нравственных качеств, прочного высокого политико-морального состояния. При этом акцент ставился на развитие и укрепление у воинов патриотического сознания, любви к своему Отечеству, преданности советскому народу, неукротимого стремления к разгрому врага. Большое внимание уделялось воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским захватчикам, разоблачению фашистской идеологии. Перед Красной Армией ставилась задача: истребить всех немецких оккупантов на территории нашей Родины.
Основу воспитательной работы в войсках составляло формирование у воинов убеждения в справедливом, освободительном характере Великой Отечественной войны. Командиры и политработники делали все возможное для того, чтобы у солдат, сержантов и офицеров не было сомнения в праведности дела, ради которого они сражаются, в том, что они защищают свою землю, своих отцов и матерей, жен и детей, братьев и сестр от фашистских захватчиков, ведут великую священную войну за свое Отечество «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» - это был главный девиз воинов Красной Армии. Он определял их духовно-нравственный настрой с первого дня войны и до ее победного завершения.
Многонациональный состав Красной Армии предопределял необходимость проведения большой работы по воспитанию воинов в духе дружбы и братства народов нашей страны, сплочению бойцов различных национальностей в единую боевую семью. Это благотворно сказывалось на нравственном климате в подразделениях и частях, выполнении боевых задач. В воинских коллективах не было неприязни и раздоров на национальной почве. Воины всех национальностей стойко защищали единое для всех Отечество - Советский Союз, проявляя при этом мужество, отвагу и героизм.
В непобежденном гарнизоне Брестской крепости сражались представители 40 национальностей нашей страны, знаменитый дом Павлова в Сталинграде также защищали воины разных национальностей, в их числе четыре русских, три украинца, два грузина и абхазц, таджик, узбек и казах. На фронтах войны сражались соединения, сформированные в союзных и автономных республиках и состоявшие в значительной степени из представителей коренных национальностей. Всего за годы войны было создано и направлено в действующую армию свыше 80 национальных дивизий и отдельных бригад.
Проводимая в войсках воспитательная работа способствовала укреплению морального духа войск, повышала боевую активность личного состава и положительно отражалась на выполнении боевых задач. Вместе с тем объективный анализ этой работы показывает, что в ее содержании и организации были недостатки и просчеты, которые отрицательно сказывались на морально-психологическом состоянии войск и, как следствие, на результатах боевой деятельности.
В целях преодоления этих недостатков военные советы, политорганы, заместители командиров по политической части, используя различные методы, организовывали обучение командиров и политработников приемам и формам проведения воспитательной работы в боевой обстановке. Однако не везде это удавалось сделать. Поэтому многим командирам и политработникам приходилось приобретать опыт воспитательной работы непосредственно на полях сражений методом проб и ошибок, нередко расплачиваясь за эти ошибки своей кровью и кровью своих подчиненных.
Одно из основных направлений морально-психологического обеспечения боевых действий Красной Армии в годы войны включало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов психологических и боевых качеств, крайне необходимых для выполнения боевой задачи в сложной, напряженной и опасной для жизни обстановке. Речь шла о воспитании и развитии у личного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в сложной боевой обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, верности воинскому долгу, войскового товарищества и взаимной выручки в бою и других качеств, без которых нельзя было добиться победы над врагом.
Содержание этой работы определялось особенностями боевой обстановке. В первом и частично во втором периодах войны основное внимание сосредоточивалось на подготовку воинов к ведению оборонительных боев. Именно в это тяжелое для армии и страны время наиболее полно проявилось огромное значение психологической устойчивости войск, и стали очевидными серьезные просчеты и недостатки в психологической подготовке личного состава, допущенные как в предвоенные годы, так и в начале войны, в результате чего многие солдаты, сержанты и офицеры оказались не готовы к отражению внезапного для них нападения противника, его стремительного продвижения в глубь нашей страны, ведению тяжелых оборонительных боев, активной борьбе с танками и самолетами врага, преодолению панических настроений.
Командиры и политработники немало сделали для того, чтобы переломить неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в начале войны, доказать воинам, что и в оборонительных боях можно бить врага, воспитывали у них стойкость и упорство, стремление любой ценой, в том что и ценой собственной жизни, удерживать занимаемые рубежи, во что бы то ни стало, не пропустить противника. Большая работа в этом направлении была проведена в оборонительных сражениях под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Северном Кавказе и Курской дуге.
Так, при подготовке к Курской битве с учетом появления у противника новых тяжелых танков, самоходных орудий и самолетов важное место отводилось изучению способов эффективной борьбы с ними, преодолению у личного состава «танкобоязни» и «самолетобоязни». В войсках организовывали изучение боевых возможностей немецких танков, прочности их брони, уязвимых мест, способов борьбы с ними. Стало хорошей традицией организовывать встречи молодых воинов, прибывших на фронт, с военнослужащими, которые отличились при ведении боевых действий, мастерски владеющими оружием. В типографиях печатались памятки воинам, которые распространялись в действующей армии.
Части поочередно отводились в тыл, где на учебных полях была скопирована оборона противника, на которой стрелковые подразделения проходили обкатку танками, учились вести огонь по низколетящим самолетам противника. Воины учились пропускать через свои траншеи вражеские танки, отсекать от них пехоту, а затем огнем артиллерии, минометов, противотанковых ружей, связками гранат и бутылками с горючей смесью уничтожать их. Такое оружие самым положительным образом сказалось на ходе и исходе последующих оборонительных сражений.
В годы войны, особенно в ходе оборонительных боев, исключительное внимание уделялось поддержанию в войсках крепкой воинской дисциплины - важнейшего условия высокой стойкости личного состава, удержания им занимаемых рубежей.
Разносторонняя работа по психологической закалке личного состава проводилась и в ходе наступательных боев, которые были характерны для второго и третьего периодов войны. Командиры и политработники основное внимание сосредоточивали на формировании у воинов высокого наступательного порыва; способности к взламыванию долговременной обороны противника, уничтожению его окруженных группировок, форсированию с ходу крупных водных преград, штурму городов-крепостей. При длительном нахождении войск в обороне значительное место отводилось психологической подготовке личного состава к переходу от оборонительных действий к решительному наступлению.
В ходе боя проявлялось стремление о поддерживать высокие темпы наступления, с тем чтобы не дать противнику закрепится на промежуточных рубежах; обеспечить четкое взаимодействие пехоты, танков, артиллерии и авиации; своевременно снабжать войска боеприпасами, горючим и смазочными материалами; правильно организовать питание, отдых личного состава, своевременный вынос с поля боя раненных, оказание им первой помощи и отправку их в тыл, захоронение убитых. Широкое распространение в годы войны получила такая форма работы, как встречи воинов различных боевых специальностей: пехотинцев с танкистами, артиллеристами, саперами, летчиками и др.
Большой интерес представляют особенности организации психологического обеспечения Берлинской наступательной операции, завершившейся падением Берлина и капитуляцией фашистской Германии. На специально созданных учебных полях проводились тренировки по взламыванию обороны врага, форсированию водных преград, ведению боевых действий в населенных пунктах, лесистой местности и ночью.
Первостепенное внимание обращалось на подготовку воинов к ведению боев в крупном городе, где каждый дом превращался противником в крепость. Учитывалось, что танки, вступая на улицы Берлина, теряют одно из главных своих преимуществ - маневренность, становятся уязвимыми и нередко могут быть легкой добычей для врага. Поэтому ставка была сделана на подготовку и применение штурмовых групп и отрядов, состав которых тщательно подбирался, в него обязательно включались опытные воины, коммунисты и комсомольцы.
В годы Великой Отечественной войны в действующей армии был накоплен богатый арсенал разнообразных методов, форм и средств воспитания у личного состава высокого морального духа, психологической устойчивости и боевой активности: индивидуальное и групповое общение командиров и политработников с подчиненными, устная и наглядная агитация, радио, газеты и журналы, боевые листки, рукописные листовки-молнии и др. Большое внимание уделялось пропаганде боевого опыта, популяризации боевых подвигов личного состава.
Сильное мобилизующее воздействие на воинов оказывали приказы и выступления Верховного Главнокомандующего народного комиссара обороны И.В. Сталина, особенно сформулированные в них боевые призывы, такие, как: «Стоять на смерть! Ни шагу назад», «Очистим советскую землю от немецко-фашистских захватчиков!», «Добьем фашистского зверя в его собственной берлоге, водрузим Знамя Победы над Берлином!».
В годы войны активизировалась работа по воспитанию воинов на героической истории нашего Отечества, пропаганде славных боевых традиций российского воинства, Советских Вооруженных Сил. Были учреждены новые боевые ордена: Отечественной войны, Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского. В Красной Армии вводились традиционные для российской армии форма одежды, погоны, офицерские звания. Части и соединения, отличившиеся в боях, преобразовывались в гвардейские и удостаивались почетных наименований.
Огромное мобилизующее воздействие на воинов оказывало своевременное представление отличившихся в боях бойцов и командиров к правительственным наградам и вручение их перед строем личного состава.
Среди многообразия методов, форм и средств воздействия на сознание и поведение воинов в боевой обстановке особое место принадлежало личному примеру командира, политработника, коммуниста, комсомольца. Они всегда были впереди, на самых ответственных и опасных участках боя, словом и личным примером воодушевляли воинов, первыми поднимались в атаку и вели за собой бойцов.
Абсолютное большинство этих людей было воплощением личной честности, отваги и стремления к победе над врагом. Не случайно, что в годы войны потери среди политработников, коммунистов были особенно большими. Так за шесть первых месяцев войны отдали свою жизнь за Родину 500 тыс. коммунистов. А всего за годы войны в боях с немецко-фашистскими захватчиками погибло три миллиона коммунистов, в том числе 100 тыс. кадровых политработников.
Важное место в морально-психологическом обеспечении боевых действий Красной Армии занимало идеологическое и морально-психологическое воздействие на войска и население фашистской Германии. Оно проводилось с целью подорвать их морально-боевой дух, сломить волю к сопротивлению и склонить к выходу из развязанной гитлеровцами войны. Эта работа организовывалась и проводилась органами спецпропаганды, входящими в состав политорганов и работающими в тесном контакте с командирами и штабами всех степеней.
Наиболее распространенными формами морально-психологического воздействия на войска и население противника в годы войны были: листовки, разбрасываемые с помощью агитационных гранат, мин, снарядов и авиационных бомб; различные виды газет, брошюр, плакатов, журналов, окопные громкоговорящие установки, вещание на противника через мегафоны и самодельные рупоры, радиопропаганда, наглядная агитация и др. Во втором и третьем периодах войны (начиная со Сталинградской битвы) использовалась также и такая форма морально-психологического воздействия, когда военнопленные отпускались в свои подразделения с пропагандистскими целями.
Следует заметить, что разнообразные методы и формы морально-психологического воздействия на войска и население фашистской Германии давали максимальный результат тогда, когда они сочетались с активными наступательными операциями Красной Армии. Чем сильнее были удары по врагу, чем ближе была наша победа, тем больший эффект давала политическая работа среди войск и населения противника, тем слабее становились их боевой дух и воля к сопротивлению.
В целом в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии был накоплен богатый опыт морально-психологического обеспечения боевых действий. Объективный исследователь найдет в нем немало положительных моментов и достоинств, которые в конечном счете наряду с другими факторами обеспечили высокий моральный дух и психологическую устойчивость войск и способствовали достижению победы.
Вместе с тем, сегодня нам не трудно найти в этом опыте и недостатки. Бесспорно, что-то можно было сделать что-то лучше, с меньшими потерями. Можно было избежать каких-то ошибок и просчетов. Но бесспорно также и то, что в сложных и напряженных условиях войны, в которых оказалась Красная Армия, особенно в ее начальном периоде, командиры, штабы, политорганы, политработники всех степеней сделали почти все, что могли, чтобы укрепить моральный дух войск, помочь личному составу выстоять в смертельной схватке с врагом и разгромить его.
Опыт морально-психологического обеспечения войск, накопленный во время войны, имеет огромное значение для организации этой работы в современных условиях. Он дает богатый материал для извлечения практических уроков применительно ко времени и обстоятельствам, в которых сегодня реформируются российские Вооруженные Силы. Каковы же эти уроки?
Во-первых, Великая Отечественная война убедительно подтвердила решающее значение морально-психологической закалки войск в достижении победы. Она показала, что к войне, к боевым действиям надо готовиться заранее, не забывая о необходимости поддержания постоянной боеспособности армии. Недооценка морально-психологического обеспечения войск, как и не соответствующие реалиям идеологические установки на скорую и легкую победу, чреваты самыми серьезными последствиями: людскими и территориальными потерями, разрушением народнохозяйственного комплекса.
Во-вторых, опыт показывает, что необходима высокая организованность в работе всех воспитательных структур. Поэтому важно, чтобы сегодня в Российской армии руководство морально-психологическим обеспечением было централизовано, а не распылялось по различным войсковым структурам. Ключевую роль призваны сыграть здесь основательная теоретическая подготовка и практический опыт специалистов-профессионалов. А это предполагает наличие хорошо отлаженной системы учебных заведений для подготовки кадров в области воспитания и психологической закалки личного состава.
В-третьих, нельзя не признать того факта, что эффективность морально-психологического обеспечения в боевой обстановке в немалой степени зависит от правильного определения его содержания, выбора главной идеи, вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Основным мотивом, побуждающим военнослужащих честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, может быть только глубокое осознание ими праведности дела, которому они служат.
В-четвертых, формирование у личного состава высоких идейно-нравственных качеств только тогда даст положительные результаты, когда оно будет сочетаться с высокой психологической закалкой и боевой выучкой воинов. Мало быть идейно убежденным, понимать цели и задачи войны, надо еще в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, быть психологически устойчивым, не теряться в самой сложной и опасной для жизни обстановке.
Новые виды оружия и боевой техники, изменившийся характер боевых действий, своеобразность задач, решаемых Вооруженными Силами на современном этапе военного строительства, требуют особенно пристального внимания к психологической устойчивости и боевой готовности личного состава.
В-пятых, опыт Великой Отечественной войны показал, что морально-психологическое состояние сражающихся войск зависит не только от активной и целеустремленной работы командиров, штабов, воспитательных структур, но и в огромной степени от политико-морального состояния всего общества, от степени поддержки армии народом, отношения к ней общества, уверенности людей в том, что войска, сражающиеся на фронте, ведут справедливую войну. Именно такое отношение общества, всего советского народа к Вооруженным Силам было характерным для того времени. Народ духовно вдохновлял армию, снабжал оружием и боевой техникой, с гордостью направлял в ее ряды своих сыновей и дочерей. Он гордился своей армией, ведущей справедливую и освободительную борьбу с агрессором. Всеми своими духовными и физическими силами народ поддерживал ее, считал своей, родной. На стороне Красной Армии были общественные организации, средства массовой информации, трудовые коллективы, деятели литературы и искусства, ученые. Лозунг «Народ и армия едины» весьма актуален и в настоящее время.
Таковы некоторые наиболее важные вопросы организации и содержания морально-психологического обеспечения боевых действий Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Таковы важнейшие уроки и выводы из опыта этой работы, накопленного в то тяжелое для армии и страны время. Несомненно, что внимательное изучение опыта морально-психологического обеспечения в боевой обстановке, его критическое осмысление и творческое использование в современных условиях будут способствовать более эффективному решению задач формирования у российских воинов высоких духовно-нравственных, психологических и боевых качеств, необходимых для защиты Отечества.
При изучении опыта морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск, накопленного в годы Великой Отечественной войны, и его использовании в практической работе в войсках необходимо четко видеть серьезные недостатки и упущения, приведшие к большим людским потерям. Нельзя абсолютизировать опыт, накопленный в годы войны, и руководствоваться только им, в противном случае мы будем готовить войска к прошлым войнам. Ведь войны сегодняшнего дня принципиально другие по своей сути и содержанию, по направлениям, формам и методам морально-психологического обеспечения.
Сегодня мы с большим удовлетворением отмечаем, что постсоветский период нашей страны, когда, отсутствовали духовные, политические и экономические ориентиры общества, фактически закончился. Политическое руководство страны, руководство Министерства обороны принимают значительные меры по духовной адаптации общества и армии к новым реалиям. В последних двух посланиях Президента страны определены ориентиры страны на перспективу и пути достижения поставленных задач.
Для Вооруженных сил России, прежде всего, важно, что в законодательном порядке определена концепция воспитания военнослужащих ВС РФ, в которой главным ориентиром строительства и развития Вооруженных Сил определен человек. Он не только средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия - решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной. Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной Российской армии.
В нынешних условиях сложилась определенная система морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск, которое включает в себя: информационно-воспитательную работу, осуществляющуюся в целях военно-политического ориентирования личного состава и формирования у него высоких морально-психологических качеств; психологическую работу по формированию психологической устойчивости и готовности личного состава выполнять поставленные задачи; военно-социальную работу в целях реализации социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей; культурно-досуговую работу, способствующую формированию у воинов высоких морально-боевых качеств и поддержанию на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих; работу по защите войск от информационно-психологического воздействия противника, включающую предотвращение, нейтрализацию и устранение последствий негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих.
С учетом опыта Великой Отечественной войны и реалий дня данной концепцией определена и содержательная сторона морально-психологической подготовки, которая важнейшими направлениями воспитательной работы признаны государственно-патриотическое, воинское и нравственное воспитание.
Поэтому основной акцент сделан на тех проблемах, которые актуальны именно сегодня, и важнейшая из них - воспитание патриотизма.
Казалось бы, чего тут мудрствовать? Патриотизм - это любовь к Родине, к своему Отечеству Чувство самое обычное, присущее каждому человеку. Разве можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней? Оказывается, еще как можно. За перестроечно-реформенные годы на каждого, кто открыто и убежденно считал себя патриотом, «либеральные» СМИ выплеснули ушаты грязи. Да и сегодня они не угомонились, хотя если вначале этой кампании утверждалось, что «патриотизм - это последнее убежище негодяев», что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет, то сегодня антипатриотическая деятельность маскируется довольно-таки искусно.
Никто не станет отрицать, что патриотизму альтернативы нет. В разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема.
Величие России всегда определялось не только ее территорией, количеством населения, мощью экономики и науки, оснащенностью армии и флота, но и духовным потенциалом, преемственностью поколений. Бережное, уважительное отношение к ветеранам приобретало особый смысл, когда подкреплялось готовностью молодежи взять от них в наследство беззаветную преданность своей Родине, готовность в большом и малом ставить ее интересы выше личных, идти во имя ее безопасности даже на самопожертвование. Этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа. Сегодня патриотическое воспитание вновь становится важнейшим направлением государственной политики. Слова «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание» возрождаются в их истинно высоком значении, а идея патриотизма в России приобретает все большее количество сторонников и становится важным ресурсом консолидации общества.
Сформированы федеральные и региональные структуры, осуществляющие координацию деятельности различных органов по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. Впервые в постсоветской России в министерствах и ведомствах, субъектах РФ разработаны ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, развернута массовая патриотическая работа. В общем, в стране создан механизм функционирования системы патриотического воспитания, действуют управленческие и организационные структуры, разработана методика воспитательной работы.
Такое нравственное качество человека, как патриотизм, лучше всего воспринимается молодыми людьми через поступки, через конкретные примеры, совершаемые воспитателями. Очень часто такие нравственные категории, как благородство честь, самопожертвование во имя интересов Отечества, а не своих личных, оставляют в душах и сердцах людей неизгладимый след, становятся нравственным критерием.
По данным различных исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, верность героическим традициям. Сегодня, когда уже набрал силу процесс реформирования армии, возрождение славы, чести российского офицера, у нас появился прекрасный шанс придать процессу патриотического воспитания новый действенный импульс. Однако, рассматривая эту важнейшую государственную задачу, мы обязаны постоянно помнить, что она не может быть успешно решена без повышения квалификации самих воспитателей, без создания системы аргументации, способной на основе исторически достоверных фактов донести до сознания новых поколений все величие народного подвига и показать несостоятельность клеветников и фальсификаторов нашей истории.
Вопросы воспитания, морально-психологического обеспечения (МПО) приоритетны в любой армии, человеческий фактор - важнейшая составляющая успеха во всех делах. Перенимая опыт других, формируя и проводя в жизнь концепцию строительства и реформирования своей армии, нельзя забывать о том, что армия всегда должна быть едина с народом, с обществом. Другое дело, как она будет финансироваться, оснащаться и использоваться, какое вооружение у нее появится. Здесь многое зависит от политиков. И мы все надеемся на их мудрость. На то, что в наступившем XXI веке нашу армию не постигнут те же беды и разочарования, которые были уготованы ей в веке минувшем. Впрочем, то же самое можно сказать и обо всем нашем обществе.
Сегодня нельзя обойти стороной опыт организации морально-психологического обеспечения наших войск в чеченской войне, где мы, преодолевая определенные трудности, вынуждены, были в итоге обратиться к опыту организации воспитательной работы шестидесятилетней давности.
Впервые после окончания Великой Отечественной войны российской армии пришлось вести крупномасштабные боевые действия на части своей территории, сражаться не с внешним агрессором, вторгшимся в нашу страну, а с незаконными вооруженными формированиями. Ничего общего с общепринятыми не имели методы и способы вооруженной борьбы, применяемые этими формированиями: нападение из-за угла, террористические акты, захваты заложников, использование наемников, тактика «живого щита», покушение на государственных и военных руководителей и др.
Контртеррористическая операция на Северном Кавказе подтвердила вывод о том, что исход вооруженного противостояния во многом зависит не только от верных политических и военных решений, но и от умения командиров, штабов, органов воспитательной работы формировать и поддерживать у личного состава высокое морально-психологическое состояние, наступательных дух.
Все указанные и другие особенности операции предъявляли исключительно высокие, во многом специфические требования к профессиональной подготовке, боевой выучке и тактической грамотности российских воинов. Вместе с тем они заставляли командный состав, штабы, воспитательные структуры Российской армии с учетом опыта войны с фашизмом самое пристальное внимание уделять морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи операции в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях региона.
С учетом опыта Великой Отечественной основными задачами морально-психологического обеспечения боевой подготовки войск в ходе операции являлись:
дальнейшее укрепление морального духа войск, повышение психологической устойчивости, дисциплинированности и боевой активности личного состава;
разъяснение личному составу конкретных задач операции, наиболее целесообразных способов и методов их решения, мобилизация воинов на безусловное выполнение боевого приказа;
развитие у воинов стремления к проявлению инициативы, мужества, отваги, героизма, высокой бдительности, взаимовыручки, способности стойко переносить все тяготы и лишения в походно-полевых условиях, находчивости в сложной и опасной для жизни ситуации;
мобилизация личного состава на грамотное и умелое применение боевой техники и вооружения, максимальное использование их боевых возможностей и поражающих факторов;
пропаганда боевого опыта, популяризация воинов, проявивших героические подвиги, умело использующих боевую технику и вооружение;
своевременное представление к поощрениям и боевым наградам отличившихся солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;
забота о своевременном материально-техническом, бытовом, медицинском обеспечении войск, питании, отдыхе и здоровье личного состава;
противодействие органов военного управления информационно-психологическому воздействию на личный состав.
В зависимости от этапов операции, конкретных боевых задач и сложившейся ситуации в организацию и содержание МПО вносились коррективы и уточнения.
Опыт боевых действий в Чечне свидетельствует, что решение стоящих задач, в целом успех организации морально-психологического обеспечения в бою, ее непрерывность и эффективность обусловливались рядом факторов, а именно: правильной расстановкой офицеров-воспитателей, боевого актива на различных этапах боя; твердым и постоянным знанием поставленных боевых задач перед частью, подразделением; личным примером смелости и отваги командиров всех степеней, их умением влиять на воинов в любой обстановке; систематической постановкой задач и инструктированием всех звеньев боевого актива и офицеров воспитательных структур по вопросам организации работы с воинами; постоянной информацией о морально-психологическом состоянии, дисциплине, настроениях личного состава, проводимой МПО боевыхдействий; широкой пропагандой боевых подвигов солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в ходе боевых действий; заботой о личном составе, его питании, отдыхе, материально-техническом обеспечении, своевременном поощрении отличившихся в бою; умением командиров и офицеров воспитательных структур организовать информационно-психологическое противоборство, работу с населением. Учитывая все это, командиры частей и подразделений, их заместители по воспитательной работе постоянно находились среди личного состава. Они информировали воинов о сложившейся обстановке, доводили до них сведения о характере обороны противника, разъясняли поставленную боевую задачу, необходимость быстрейшего разоружения дудаевских формирований, путем индивидуального воздействия поднимали дух воинов.
Среди оправдавших себя форм морально-психологического обеспечения боевых действий войск важное место занимали беседы, инструктирование, советы, товарищеская взаимопомощь, проведение коротких собраний, митингов (перед боем и в освобожденных районах, населенных пунктах), обмен опытом отличившихся в боях. Широкое распространение получило ежедневное боевое информирование. Используя паузы в ходе боевых действий, офицеры подразделений в форме непродолжительных бесед непосредственно во взводах, на блокпостах, огневых позициях сообщали личному составу данные о ходе боевых действий, сведения о противнике, разъясняли полученные боевые задачи, указывали наиболее целесообразные способы их выполнения.
Таким образом, все мероприятия, проводимые командованием частей и подразделений по морально-психологическому обеспечению боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чеченской Республике с учетом опыты Великой Победы, позволили более качественно выполнять поставленные задачи.
Основными целями морально-психологической подготовки деятельности войск являются:
поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности, организованности и дисциплины, высокой боеспособности частей и соединений;
формирование у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для их эффективных действий по выполнению воинского долга в мирных условиях и в боевой обстановке;
достижение морально-психологического превосходства над агрессором, способности противостоять массированному информационно-психологическому воздействию на наши войска;
максимальное снижение боевых психических потерь, создание условий для быстрой реабилитации и возвращения в строй военнослужащих, получивших боевые психические травмы.
Идеи, лежащие в основе содержания морально-психологической подготовки, вытекают из требований Конституции Российской Федерации, законов нашего государства, военной присяги. Они пронизывают собой воинские уставы, приказы и директивы министра обороны, отражаются в приказах и распоряжениях командиров и начальников.
Содержание морально-психологической подготовки отражает функционирование в ней двух важнейших направлений: формирование у военнослужащих высоких духовно-нравственных установок, формирование и поддержание у них надежной психологической устойчивости, готовности к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки. Эти два направления тесно взаимосвязаны и представляют собой единый процесс укрепления у воинов морального духа, совершенствования их морально-боевых и психологических качеств.
В современных условиях роль морально-психологической подготовки возрастает. Это обусловлено, с одной стороны, глубокими изменениями, происшедшими в духовной сфере общества и армии, необходимостью укрепления морально-психологического потенциала Вооруженных Сил РФ на нынешнем непростом этапе их строительства, а с другой - дальнейшим расширением их функций и сфер применения. Выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объективно повышает значимость морально-психологической подготовки.
Исключительное значение морально-психологических свойств и качеств войска в достижении победы признавалось всеми выдающимися мыслителями, военными теоретиками и практиками. С течением времени роль морально-психологического фактора в бою возрастала.
Особенно высока зависимость хода боевых действий от морально-психологического состояния личного состава в настоящее время в связи с применением необычных, мощных средств поражения, большими нагрузками на военнослужащих, резким изменением обстановки, решаемых задач. Все это требует от офицеров постоянной оценки морально-психологического состояния подчиненных и работы по его укреплению.
Знание личности военнослужащего, ее особенностей - важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это подтверждено всей историей Российской армии. Так, в учебном пособии «Психологические основы воспитания солдата. Очерки военной педагогики», изданном в Санкт-Петербурге в 1907 году, отмечалось: изучение личности воина, прежде всего «нравственных качеств и внутреннего миросозерцания новобранца, с которыми он является на службу, и дальнейшее наблюдение за ним - вот исходная точка воспитательной работы офицера».
В своей практической работе офицеры исходят из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность.
В Уставе внутренней службы записано, что командиры всех степеней «в мирное и военное время отвечают за воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава». Они также обязаны «знать деловые и морально-психологические качества подчиненных».
Согласно уставу заместители командиров по воспитательной работе от полка до роты отвечают за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава и обязаны знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, реа-лизовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских коллективах, проводить индивидуальную работу с военнослужащими и докладывать командирам о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава.
Уставные обязанности и практика работы обязывают также всех офицеров лично проводить мероприятия воспитательной работы в целях изучения настроений военнослужащих.
Изучение и оценка морально-психологического состояния включают в себя два этапа: первый - сбор и обобщение данных о морально-психологическом состоянии; второй - анализ имеющихся данных, подготовка выводов, итоговая оценка состояния психики и сознания, прогнозирование их возможного изменения.
Войсковая практика подсказывает, что для сбора необходимой информации
могут использоваться беседы с младшими командирами, опросы сержантов и солдат, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы, тестирование. С этой целью анализируются независимые характеристики, документальные источники, изучаются формальная и неформальная структура воинских коллективов.
Укрепление морально-психологического состояния личного состава - это процесс воздействия командиров на подчиненных в целях оказания им помощи и содействия в повышении степени нравственной стойкости, уровня психологической закалки, качества военно-профессиональной подготовки и условий военной службы. Это важное направление деятельности всех офицеров в мирное и военное время.
Укрепление морально-психологического состояния военнослужащих включает в себя организацию морально-психологической подготовки и организацию морально-психологического обеспечения деятельности войск.
Морально-психологическое состояние солдат и сержантов в конечном счете зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответственное, требует от командира глубоких теоретических знаний и практического опыта.
Содержанием работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих непосредственно в части (подразделении) может быть: повышение психолого-педагогической компетентности офицеров; практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения; формирование у каждого воина стремления к качественному овладению своей специальностью; изучение уровня подготовки военнослужащих войск противника, их тактики действий, техники и вооружения; изучение нравов и обычаев местного населения; информирование о природно-климатических условиях региона и порядке действий личного состава в них; личный пример командиров и активистов; забота о быте военнослужащих; непрерывное руководство подчиненными, отдача четких команд и указаний, призывы к личному составу; воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения; формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих; формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности; обучение применению медикаментозных средств и др.
Таким образом, морально-психологическое обеспечение деятельности войск представляет собой сложное и многогранное явление. Его следует рассматривать как систему, функционирование которой осуществляется путем взаимодействия ее различных слагаемых. С помощью этой системы достигается такое положение, когда уровень морально-психологического состояния военнослужащих наиболее полно соответствует масштабам и сложности стоящих перед ними задач и, следовательно, гарантирует достижение успеха в учебе, службе и бою.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, разгром фашистской Германии и ее военной машины продемонстрировали всему миру не только преимущества отечественных вооружения и техники, но и эффективность системы воспитательной работы на фронте и в тылу. Она с честью выдержала испытания военных лет и превзошла в итоге по действенности систему идеологической и морально-психологической подготовки армии врага. Взять все самое ценное из этого опыта, подумать, как лучше его применить в современной воспитательной работе с военнослужащими - насущная задача сегодняшнего времени.