Феминизация армии сущность, эволюция и основные тенденции

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2006

Феминизация армии: сущность, эволюция и основные тенденции

О.М. КУЗОВЧИКОВА

ФЕМИНИЗАЦИЯ общества охватывает весь социальный организм и в той или иной степени проявляется в каждом его структурном элементе. Вооруженные силы как специфический государственный институт не является исключением в этом плане. Генезис воинской деятельности женщины уходит корнями в далекое прошлое. Несмотря на то что изначально служба в армии была сугубо мужским делом, а предназначением женщины считалось растить детей и хранить домашний очаг, истории, начиная с древнейших времен, известны исключения из этого правила. Например, в древнем Китае отряды женщин охраняли жизнь императора. Женщины принимали участие в военных походах во времена Пелопонесской и Коринфской войн. Начиная с IV века до н. э. в исторических документах отмечается наличие женщин в войсках Афин и Спарты. Прибавим сюда также сведения о знаменитых амазонках, о которых упоминает Геродот, хотя дискуссия об их фактическом существовании до сих пор открыта.

Однако эти и другие подобные факты носили эпизодический, неустойчивый характер. Поэтому их нельзя считать началом воинской деятельности женщин. Особенно если учесть, что последнюю принято связывать с использованием женщин на военной службе, которая «стала практиковаться во многих странах с появлением массовых регулярных армий как дополнительный источник комплектования личным составом некоторых специальных и тыловых служб». При таком понимании следует полагать точкой отсчета воинской деятельности женщин «военную революцию» 1560-1650 годов. В этот период в Нидерландах, Англии и других странах Европы возникают массовые регулярные армии, комплектуемые на основе всеобщей (мужской) воинской повинности. Именно в этих армиях женщины впервые обрели статус штатных военнослужащих. При поступлении на службу с ними заключался контракт, в котором четко излагались их функциональные обязанности в соответствии с воинской специальностью и определялся размер денежного содержания.

По мнению С.Л. Рыкова, родиной феминизации армии следует считать Англию, поскольку «именно здесь в 1653 году появились первые женские военные госпитали, состоящие из жен солдат. А в 1917-1919 годы в составе британских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военно-воздушные силы, Королевский вспомогательный корпус ВМФ и Женский легион секции автотранспорта численностью 100 тыс. человек».

Некоторые исследователи, анализируя развитие воинской деятельности женщин, упоминают Канаду, где с 1885 года «в армию стали набирать девушек, прошедших специальную медицинскую подготовку». Действительно, канадская армия заслуживает особого внимания при исследовании процесса феминизации вооруженных сил. В ней в 1895 году впервые в мире женщины наравне с мужчинами без профессиональных ограничений встали в строй как полноправные военнослужащие. Их стали принимать на военную службу в мирное время не только в структуры обеспечения, но и в боевые подразделения. Этот процесс приобрел устойчивый, необратимый характер. На сегодняшний день канадская армия - одна из наиболее феминизированных: из 33 офицерских специальностей женщины представлены в 29.

Анализ источников показывает, что в российской армии женщины служат также достаточно давно. Так, Н. Карамзин в «Предании веков» отмечает, что в 626 году древние византийские летописцы свидетельствовали: при осаде Константинополя греки находили между убитыми русичами женщин в доспехах. В. Немирович-Данченко в книге «О русских женщинах» пишет о том, что известны случаи, когда первобытные славянки с мечами в руках пугали врагов во время боя. Княгиня Ольга имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против соседей. Официально же право женщин на службу в армии в военных госпиталях было закреплено в петровскую эпоху - в главе 34 «Устава воинского» 1716 года. Однако до XX века дамам запрещалось служить в офицерских чинах. Несмотря на этот запрет, отечественной истории известны факты, когда женщины нелегально, скрывая свой пол, предпринимая различные хитрости, участвовали в военных действиях в качестве защитников Отечества. Например, капитан-поручик Александра Тихомирова, командовавшая ротой Белозерского мушкетерского полка, поступила на военную службу под именем убитого на войне брата и успешно прослужила в кавалерии 15 лет. Татьяна Маркина несла службу под именем капитана Курочкина. Удивляла современников своим героизмом кавалерист-девица Надежда Дурова.

На факты участия женщин в военных действиях в различные периоды нашей истории указывается в статье «Женщины на военной службе» восьмитомной Военной Энциклопедии (1995). Среди героинь Отечественной войны 1812 года упоминается «старостиха» Василиса, Аку-лина и др., стоявшие во главе крестьянских отрядов самообороны в деревнях. В ходе Севастопольской обороны (1854-1855) своей отвагой прославилась медсестра Даша, прозванная Севастопольской.

Однако вплоть до XX века подобные прецеденты носили эпизодический и, что особенно существенно, нелегальный характер. В случаях огласки они становились предметом осуждения действовавшими в то время в обществе законами морали и нравственности. Тем не менее, процесс привлечения женщин на военную службу продолжался и усиливался, несмотря ни на какие запреты.

Многие женщины с оружием в руках сражались на баррикадах в революцию 1905-1907 года в России, участвовали в Октябрьской революции 1917 года. В период Гражданской войны и военной интервенции в России (1917-1922) женщины принимали участие в боевых действиях каждой из противоборствующих сторон. Особенно много их находилось в рядах Красной Армии, чему способствовала политика уравнивания политических и гражданских прав женщин и мужчин. Большое количество женщин участвовало в войне в качестве медработников.

В 1917 году в русской армии были созданы первые боевые подразделения из женщин-добровольцев. Первым был сформирован Петроградский женский батальон смерти под командованием М.Л. Бочкаревой, участвовавший в боевых действиях на Западном фронте. В сентябре 1917 года на фронт прибыл 2-й Московский женский батальон смерти, но в боях не участвовал. В Екатеринодаре был сформирован 3-й Кубанский женский батальон смерти. А в октябре 1917 года в Петрограде появился еще один женский батальон смерти, вторая рота которого охраняла Зимний дворец во время вооруженного восстания (однако с начала штурма огонь не открывала и заявила о желании покинуть позиции, в результате чего была разоружена и под конвоем отправлена в расположение батальона).

В советское время вопрос о необходимости и целесообразности привлечения женщин к военной службе активно обсуждался. Николай Подвойский и Александра Коллонтай считали воинскую деятельность женщины важным средством обеспечения ее фактического социального равенства с мужчиной. По мнению А. Коллонтай, «с призывом женщины в войска окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене государства».

В период между Первой и Второй мировой войной многие женщины обучались в военных вузах. Перед Великой Отечественной войной более 250 женщин закончили различные военные академии, в том числе военно-политическую, военно-морскую, военно-воздушную, имени М.В. Фрунзе, артиллерийскую и др. С самого начала Великой Отечественной войны женщины добровольно вступали в ряды Красной Армии и дивизии народного ополчения. Свыше 300 тыс. женщин были призваны в Войска ПВО страны (что составило свыше четверти всех бойцов), сотни тысяч пришли на службу в военно-медицинские учреждения, санитарные службы, войска связи, дорожные части и др. В мае 1942 года государственным комитетом обороны принято постановление о мобилизации 25 тыс. женщин в ВМФ. Было проведено пять мобилизаций среди женщин-коммунисток. По линии Красного Креста 300 тыс. женщин получили специальности медсестер, 300 тыс. - санитарок, свыше 500 тыс. - сандружинниц Местной ПВО. В организациях Всевобуча подготовлено 222 тыс. женщин-снайперов, связисток и др.

Беспрецедентным событием в мировой истории войн стало создание и боевая деятельность женских авиационных полков: 586-го истребительного полка под командованием подполковника Казариновой, 587-го полка пикирующих бомбардировщиков, которым до своей гибели в 1943 году командовала Герой Советского Союза майор М.М. Раскова, и 588-го ночного бомбардировочного полка под командованием майора Бершанской. 101-м авиационным полком командовала Герой Советского Союза полковник В.С. Гризодубова. 28 летчиц и штурманов этих полков были удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Также во время войны были созданы 1-я отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, 1-й отдельный женский запасный стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки и др. Женщины участвовали в партизанском движении, свыше 100 тыс. женщин действовали в подполье.

Всего за годы войны за заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, образцовое выполнение своих обязанностей, проявленные мужество и героизм 86 женщин были удостоены звания Героя Советского Союза; свыше 150 женщин награждены боевыми орденами и медалями; более 200 женщин стали кавалерами орденов Славы 2-й и 3-й степеней, а четыре женщины стали полными кавалерами ордена Славы.

С окончанием войны призыв женщин на военную службу был прекращен. Такое положение сохранялось до 1967 года, когда был принят закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», согласно которому женщины в возрасте от 19 до 40 лет, имевшие медицинскую или другую специальную подготовку, могли быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу. Право российских женщин (возрасте от 20 до 50 лет) на военную службу по контракту подтверждено и закреплено законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1993 года.

Привлечение женщин на военную службу предусматривается законодательством многих государств.

Анализ различных фактов непосредственного и опосредованного участия женщин в военных действиях, их становления в качестве субъектов воинской деятельности позволяет выделить в процессе феминизации мировых вооруженных сил несколько основных этапов.

Первый, гетерический этап феминизации армии охватывает огромный период времени: начиная с середины I тысячелетия до н. э. - вплоть до Средних веков. Как основной тип реализации биологических и культурных сущностных сил женщины рабовладельческого общества гетеризм был непосредственно связан с функционированием армии. В содержательном плане гетерическая деятельность включала в себя не только сексуальную (биологическую), но и досуговую, т. е. духовно-культурную, составляющие. Носителями гетерической деятельности выступали женщины, сознательно включавшиеся командирами в состав воинского формирования в качестве «следующих за войском» (некомбатантов), а также женщины, проживавшие в поселениях, стихийно образуемых рядом с местом дислокации армии. Со временем такие поселения разрастались, и женщины в них стали реализовывать маркитантские функции, обеспечивая воинские формирования разными товарами.

Следует подчеркнуть, что гетеризм как первый этап феминизации армии был тесно связан с досуговой сферой деятельности человека. Что касается различных функций, связанных с материально-техническим обеспечением армии, то ими занимались не гетеры, а сами воины, военнопленные и рабы. Объективной необходимости привлечения гетер к приготовлению пищи, стирке белья, оказанию помощи раненым и больным и т. п. не было, к тому же и численность их была относительно невелика.

Второй этап феминизации армии охватывает Средние века и эпоху Нового времени. Говоря о его предпосылках, Э.А. Понуждаев отмечает, что «неразвитость материально-производственной сферы жизни общества и господство религиозной формы общественного сознания в эпоху феодализма сковывали социальные возможности женского пола. А бурное развитие торговли и мореплавания, многочисленные войны, вызывавшие повышенную смертность среди мужчин, наряду с ростом численности церковного клира и усилением тенденции безбрачия духовенства в христианстве объективно способствовало обособлению в Европе группы женщин, свободных от брака и семьи, - незамужних и вдов. Часть из них, не имея каких-либо социально-профессиональных альтернатив и источников существования, входили в состав «обозных женщин», сопровождавших вместе с женами воинов армии в военных походах средневековья». Тысячи следующих за войсками женщин были в глазах современников составной частью военной организации государства и действительно оказывали на войне важные услуги. Иными словами, типичная средневековая армия включала в себя две относительно самостоятельные части - собственно войско и «обоз». Функции, выполняемые «обозными женщинами» существенно изменились в количественном и качественном отношении по сравнению с гетерами. Их деятельность, утратив ярко выраженный сексуальный характер, приобрела производственно-бытовую направленность, связанную с заготовкой продуктов, приготовлением пищи, стиркой и ремонтом белья, оказанием медицинской помощи и т. д. Кроме того, обозы армий, включая и входящих в их состав женщин, выполняли еще одну значимую функцию - маскировки, введения противника в заблуждение.

Однако в дальнейшем военно-технические изменения, вызванные изобретением и широким распространением огнестрельного оружия, обусловили существенные изменения в стратегии и тактике ведения боевых действий. Обоз по причине слабой маневренности был упразднен и заменен вспомогательными службами, создаваемыми для всестороннего обеспечения боевых подразделений. Количество женщин, имевших право участия в военных кампаниях, было резко сокращено, а те из них, кто остался в составе армейских подразделений, приобрели качественно иной статус: их обязали заключить контракт, в котором четко излагались функциональные обязанности и определялся размер денежного содержания. В основном это были медсестры, прачки, повара и т. п. Постепенно сфера деятельности женщин, реализующих свои сущностные силы в армии, расширялась. Важно то, что женщина, наделенная конкретными правами и обязанностями, закрепленными юридически, выступала теперь непосредственно субъектом воинской деятельности не на временной, как прежде, а на постоянной основе.

Третий этап феминизации (с начала XX века и до наших дней) характеризуется непосредственным и всесторонним участием женщин в воинской деятельности, разнообразием форм и возможностей объективации их сущностных сил на военной службе. Хронологически данный этап можно разделить на три периода, первый из которых охватывает 1910-1930 годы, второй - 1940-1960 годы, третий - начался в 1970-е годы и продолжается по сей день.

Первый период является переходным от вспомогательно-обеспечивающей к полифункциональной деятельности женщины в армии. Для данного периода характерно накопление, главным образом, количественных изменений, связанных с функционированием женщин-военнослужащих, чему в значительной степени способствовала Первая мировая война.

Второй период, выделение которого обусловлено, прежде всего, изменениями в структуре общества и вооруженных сил, связанными со Второй мировой войной, характеризуется количественно-качественными изменениями функционирования женщин в армии. При этом определяющее значение имеет не столько резкое увеличение численности женщин в вооруженных силах, сколько расширение функций, реализуемых женщинами-военнослужащими, вплоть до боевых.

Однако со второй половины 1940-х годов во многих государствах, участвовавших во Второй мировой войне, прошла демобилизация, в результате которой численность армий резко сократилась, прежде всего, за счет женщин. Процесс феминизации был на время приостановлен и даже, в определенной степени, обращен вспять. Женщины-военнослужащие, как уже было отмечено, были полностью исключены из Вооруженных Сил СССР. В США, согласно принятому в 1948 году «Закону о службе женщин в американских вооруженных силах», вводились существенные ограничения, действовавшие в течение двух последующих десятилетий: двухпроцентный лимит степени феминизированности вооруженных сил; запрет назначения женщин на должности, имеющие непосредственное отношение к ведению боевых действий, а также на все командные должности, за исключением медицинской службы; запрет на присвоение женщинам-военнослужащим постоянных воинских званий выше «подполковника». В Британской армии женщины выполняли функциональные обязанности преимущественно в составе вспомогательных гомосубъектных служб. По такому же принципу в Канаде и Австралии с 1951 года были созданы отдельные женские дивизии.

1950-1960 годы можно определить как время затишья. Главной сферой объективации сущностных сил женщин-военнослужащих в эти десятилетия было медицинское обеспечение личного состава, а степень феминизировнности армий не превышала 1-2 %.

Третий период, в отличие от двух первых, не связан непосредственно с войной. Для него характерно резкое возрастание численности женщин в составе вооруженных сил различных стран на основе их свободного выбора воинской деятельности как профессии. Главной предпосылкой усиления процесса феминизации в данный период является такой характерный для многих развитых стран, в том числе России, факт, что «для значительной части экономически активного населения мужского пола, особенно с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, воинская деятель-ность постепенно становилась малопривлекательной и непрестижной в противовес, скажем, хозяйственному предпринимательству (в условиях бурного развития маркетинга и менеджмента, инжиниринга и консалтинга), банковскому делу или профессиональной политике. Для женщин, являющихся и сегодня вследствие биологических и культурных особенностей более дешевой рабочей силой на рынке труда, таковая рассматривалась как источник получения не только стабильного (что само по себе существенно в условиях рыночной конкуренции) и более высокого, чем у среднестатистичес-кой женщины, годового дохода, но и дополнительных льгот, определяемых специфичностью воинской службы». В настоящее время женщины-военнослужащие, занимающие самые разные долж-ности, вплоть до боевых, составляют в разных странах от 1 до 18 % от общей численности вооруженных сил.

Процесс феминизации армии, учитывая специфику его проявления на различных этапах, можно определить как процесс усиления роли и влияния женщины в вооруженных силах, выражающийся, с одной стороны, в объективации ее сущностных сил в качестве непосредственного или опосредованного субъекта воинской деятельности и, с другой стороны, в трансформации структуры вооруженных сил от гомос-убъектной к гетеросубъектной.

Феминизация армии, равно как и феминизация общества, может быть рассмотрена не только в динамическом аспекте - как протекающий во времени и проходящий в своем развитии определенные этапы социальный процесс, - но и в статическом - как социальное явление, зафиксированное в конкретный момент времени в конкретном месте (в данном случае - в вооруженных силах, мировых или определенного государства) и имеющее определенные количественно-качественные характеристики. Совокупность последних определяет уровень феминизации армии, т. е. ее феминизированность.

В настоящее время самой феминизированной является армия США, в которой на начало 2005 года женщины составили 18 % от общей численности военнослужащих. Также к числу наиболее феминизированных следует отнести вооруженные силы Канады, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Норвегии и др. В Израиле, как известно, женщины подлежат призыву наравне с мужчинами.

Феминизация вооруженных сил проявляется и в том, что в странах, где женщинам долгое время было запрещено служить в армии, в последние годы эти запреты снимаются, в частности с 1997 году - в Италии.

Нельзя отрицать и очевидный рост феминизированности в Вооруженных Силах России. Если до 1985 года женщины в нашей армии составляли около 0,5 % от общего числа военнослужащих, то за последующие 10 лет их доля увеличилась в десять раз, а в 2004 году - приблизилась к 10 %.

Процесс феминизации, охватывающий все вооруженные силы государства в целом, по-разному проявляется в различных сферах их функционирования. Поэтому уместно говорить о разной степени феминизированности этих сфер.

Всего в воинской деятельности, как служебно-профессиональной деятельности военнослужащих, воинских коллективов и вооруженных сил в целом, можно выделить следующие основные сферы: боевую, или эксплуатацию вооружения и военной техники; обеспечивающую; военно-педагогическую; научно-исследовательскую; воспитательную.

Рассмотрим коротко специфику процесса феминизации каждой из отмеченных сфер воинской деятельности и сравним уровни их феминизированности.

Главным видом воинской деятельности является эксплуатация вооружения и военной техники (или боевая деятельность). К основным функциям, реализуемым субъектами данной сферы деятельности, относятся поражение личного состава и боевой техники противника, а также доставка средств боевого поражения к месту действий. Деятельность женщины, связанная с эксплуатацией вооружения и военной техники, по сей день является наименее типичной в армии. Анализ исторических фактов непосредственного участия женщин в боевых действиях, даже в период Великой Отечественной войны, позволяет сделать вывод об их преимущественно прецедентном характере. Еще в большей степени это относится к реализации женщиной-военнослужащей функций в боевой сфере деятельности вооруженных сил в мирное время.

Среди причин низкого уровня феминизированности данной сферы функционирования вооруженных сил необходимо отметить следующие. Во-первых, в ходе эволюции воинской деятельности женщины эта сфера была освоена в последнюю очередь. Во-вторых, возможность полноценной объективации сущностных сил женщины на боевых воинских специальностях во многом ограничена психо-физиологическими особенностями женского организма. В-третьих, доступ женщин к этим специальностям в вооруженных силах многих стран, в том числе и России, запрещен либо ограничен юридически. И, в-четвертых, существенную роль играют устойчивые патриархатные стереотипы общественного сознания, проявляющиеся в устремлениях и профессиональном выборе самих женщин, а также в позиции командиров (начальников) разных уровней. Однако все это отнюдь не означает, что ни одна женщина в принципе не способна в современных условиях выполнять служебные обязанности в сфере эксплуатации вооружения и военной техники. Тем не менее, процесс трансформации данного вида воинской деятельности из гомосубъектного в гетеросубъектный развивается достаточно медленно. С этим связано и то, что идеальным субъектом боевой сферы функционирования вооруженных сил является, безусловно, мужчина. Поэтому женщина-военнослужащая в данной сфере деятельности вынуждена выполнять свои функциональные обязанности по мужскому образцу, как бы играя мужскую роль. Иными словами, для женщин-военнослужащих, реализующих свои силы и способности в сфере эксплуатации вооружения и военной техники, в силу ее медленного формирования как гетеросубъектной характерна маскулинная модель поведения.

Совсем иначе развивается процесс феминизации в обеспечивающей сфере деятельности вооруженных сил, от которой в значительной степени зависит эффективное функционирование боевой. Данная сфера включает в себя вспомогательную, обслуживающую и управленческую подсистемы. Вспомогательную функцию реализуют части и подразделения инженерных войск, специального оборудования аэродромов, военно-морских баз и т. д. Обслуживающая деятельность направлена на удовлетворение разнообразных потребностей личного состава армии и осуществляется продовольственной, вещевой, финансовой, медицинской службами, а также службами боепитания, ГСМ, ремонтно-измерительными лабораториями и т. д. Управленческая деятельность состоит в поддержании высокой боеготовности и управляемости армии посредством координации и субординации ее элементов и осуществляется подразделениями связи, радиотехнического обеспечения, автоматизированного управления войсками и т. п.

Обеспечивающая сфера функционирования вооруженных сил в целом является наиболее феминизированной. Главной предпосылкой высоких темпов ее феминизации является наличие в ней широкого спектра воинских специальностей (особенно в обслуживающей подсистеме), ориентированных на средний уровень развития биологических и высокий уровень развития культурных сущностных сил субъекта и, следовательно, подлежащих назначению на них женщин-военнослужащих.

Другим существенным фактором, определяющим высокий уровень феминизированности обеспечивающей сферы, является исторический, а не прецедентный характер функционирования в ней женщины-субъекта. Воинская деятельность женщины началась с освоения именно этой сферы функционирования вооруженных сил.

Действительно, основная часть женщин-военнослужащих в армиях с различным уровнем феминизированности выполняет профессиональные обязанности в качестве персонала медицинской, вещевой, продовольственной, финансовой служб, специалистов связи, обслуживания и ремонта технического оборудования, административно-управленческого персонала и т. п.

На сегодняшний день обеспечивающая сфера функционирования вооруженных сил является гетеросубъектной, отношения в ней разнополых субъектов лишены конфронтации, характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью, в связи с чем женщине не приходится ориентироваться на мужские образцы поведения.

Военно-педагогическая и научно-исследовательская разновидности воинской деятельности осуществляются через систему образовательных учреждений (училища, академии, университеты), центров подготовки и переподготовки личного состава вооруженных сил, сеть научных институтов, лабораторий и т. д.

Следует отметить, что педагогическая и научно-исследовательская деятельности не являются специфическими только для вооруженных сил, более того - они являются частью всей системы образования государства. Поэтому процесс феминизации именно этих сфер деятельности армии, в отличие от других, связан с процессом феминизации общества в целом, а именно - с положением женщины в области образования и науки. Это во многом объясняется и специфическим служебно-должностным статусом военных педагогов и ученых, многие из которых не являются военнослужащими. Возможность работать в военных вузах и научно-исследовательских учреждениях на гражданских должностях, безусловно, облегчает внедрение женщин в эту сферу деятельности.

Несмотря на то, что педагогическая и научно-исследовательская сферы деятельности имеют много общего и часто пересекаются, они вовсе не тождественны, имеют свою специфику, которая определяет и разный уровень их феминизированности. Прежде всего необходимо отметить, что педагогическая деятельность женщины в обществе, а соответственно и в вооруженных силах, более типична, нежели научно-исследовательская. Процесс феминизации военно-педагогической сферы функционирования армии проявляется, с одной стороны, в увеличении численности женщин-курсантов в военных учебных заведениях разных стран, и, с другой стороны, - в возрастании доли женщин среди педагогических кадров - военнослужащих и гражданских - этих учебных заведений, а также центрах подготовки и переподготовки личного состава вооруженных сил.

Что касается научно-исследовательской деятельности вооруженных сил, то ее невысокая, по сравнению с военно-педагогической, степень феминизированности определяется полоролевой дифференциацией науки в целом, где очевидное неравенство мужчины и женщины сохраняется по сей день.

Еще одной важной частью функционирования вооруженных сил является воспитательная деятельность. Она направлена на поддержание уставного порядка и дисциплины в воинских коллективах, сплочение военнослужащих, их мобилизацию на защиту государственных интересов. Субъектами данного вида деятельности являются офицеры-воспитатели, психологи, юристы и т. п. Вполне понятно, что сама специфика воспитательной деятельности выступает объективным фактором ее феминизации. Именно эта сфера, наряду с обеспечивающей, оптимальна и перспективна с точки зрения объективации сущностных сил женщин-военнослужащих.

Помимо разделения на служебно-функциональные сферы, воинская деятельность может быть расчленена вертикально - на управленческую (командную) и исполнительную. Понятно, что последняя гораздо быстрее формируется как гетеросубъектная и гораздо более феминизирована, чем первая.

Таким образом, феминизация армии представляет собой исторический социальный процесс, прошедший в своей эволюции три основных этапа и охвативший в той или иной степени все сферы воинской деятельности. При этом наиболее феминизированными являются обеспечивающая, воспитательная и военно-педагогическая, а наименее феминизированными - боевая и научно-исследовательская сферы функционирования вооруженных сил. Последние - медленнее развиваются как гетеросубъектные и в большей степени ориентированы на женщин маскулинного типа. Также более феминизированной и оптимальной для женщин фемининного типа является исполнительная воинская деятельность по сравнению с управленческой (командной).

Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 179.

Рыков С.Л. У армии теперь и мужское и женское лицо// Независимое военное обозрение. 2005. № 28. С. 4.

Ку з н е ц о в С. Женщины-военнослужащие в странах НАТО// Зарубежное военное обозрение. 1990. № 5. С. 13.

Военная Энциклопедия. С. 179-180.

Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. Петроград: Гос. издательство, 1921. С. 10.

Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино, 1999. С. 135.

Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. С. 143.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации