Технологии дистанционного обучения в системе военного образования возможности и перспективы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2006, стр. 46-49

Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы

Полковник В.Ф. МОРДВИНОВ,

кандидат военных наук

СОВРЕМЕННОЕ состояние науки и образования, обусловленное экономическими и социальными факторами, характеризуется повышением требований к качеству подготовки специалистов и определяет необходимость постоянного поиска новых методов и средств повышения эффективности образовательного процесса. Одними из таких методов является дистанционное обучение (ДО). Технологии дистанционного обучения обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно-методического опыта. Анализ ряда научно-педагогических и технических трудов и результаты исследований, проведенных лично автором, позволяют сделать вывод об эффективности технологий дистанционного обучения в образовательной деятельности.

С целью обоснования использования технологий дистанционного обучения в системе военного образования приведем результаты анализа основных преимуществ и недостатков этих технологий.

Преимущества технологий дистанционного обучения: гибкость (возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе); модульность и вариативность (возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать программу обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям); параллельность (обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. без отрыва от производства, возможность постоянного повышения своего образовательного уровня); многообразие источников информации (одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации - электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.); технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных технологий); модифицируемость (относительная легкость обновления содержания учебного материала, возможности архивации старого материала); доступность (любой учебный материал остается у обучаемого фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован); повышение учебной мотивации (стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели); экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов).

Недостатки технологий дистанционного обучения: существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ; успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями; дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»; недостаточная интерактивность (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении); сложность восприятия больших объемов информации с экрана; обучаемые превращаются в некоторой степени в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания; некоторая социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя; снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений; создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени; программно-методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом; ограниченные технические возможности (медленные компьютеры и каналы связи) приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются; достаточно высокая стоимость высокопроизводительных программно-технических и телекоммуникационных средств.

Названные недостатки носят достаточно объективный характер, но некоторые из них могут быть устранены различными способами: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, недостаточные навыки работы на компьютере компенсируется наличием максимально упрощенного и понятного пользовательского интерфейса (меню, диалоговый режим, справки и т. п.). Недостаточная интерактивность восполняется за счет использования определенных дидактических приемов и интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности, организации регулярных консультаций в очной или дистанционной форме. Ослабление контроля со стороны преподавателя компенсируют сеансы дистанционного контроля, проводимые по жесткому графику и предусматривающие предоставление обучаемыми отчетных материалов по каждому пройденному разделу.

Приведенные примеры свидетельствуют о целесообразности использования технологий дистанционного обучения в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. При этом понятно, что технологии ДО не являются исключающей альтернативой традиционного обучения, а наоборот, должны органично встраиваться в существующую образовательную систему.

У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако, как показывают исследования, как минимум 80 % обучаемых могут эффективно воспринимать учебные материалы в электронной форме. Это означает, что абсолютное большинство военных специалистов способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия качественного учебного контента (содержания) курсов. При этом нелинейность и многоуровневость представления учебной информации средствами электронного обучения дают обучаемым возможность выбора различных траекторий обучения с осуществлением изучения выбранных тем с различной степенью глубины.

Результаты научных исследований, проведенных автором, показали, что в системе высшего профессионального и военно-специального образования доля технологий электронного (дистанционного) обучения может составлять от 30-40 % в форме очного обучения до 60-70 % в форме заочного обучения. В принципе, практически для всех военно-гуманитарных дисциплин, где лекционный материал составляет порядка 75 % от общего объема изучаемого материала, возможно создание и использование компьютерных учебников для полноценной теоретической подготовки обучаемых. Для оперативно-тактических и военно-специальных дисциплин наряду с компьютерными учебниками и обучающими системами целесообразно использование компьютерных задачников (в военной терминологии - «оперативно-тактических задач») и тренажеров, предназначенных для практической подготовки обучаемых.

В системе дополнительного профессионального образования доля технологий электронного (дистанционного) обучения может значительно увеличиваться и составлять 80-90 % от общего объема обучения. Особенно актуально применение этих технологий для повышения квалификации военных специалистов в системе командирской подготовки, где основным видом является самостоятельное обучение. Не менее значительна доля технологий ДО для переподготовки увольняемых военнослужащих на гражданские специальности (по предварительным оценкам - до 70-90 % от общего объема обучения). Причем проблема с обучением и обеспечением занятости увольняемых военнослужащих ощущается наиболее остро в отдаленных военных городках, где офицеры запаса вынуждены оставаться на постоянное жительство из-за проблем трудоустройства и жилищных трудностей в других районах страны. Такие городки расположены, как правило, в малонаселенных местах, со слаборазвитыми производственными мощностями и объектами инфраструктуры. Здесь практически нет рабочих мест, а значительная отдаленность городков затрудняет прохождение проживающими в них офицерами запаса профессиональной ориентации и переподготовки. Каким образом обеспечить равные права и возможности увольняемых военнослужащих (или граждан, уволенных с военной службы) независимо от их предыдущей должности и места службы в процессе адаптации на рынке труда? Ответом на данный вопрос стали результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, выполненной в 2002-2003 годах творческим коллективом Военно-воздушной академией им. Ю.А. Гагарина совместно с представителями Института инженерной физики (г. Серпухов), по созданию системы информационного обеспечения региональной модели (СИО РМ) профессиональной адаптации. Во взаимодействии с территориальными органами Минтруда были разработаны концептуальные и структурные решения, представляющие собой систематизированную совокупность инновационных взглядов на формирование механизма эффективного решения социально-образовательных задач профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, путем внедрения современных информационных технологий (дистанционного обучения). Концептуальные и структурные решения явились теоретической базой для разработки программно-технических решений. На базе трех регионов (Московская, Тамбовская, Ярославская области) был развернут опытный участок СИО РМ, основу которого составили технический комплект межрегионального и трех региональных информационных центров профессиональной адаптации СИО РМ, разработанные программные комплексы информационной системы профориентационного сопровождения и информационной обучающей системы.

Программный комплекс информационной системы профориентационного сопровождения, созданный на основе интернет-технологий, позволяет осуществлять информирование обратившихся военнослужащих и членов их семей о рабочих вакансиях в различных регионах, выборку по интересующим профессиям по заданным критериям (вид профессии, место работы, зарплата и т. д.), консультирование в плане выбора профессии и необходимой для этого профессиональной переподготовки, направление на трудоустройство. Программный комплекс информационной обучающей системы, разработанный на базе системы дистанционного обучения «Прометей», позволяет создавать электронные учебные курсы и осуществлять последующее дистанционное обучение слушателей.

Облик перспективной системы информационного обеспечения профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих (а в целом и различных категорий безработных граждан) целесообразно представить в виде региональных информационных центров, учебных центров (центров переподготовки) и справочно-консультационных пунктов, объединенных в единую телекоммуникационную среду с использованием унифицированных распределенных информационных ресурсов. Первоначальный опыт создания такой системы уже убедительно показал, что использование современных информационных образовательных технологий существенно расширяет возможности системы военного образования в области подготовки (переподготовки) военных кадров.

Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002; Канаев В.И. Дистанционное обучение: Технологические аспекты. М.: СГА, 2004.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации