Управление качеством вооружения и военной техники

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2006 стр. 18-23

Управление качеством вооружения и военной техники

Генерал-майор В.М. БУРЕНОК,

доктор технических наук

Полковник А.Л. ИВЛЕВ,

кандидат технических наук

Капитан С.С. СМИРНОВ

В ПОСЛЕДНИЕ годы проблема качества вооружения и военной техники (ВВТ) обострилась и вышла в ряд основных. Ее сложность обусловливает необходимость не просто проведения совокупности тем или иным образом влияющих на него (качество) мероприятий, а создания системы управления качеством вооружения заказчиком (СУКВЗ). Безусловно, речь идет не о формировании новой системы, а лишь о системной увязке и уточнении задач и функций, возлагаемых на уже существующие ее элементы (управления заказов и поставок ВВТ, военные представительства, научно-исследовательские организации Министерства обороны, полигоны и т. п.), налаживании организационных, информационных и технических связей между ними для достижения пока еще нереализованной в полной мере в новых экономических условиях цели - обеспечения высокого качества и конкурентоспособности отечественного вооружения и военной техники.

СУКВЗ - это система информационно-управляющего типа, представляющая собой совокупность органов, функций, методов и средств управления, направленных на установление, обеспечение, поддержание и восстановление необходимого уровня качества ВВТ при его разработке, изготовлении, хранении и эксплуатации (применении).

На рисунке органы и организации управления качеством структурированы по подсистемам в соответствии со своим предназначением и основными решаемыми задачами (функциями). Еще раз подчеркнем, самое важное - это налаживание организационных, информационных и управляющих связей внутри каждой подсистемы и между ними, что достигается в первую очередь благодаря формированию соответствующей нормативно-правовой базы.

Основные факторы, обусловливающие необходимость создания СУКВЗ, ключевые проблемы и принципы ее построения представлены в табл. 1.

Создание системы управления качеством вооружения заказчиком должно быть направлено на решение следующих основных задач.

повышение эффективности системы обеспечения и контроля качества продукции с учетом современных условий функционирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК);

Управление качеством вооружения и военной техники

Таблица 1

Необходимость, ключевые проблемы и принципы создания СУКВЗ

Ключевые проблемы создания СУКВЗ

1. Научно обоснованное формирование задач и функций, выполняемых структурными элементами системы, увязка этих задач и функций в согласованную и сбалансированную последовательность, обеспечивающую достижение требуемого качества ВВТ.

2. Нормативно-правовая регламентация задач и функций, выполняемых элементами СУКВЗ, последовательности их выполнения и требуемого уровня решения

Факторы, обусловливающие необходимость создания СУКВЗ

Основные принципы построения СУКВЗ

1. Масштабность, многообразие и важность решаемых задач по созданию эффективных и конкурентоспособных на мировом рынке образцов, комплексов и систем вооружения

2. Системный подход к решению вопросов по обеспечению качества ВВТ и четкое разграничение обязанностей заказчика, разработчика и изготовителя по этим вопросам.

3. Рациональное распределение и

регламентация функций и координация действий всех подразделений и органов

заказчика по управлению и контролю качества процессов создания ВВТ.

4. Важность и ответственность участия представителей заказчика во всех ключевых

вопросах управления качеством вооружения на всех стадиях его жизненного цикла

1. Интеграция СУКВЗ с существующими

системами управления качеством разработчиков (изготовителей) ВВТ, без их дублирования.

2. Обеспечение контроля качества мероприятий, методов и средств управления качеством поставщиков (разработчиков, изготовителей) на

всех стадиях жизненного цикла изделий ВВТ.

3. Минимизация функций СУКВЗ по количеству контрольных операций для обеспечения требуемого качества ВВТ.

4. Создание системы информации о качестве ВВТ на всех стадиях жизненного цикла как части

единой АСУ развитием вооружения.

5. Участие должностных лиц заказчика на всех стадиях управления качеством ВВТ на основе четкого распределения между ними функций и задач

разработка и внедрение перспективных технологий, в том числе осуществляемых в рамках программы развития базовых военных технологий;

ускорение внедрения ИПИ-технологий (информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции);

формирование системы технического регулирования в ОПК (технические регламенты, документы по стандартизации, оценка соответствия);

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов военных представительств (ВП);

содействие организациям О ПК в создании и совершенствовании систем качества на основе требований ГОСТ Р ИСО серии 9000 и военных стандартов, включая ГОСТ РВ 15.002-2003, а также в оценке соответствия систем качества;

обоснование оптимальных (рациональных) технико-экономических показателей, закладываемых в ТТЗ на разработку нового ВВТ;

нормативно-правовое обеспечение проведения конкурсов на размещение заказов на экономически устойчивых предприятиях О ПК;

сопровождение разработки образцов ВВТ организациями О ПК, контроль соответствия достигаемого уровня ТТХ требованиям ТТЗ на всех этапах ОКР;

контроль и управление процессом применения комплектующих (особенно импортных) в разрабатываемых образцах ВВТ;

разработка методик испытаний ВВТ, установление в ходе испытания соответствия уровня ТТХ разработанных образцов требованиям ТТЗ;

Управление качеством вооружения и военной техники

Управление качеством вооружения и военной техники

анализ, оценка и контроль методов и мероприятий, проводимых на предприятиях по управлению качеством В ВТ;

развитие системы обеспечения СУКВЗ информацией по обеспечению качества ВВТ, оптимизация объемов и путей циркуляции этой информации, создание высокотехнологичного информационного обмена.

Перечисленные в табл. 1 принципы можно детализировать в виде комплекса мероприятий, на выполнение которых должна быть нацелена система управления качеством вооружения заказчиком (табл. 2).

Как уже было отмечено, для обеспечения выполнения перечисленных мероприятий должна быть сформирована и введена в действие соответствующая нормативно-правовая база.

Основные задачи, решаемые СУКВЗ, объекты и критерии управления сформулированы для каждой стадии жизненного цикла изделий ВВТ в табл. 3.

Взаимодействие СУКВЗ и комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) предприятий осуществляется посредством воздействия первой на вторую через нормативно-правовую, нормативно-техническую, конструкторскую и технологическую документацию, а также непосредственно путем контроля и оценки качества изделий вооружения, процессов его создания и выработки информации, учитываемой при принятии управляющих решений в КСУКП предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

В заключение необходимо отметить, что перечисленные принципы, цели, задачи и мероприятия являются теоретической основой создания СУКВЗ, направленной на повышение эффективности управления качеством ВВТ. Для практического их внедрения необходима детализация каждого из изложенных мероприятий, превращение их в систему нормативно-правовых документов в форме приказов, директив, положений и инструкций.

Антипов А. У качества нет «второй свежести»// Красная звезда. 2005. № 15.

Буренок В.М..Ляпунов В.М.,Мудров В. И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения. М.: «Граница», 2005; Баскаков В.В., Мелешко В.Ю., Мошкин А.С. Управление качеством ВВСТ на стадиях жизненного цикла. М.: МО РФ, 2006.

Решение общероссийской конференции «О состоянии и мерах по повышению качества вооружения и военной техники». Ростов-на-Дону, 2005. 9-10 февр.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации