СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 22-34
СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Особенности новой Военной доктрины
Генерал-майор Л.Ф.КЛИМЕНКО, кандидат военных наук
Содержание проекта Военной доктрины публиковалось и широкому кругу читателей известно. Развернувшаяся дискуссия выявила неоднозначные оценки ряда положений, сформулированных в нем впервые. Являясь одним из разработчиков методологии формирования доктрины, автор считает необходимым еще раз привлечь внимание ученых и специалистов к некоторым особенностям этого важнейшего государственного документа.
ГЛАВНЫМ при определении идеологии Военной доктрины было стремление сохранить преемственность проверенных временем и оправдавших себя принципиальных доктринальных положений. Среди них: соответствие требований доктрины жизненно важным интересам нашего государства, международному и национальному праву; приоритетность невоенных средств в деле обеспечения военной безопасности; адекватность объективным военным угрозам и реальным экономическим возможностям страны и ряд других. При этом учитывалось, что сохраняется неопределенность относительно направленности дальнейшего развития системы международных отношений (незавершенность формирования нового мироустройства, отсутствие полной ясности по вопросу о политическом и стратегическом раскладе сил, появление новых военных технологий, видов и систем оружия, способных изменить традиционные представления о характере вооруженной борьбы).
Вместе с тем уже сегодня назрела необходимость серьезных изменений в подходах к обеспечению военной безопасности России. Во-первых, существенно изменился спектр угроз, затрагивающих сферу жизненно важных интересов Российской Федерации. Во-вторых, в обозримой перспективе сохраняется опасность возникновения на границах России и ее союзников вооруженных конфликтов, которые могут перерасти в локальную или крупномасштабную региональную войну. Не исключена возможность возникновения новых вооруженных конфликтов внутри страны. В-третьих, существенно изменились экономические, демографические и иные возможности страны. Этим и обусловлена необходимость уточнения Военной доктрины.
Рассматривая ее особенности, остановимся на следующих основных вопросах: тенденции развития военно-политической обстановки; предъявляемые к Военной доктрине требования и методология ее формирования в современных условиях; ее структура и содержание.
О тенденциях развития военно-политической обстановки
Анализ событий, происходящих в мире, свидетельствует о том, что военно-политическая обстановка развивается под влиянием двух основных противоречивых тенденций (рис. 1.)- С одной стороны, преодоление глобального военного противостояния, начавшийся процесс укрепления доверия и расширения межгосударственного сотрудничества в военной области, сокращения вооруженных сил, ядерных и обычных вооружений способствует формированию благоприятных условий для обеспечения военной безопасности России. С другой стороны, стремление США обеспечить себе доминирующие позиции в мире, борьба за передел сфер влияния между государствами, претендующими на региональное лидерство, ведет к обострению соперничества практически по всем направлениям межгосударственных отношений. Политика НАТО направлена на слом существующей системы международной безопасности, расширение зоны влияния и действий вооруженных сил блока, присвоение права проводить военно-силовые акции без санкции Совета Безопасности ООН. Она несет в себе вызов сложившейся системе международных отношений, опасность дестабилизации обстановки в мире, возобновления военного противостояния в Европе и угрозу возникновения крупномасштабных войн.
Рис.1. Основные тенденции развития военно-политической обстановки
В мире продолжают сохраняться ресурсные, демографические и территориальные проблемы. Усиливаются транснациональные угрозы, связанные с новыми формами информационной экспансии, международным терроризмом, ростом незаконного оборота оружия и наркотиков, распространением ядерного и других видов оружия массового поражения и средств его доставки. Этот процесс сопровождается целенаправленными усилиями ряда государств по снижению международного статуса России, вытеснению ее из зоны традиционных российских интересов.
Активизируются экстремистские политические, сепаратистские, националистические, религиозные движения, использующие военную силу, террористические средства и методы для реализации своих политических целей. Любое осложнение военно-политической обстановки приобретает особую опасность вследствие высокого уровня экономической интеграции государств, их взаимосвязей и взаимозависимости в других сферах жизни, а также из-за губительных последствий, вызываемых применением современного оружия.
Эти противоречивые тенденции и факторы развития военно-политической обстановки, возможность ее дестабилизации ставят мировое сообщество, международные организации, прежде всего ООН и ОБСЕ, перед необходимостью консолидировать свои усилия на предотвращении военных конфликтов, координации коллективных действий, применении невоенных мер для урегулирования кризисов. Вместе с тем они подтверждают известную закономерность, суть которой состоит в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны лишь в том случае, если они опираются на достаточную для защиты страны военную мощь. Для России это особенно актуально в связи с реализацией новой стратегии НАТО, которую альянс продемонстрировал на Балканах.
О требованиях, предъявляемых к Военной доктрине, и о методологии ее формирования
Учитывая сложившиеся реалии, мы считаем, что Военная доктрина должна отвечать следующим требованиям: носить характер открытого политического документа; быть частью Концепции национальной безопасности РФ и регламентировать общие установки в области обеспечения обороны и военной безопасности; формироваться на основе комплексного подхода, приоритета национальных интересов, российского законодательства при соблюдении общепринятых международных принципов и норм; не персонифицировать противника в лице конкретного государства, но определять источники, степень, масштабы военной угрозы и принципиальные подходы к их нейтрализации с учетом экономических возможностей государства, при этом диалектически сочетать мирные и военные средства; быть адекватной складывающейся в мире ситуации и направлена на защиту жизненно важных интересов России.
Вполне естественно, что содержание Военной доктрины, ограниченное традиционными рамками системы «взглядов на сущность, цели, характер возможной войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения», уже не удовлетворяет этим требованиям. Такой подход ориентирован прежде всего на наращивание оборонной мощи страны, в то время как государства нередко утрачивают свой суверенитет и терпят поражение, не вступая в вооруженную борьбу.
Поэтому центральной идеей Военной доктрины становится формирование единой государственной политики, нацеленной на комплексное решение задач в области обеспечения военной безопасности прежде всего путем эффективного использования невоенных мер (превентивной дипломатии, международно-правовых, информационных, экономических и иных). Последние должны быть направлены на предотвращение войн и вооруженных конфликтов и одновременно на защиту жизненно важных интересов общества, государства и его граждан всеми имеющимися в его распоряжении средствами, в том числе применением военной силы. Военная сила государства, его совокупная мощь становятся важнейшими факторами сдерживания силового давления, а высокая боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил и убедительно демонстрируемая решимость применить их для защиты своих жизненно важных интересов - существенным дополнением к дипломатии и другим невоенным средствам. В этом - первое качественное отличие новой методологии формирования Военной доктрины России от традиционной.
В качестве базовых категорий Военной доктрины выдвигаются следующие: военная безопасность, жизненно важные интересы страны, военная сила и военная организация государства∗. Иногда понятие «военная безопасность» подменяется термином «оборонная безопасность». На наш взгляд, это не совсем корректно. Действительно, с научной точки зрения принцип всеобщей взаимосвязи предполагает рассмотрение явления с двух сторон: если существует такая характеристика ситуации, как опасность, то есть и противоположная ей - безопасность. Аналогичная связь имеет место между производными от них парными категориями - «военная опасность» и «военная безопасность». Для «оборонной безопасности» парную категорию подобрать не удается.
С точки зрения практики обеспечение военной безопасности страны шире обеспечения «оборонной безопасности» (или правильнее - обороноспособности). Во-первых, наряду с военно-технической оно охватывает систему мер в политико-дипломатической, международно-правовой, информационной, социально-экономической и иных сферах деятельности по защите единства и территориальной целостности страны. Во-вторых, обеспечение военной безопасности включает нейтрализацию не только внешних, но и внутренних угроз. А это - одна из важнейших особенностей политической ситуации в современной России, когда внутренние источники военной опасности не менее актуальны, чем внешние, и не учитывать это было бы опасным заблуждением. Отсюда понятие «оборонная безопасность» недостаточно корректно с научной точки зрения и не отвечает потребностям практики в ситуации, сложившейся в нашем государстве.
Важнейшим элементом обеспечения военной безопасности страны является защита ее национальных интересов. К проблеме вооруженной защиты интересов государства и общества отечественная военная наука обращается не впервые. Советская Военная доктрина также была ориентирована на защиту интересов, но интересов классовых, пролетарских, причем не только своей страны, но и всего мира. Впервые в отечественной практике в Основных положениях Военной доктрины Российской Федерации 1993 года была предпринята попытка ввести понятие «национальные интересы России».
В отличие от принципов классового подхода и пролетарского интернационализма, которые были ориентированы на обеспечение интересов лишь части общества и делили его, как и мировое сообщество, на два враждебных лагеря по идеологическим и социально-экономическим критериям, - принцип защиты национальных интересов интегрирует интересы граждан, общества и государства. Это - второе коренное отличие новой методологии формирования Военной доктрины России от прежней.
Вполне понятно, что более широкое понимание национальных интересов влечет за собой и уточнение подходов к формированию задач.
Вооруженных Сил, в частности защите подлежат интересы не только государства, но и каждого его гражданина. В практической деятельности национальные интересы иногда отождествляют с государственными или жизненно важными интересами страны. Рассмотрим, допустимо ли это.
Жизненно важные интересы - это наиболее значимая часть национальных интересов. Они отражают самые существенные потребности государства и общества, от удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие. Для их защиты государство может прибегнуть к применению всех имеющихся у него средств, в том числе военной силы. Таким образом, критерии «существование» и «развитие» в данном случае являются качественными признаками жизненно важных интересов государства в военной сфере.
Анализ Конституции нашего государства (ст. 4, 61, 71, 72), его внешнеполитической концепции, ежегодных президентских посланий и прочих государственных документов позволяет сделать некоторые обобщения и, руководствуясь названными выше критериями и рядом других показателей, о которых уже говорилось ранее, сформулировать перечень жизненно важных для России интересов. К ним относятся: суверенитет, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; мирные условия для стабильного политического, экономического и духовного развития страны и общества; мир и стабильность в прилегающих к границам России регионах; свобода деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, свободный доступ к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям; стабильность конституционного строя, законность, правопорядок и общественная безопасность; защищенность граждан России в зонах военных конфликтов, защита в других случаях от угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием.
Основным условием для вооруженной защиты названных интересов (использования военной силы) является наличие военной угрозы этим интересам. Хотя есть и исключения из общего правила, например применение оружия против международного браконьерства при защите экономических интересов страны. В этом смысле понятие «защита национальных интересов» несколько шире понятия «обеспечение военной безопасности».
Для оценки адекватности решения на применение военной силы в новой Военной доктрине избран критерий приемлемости ожидаемых последствий. Он базируется на соотношении ожидаемых потерь и конституционных норм, отражающих жизненно важные интересы страны. В ст. 2 Конституции Российской Федерации записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью... соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В соответствии со ст. 30 Конституции одним из основополагающих прав человека является его право на жизнь. Нельзя не видеть, что это право в определенной мере вступает в противоречие с конституционным долгом и обязанностью гражданина по защите Отечества в случае, когда имеет место угроза для его собственной жизни.
Государство, обеспечивая суверенитет, целостность и неприкосновенность своей территории, не может игнорировать ни одной конституционной нормы. С одной стороны, оно обязано защитить жизненно важные интересы страны, с другой - столь ответственная задача должна быть решена с наименьшими потерями и издержками. Отсюда вытекает важнейшее доктринальное требование - соотносить ценность предполагаемых приобретений с ценой возможных потерь. В этом суть предлагаемого критерия. Следует подчеркнуть, что речь в данном случае идет не об отказе от защиты интересов страны, а о выборе наиболее подходящих в данной ситуации способов и средств решения задачи из богатого невоенного и военного «арсенала».
В чем же состоит методологическое значение определения жизненно важных интересов? Нам представляется, что данный вопрос можно рассматривать в нескольких плоскостях. Во-первых, с точки зрения используемых сил и средств (например, военная угроза суверенитету и территориальной целостности России, созданная в результате крупномасштабной агрессии извне, дает право государству применять для защиты все имеющиеся в его распоряжении средства, вплоть до ядерного оружия). Во-вторых, с точки зрения сопоставления жизненно важных интересов России с интересами других государств. Теоретически появляется возможность решить коренную задачу Военной доктрины - определить расстановку сил в зависимости от совпадения или несовпадения интересов государств: потенциальные союзники (интересы совпадают), соперники (интересы расходятся), нейтральные (интересы параллельны) и противники (конфронтация интересов). В-третьих, определение жизненно важных интересов страны дает основание с достаточной степенью корректности сформулировать политические цели государства, а также задачи Вооруженных Сил и других войск в сфере обеспечения военной безопасности.
Третья основополагающая категория Военной доктрины - военная сила. Ее порой отождествляют с понятием «армия и флот», а иногда, например в таком документе, как «Основы (концепция) государственной политики по военному строительству», сюда включают и другие войска, воинские формирования и органы. Но мы рассматриваем категорию «военная сила» несколько шире. Во-первых, это способность государства воздействовать на другие государства и систему международных отношений косвенным (через демонстрацию возможностей) или прямым использованием средств вооруженного насилия и успешно вести вооруженную борьбу. Следовательно, военная сила - это величина интегрированная, воплощающая не только мощь Вооруженных Сил, но и военной экономики, науки, морального духа народа и военнослужащих. Во-вторых, военная сила рассматривается как фактор сдерживания силового давления на Россию с чьей бы то ни было стороны и обеспечения политическому руководству страны свободы выбора при принятии политических решений, а также как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к устранению военной угрозы жизненно важным интересам страны. В-третьих, военная сила должна применяться только в комплексе с мирными средствами противоборства (политико-дипломатическими, экономическими, информационными и др.). Только в этом случае может быть реализована в полной мере вся совокупная мощь государства. Это - третья особенность новой методологии формирования отечественной Военной доктрины.
Многие эксперты расходятся во мнении относительно формы представления Военной доктрины. Как показано на рис. 2, военно-доктринальные взгляды отражаются в целом комплексе документов: от Конституции Российской Федерации до ведомственных концепций, рассматривающих различные аспекты военного строительства, применения и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и других войск. В широком понимании это и есть Военная доктрина. Вместе с тем осознание международной общественностью опасных последствий войн усилило ее внимание к проблемам обеспечения военной безопасности, намерениям и планам государств в этой области. Со второй половины 1980-х годов началось регулярное обсуждение военных доктрин, в частности на Венских семинарах. Появилась необходимость концентрированного изложения доктринальных установок в одном документе и открытого его опубликования, что реализуется в России начиная с 1993 года. При этом Военная доктрина, как документ, который отражает основополагающие установки государства на обеспечение безопасности страны от военных угроз, выполняет, на наш взгляд, следующие функции:
организационную - является основой для развития военной теории и практики, разработки комплекса документов, связанных с организацией военного строительства, подготовкой и применением ВС и других войск в целях защиты интересов страны; регулирует отношения между субъектами военной организации государства в этой сфере и реализуется через соответствующие законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, программы и планы;
нормативную - установки доктрины обязательны для исполнения всеми органами государственной власти и управления РФ, которые несут в пределах полномочий, определенных законодательством, всю полноту ответственности за обеспечение военной безопасности, состояние обороноспособности страны, боевую, мобилизационную готовность ВС, их боеспособность:
информационную - открыто декларирует намерения государства в сфере обеспечения военной безопасности страны и защиты ее жизненно важных интересов, в том числе с применением военной силы;
рефлексивную - управляет поведением «другой стороны» через официальное объявление «порога» применения военной силы, в том числе ядерного оружия.
Такой подход к определению сущности и основных функций Военной доктрины свидетельствует о значительной эволюции во взглядах на се предназначение. В этом состоит четвертая (функциональная) особенность новой доктрины.
В Военной доктрине аккумулированы и представлены структурно в трех основных разделах концептуальные установки военной поли гики, военной стратегии государства и принципы их экономического обеспечения. Такая структура документа обусловлена и отвечает объективной и закономерной взаимосвязи и взаимозависимости между политикой, военной стратегией и экономикой страны. Это - пятая (структурная) особенность формирования доктрины.
О содержании Военной доктрины
В первом разделе документа («Военно-политические основы») подчеркивается, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против России и ее союзников снижена благодаря последовательному проведению активного внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние военные угрозы.
В качестве основных факторов внешней военной угрозы Россия рассматривает: наличие территориальных претензий к ней; наращивание группировок войск, нарушающее сложившийся баланс сил вблизи границ России и ее союзников и в прилегающих морях; расширение военных блоков в ущерб военной безопасности России и ее союзников; ввод иностранных войск (без санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных с Россией государств; международный терроризм, подготовку в других государствах вооруженных формирований и переброску их для действий на территории России и ее союзников; действия других стран, препятствующие функционированию российских систем обеспечения стратегических ядерных сил, государственного и военного управления; нападение на объекты и сооружения России, расположенные на территории зарубежных государств, а также в районах Мирового океана; посягательство на жизнь ее граждан; ведение враждебных, наносящих ущерб военной безопасности России и ее союзников информационных (информационно-технических и информационно-психологических) действий, и некоторые другие.
Особенностью современной ситуации в России является наличие внутренних военных угроз, которые обусловливаются: нестабильностью экономической и социально-политической обстановки в ряде регионов
России; деятельностью организаций крайней националистической ориентации, использующих национально-этнические, религиозные и другие противоречия для дестабилизации обстановки в стране, нарушения ее территориальной целостности, подрыва конституционного строя; созданием незаконных вооруженных формирований; незаконным распространением на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других боевых средств.
В доктрине подчеркивается, что Россия рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического государства, утверждения принципов равноправного партнерства, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в международных отношениях, формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, укрепления всеобщего мира. Исходя из этого, Россия руководствуется общепризнанными нормами международных отношений: неуклонно следует положениям Устава ООН, Хельсинских соглашений и других международных договоров, участницей которых является; отдает предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения военных угроз; рассматривает в качестве партнеров все государства, чьи действия не наносят ущерба ее национальным интересам и не противоречат Уставу ООН; придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе Договора о коллективной безопасности; содействует расширению мер доверия в военной области, включая обмен информацией военного характера и согласование военных доктрин; выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за прекращение и всеобъемлющее запрещение испытаний ядерного оружия.
Выдвигая на передний план мирные средства обеспечения военной безопасности, военно-политическое руководство страны осознает, что с их помощью не всегда можно достичь поставленных целей. Поэтому в новой доктрине четко и однозначно указано на правомерность применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в целях: отражения и пресечения агрессии против России и/или ее союзников; локализации и нейтрализации антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающего суверенитету, территориальной целостности и государственному единству России; выполнения задач по поддержанию или восстановлению мира и стабильности (в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и международными обязательствами России).
Особое внимание уделено изложению содержания основ ядерной политики. В доктрине закреплено, что ядерная политика России базируется на признании сохраняющейся роли стратегических ядерных сил как средства сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности России и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. В частности, признается, что в условиях реформирования всей военной организации государства и определенного снижения боевой мощи Вооруженных Сил роль фактора ядерного сдерживания повышается. Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычных средств поражения в критических ситуациях для ее национальной безопасности и безопасности ее союзников.
Сдерживание должно носить комплексный характер, что требует наращивания боевой мощи сил общего назначения для эффективного и своевременного реагирования на возможные угрозы. В связи с этим в доктрине отмечено, что главной целью военного строительства является создание военной организации государства, соответствующей современным стратегическим, политическим, экономическим и военно-техническим реалиям и способной гарантированно обеспечивать военную безопасность России.
Определены приоритеты военного строительства, а в качестве первоочередной задачи - проведение военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки. В рамках военной реформы осуществляется скоординированное реформирование Вооруженных Сил, других войск, оборонно-промышленного комплекса и системы управления военной организацией государства.
В разделе «Военно-стратегические основы» исходя из анализа военно-политической обстановки делается вывод о стратегическом характере военных конфликтов (рис.3). В качестве их общих черт рассматриваются: коалиционный характер войн; смещение основных усилий борьбы в воздушно-космическую сферу; появление и активное использование новой сферы противоборства - информационной; стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления; широкое использование непрямых, неконтактных и других нетрадиционных форм и способов военных действий, дальнего огневого и радиоэлектронного поражения; маневренные действия войск на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения и др.
В обозримой перспективе наиболее реальной для России является опасность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, которые при определенных условиях могут перерасти в крупномасштабную региональную войну.
Особо подчеркнута опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств или их коалиций во внутренние дела России.
В доктрине установлены достаточно жесткие рамки в определении облика Вооруженных Сил и других войск и их задач. Боевым составом мирного времени ВС РФ должны быть способны обеспечить стратегическое сдерживание, надежную защиту страны от воздушного нападения и совместно с другими войсками - решение задач по отражению агрессии в локальной войне и вооруженном конфликте, а также развертывание группировок войск и сил для решения задач в региональной войне. Одновременно они должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
В документе определено, что Вооруженные Силы и другие войска должны быть готовы к ведению активных боевых действий - как оборонительных, так и наступательных - при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе ОМП во всех его разновидностях.
Силы и средства ВС РФ и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти и местного самоуправления, населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот принцип совместного, скоординированного решения всего объема задач по обеспечению безопасности Вооруженными Силами и другими войсками позволит оптимизировать их численность.
Военная доктрина дает развернутую характеристику структуры военно-политического и военно-стратегического руководства. В ней закрепляется главный принцип государственного и военного управления, соответствующий новому геополитическому, стратегическому и экономическому положению страны, - единство политико-административного руководства всей военной организацией и стратегического управления Вооруженными Силами и другими войсками в лице Президента России.
В доктрине учтено, что формирование военной политики России осуществляется в условиях кризиса, вызывающего необходимость эффективного использования имеющихся ресурсов. Эти обстоятельства отражены в военно-экономических основах доктрины, где определены основная цель военно-экономической политики Российской Федерации и приоритетные экономические задачи в условиях проведения военной реформы (рис. 4.).
Важнейшим доктринальным требованием становится недопущение распыления ресурсов, стремления развивать все виды оружия и техники, которые есть или могут быть у других армий. Ставится задача добиться концентрации усилий на разработке тех систем, которые будут иметь решающее значение и нейтрализуют или сорвут долгосрочные программы других стран по завоеванию военного превосходства. Основной упор предполагается сделать на создании не отдельных видов оружия, а многоцелевых систем. Современные условия таковы, что возможности даже самого совершенного оружия, самых оснащенных группировок войск удается наиболее полно реализовать лишь тогда, когда они интегрируются в боевые системы с функциональными высокоразвитыми свойствами - интеллектом, организованностью, наблюдаемостью, управляемостью и скрытностью боевого применения.
Большое внимание в Военной доктрине уделено международному военному и военно-техническому сотрудничеству. Оно должно осуществляться на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, добрососедства и в интересах поддержания международной стабильности, обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности. Приоритетное значение придается развитию сотрудничества с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности СНГ для консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства.
В заключение хотелось бы отметить, что Военная доктрина Российской Федерации соответствует международному праву и национальному законодательству. Она отвечает жизненно важным интересам страны, целям внутренней и внешней политики государства на современном этапе, его возможностям. Одновременно документ обладает необходимой гибкостью и может быть приспособлен к изменяющейся ситуации путем корректировки отдельных положений в случае ее эволюционных изменений.
Красная звезда 1999 9 окт
∗ Военная безопасность - состояние защищенности общества, государства и его граждан от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или yi розой ее применения Жизненно важные интересы - часть национальных интересов, выражающая совокупность потребностей России, удовлетворение которых обеспечивает возможность ее независимого существования и прогрессивного развития, создает необходимые предпосылки для реализации ее конструктивной роли в мировом развитии. Защита жизненно важных интересов предполаигет, при необходимости, применение военной силы. Военная сила - Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для ведения вооруженной борьбы. В широком смысле слова - способность государства воздействовать на другие государства и систему международных ошошении косвенным (через демонстрацию возможностей) или прямым использованием средств вооруженною насилия и успешно вести вооруженную борьбу. Военная организация государства - совокупность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формировании, части научного и промышленного комплексов, выделенных для обеспечения задач военной безопасности, а также органов управления ими.