Тыл Вооруженных Сил история и современность

«ВМ», №1, 2000г.

Тыл Вооруженных Сил: история и современность

Генерал-полковник В.И.ИСАКОВ, начальник Тыла ВС РФ -

заместитель министра обороны Российской Федерации

В 2000 году Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации празднует свое 300-летие. Строго говоря, тыл существовал задолго до 1700 года, официально считающегося годом его основания. И вот почему. Словом «тыл» издревле обозначали противоположную чему-либо, обратную сторону - т.е. то, что сзади. Есть лицо, а есть за-тыл-ок, по-старославянски - по-тыл-ица, Сторона, противоположная фронту (фрунту, лицу), - так понимали тыл в старину. Так, кстати, определяет тыльную сторону строя и нынешний Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это лишь одно из значений. По мере развития военного дела тылом стали именовать не только сторону, но и всю территорию, лежащую вне зоны собственно военных действии. В дальнейшем в это понятие вошли и органы управления, части и учреждения, размещавшиеся в тылу и выполнявшие, как правило, снабженческие и иные вспомогательные функции.

О 300-летии Тыла Вооруженных Сил мы говорим, исходя из понимания его как системы сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск. Иными словами, имеем в виду не пространственно-территориальное, а структурно-функциональное содержание. Именно поэтому за точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год: тогда, 18 февраля, Петр I подписал указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом». Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск. В тот же день другим указом самодержец учредил еще один приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иначе его именовали Комиссариатским). Он ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.

Созданные царем-реформатором регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения, ив 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был образован комиссариат, занимавшийся всеми видами снабжения.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригскомиссара, в обязанности которого, в частности, вменялось снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Любопытно, что транспортные средства не входили в ведение последнего. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейсте-ру. Над тем начальствовал генерал-квартирмейстер, который наряду с подвозом руководил также размещением войск и госпиталей. Фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя и не являлся организатором материального обеспечения.

Разделение снабженческих и транспортных полномочий в то время имело свой резон. По необходимости обоз, например, мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использоваться как оборонительный рубеж. Однако, если один начальник определяет тыловую «диспозицию», а другой - ее снабженческое содержание, это рождает противоречие, которое усиливается по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации.

В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия полностью обеспечивалась из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставлялись на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывались также временные и подвижные склады. Первые развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. А вторым, именуемым магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.

Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения поможет, например, донесение адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22 713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 тонн! Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии.

Следует заметить: многие проблемы сегодняшнего тыла корнями родят в историю. К примеру, в Петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись не командирам полков и дивизий, а только вышестоящим начальникам по своей специальности, состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии.

После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На «экономические суммы» (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не «экономическая сумма», скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и та. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.

В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до половины жалованья. Так государство стимулировало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время эти вопросы курировало одно должностное лицо - комиссар, обусловлено именно их тесной взаимосвязью. В основе современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, та же идея - за предусмотренное нормами снабжения, но неполученное полагается компенсация.

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 годе JNe 30S «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг со стороны государства, переводящего свою экономику на рыночные рельсы. Однако сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Между тем они не такие и новые.

К снабжению регулярной армии России испокон веку привлекались частные подрядчики. Например, с середины XIX века узаконено пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку «собственным попечением».

Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем всякий казен-' ный подряд, и это официально признавалось, имел две цели, во-первых, «приобретение необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц» и, во-вторых, «развитие всех отраслей частной промышленности, открытие ей пути х сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск».

Вместе с условиями (кондициями) торгов Интендантское управление устанавливало «крайнюю цену». Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная стоимость, дешевле которой покупать также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

К сожалению, сегодня не все решения принимаются столь взвешенно, как раньше. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятый в развитие Указа Президента РФ № 305, направлен сугубо на максимальное сокращение расхода бюджетных средств. А интересы поставщиков оказались в стороне. Условия конкурсов, определяемые Министерством экономики, фактически вынуждают их кредитовать государственные нужды. Чужая «головная боль», пожалуй, меньше всего должна беспокоить Министерство обороны. Но, к сожалению, она становится и нашей, и прежде всего в ситуации с закупками и поставками горючего и смазочных материалов,

Конкурсы, проведенные в первой половине 1999 года, определили поставщиков только 30% объема необходимых Вооруженным Силам нефтепродуктов - больше желающих не нашлось. Жесткие условия отпугнули нефтяные компании. Ситуация осложнялась тем, что горючее в связи с возникшей разницей цен на мировом и внутреннем рынке оказалось в дефиците. Тогда правительство установило компаниям обязательные задания по поставке нефтепродуктов Министерству обороны в третьем-четвертом кварталах 1999 года. Но ведь эта мера, принципиально нас устраивающая, не согласуется с проводимой политикой рыночной экономики.

Значительное развитие тыл получил в первой половине XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, изначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К.Вязмитинов, ранее возглавлявший Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство, которое просуществовало недолго: современники не смогли по достоинству оценить важность этого органа централизованного управления материальным обеспечением войск (правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены). На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809-го со Швецией, хотя буксовал тогда весь военный механизм государства.

С 1812 года Военное министерство включало семь самостоятельных департаментов, в том числе Провиантский, Комиссариатский и Медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому положению, названному «Учреждение для управления большой действующей армией», управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованьем, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и координировать движение по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск, и их обеспечение, подчинил интересам снабжения весь тыл. Оперативность работы последнего, таким образом, была поднята на более высокую ступень.

И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником Главного штаба, которые на равных подчинялись главнокомандующему. Заметным новшеством стало введение должности дежурного генерала, подчинявшегося начальнику Главного штаба армии. Это должностное лицо, с одной стороны, осуществляло руководство и транспортным обеспечением, и армейским обозом, с другой - на нем лежала ответственность за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.

Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов продолжил выдающийся российский военный реформатор Д.А.Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одно ведомство - Главное интендантское управление Военного министерства. Двумя годами позже учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, которые к тому времени получили достаточное распространение. На смену обозу приходит «интендантский транспорт».

Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием ДА.Милютина и его соратников стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Произошли изменения в способах ведения войны и увеличилась численность армии. В этих условиях без «тылового» единоначалия снабжение не могло быть эффективным. Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность «начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися». Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками. Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска, «в тылу находящиеся», получила статус военного округа. Его командующий по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно положению 1890 года «О полевом управлении войск» каждая действующая армия должна была обеспечиваться «своим военным округом», т.е. своим тылом.

И все же «тыл» как специальный термин пополнил военный лексикон лишь в русско-японскую войну 1904-1905 годов. Стали различать «общий» и «ближайший» тыл. Первый, по существу, не что иное, как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое, размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.

Следует обратить внимание на то, что первоначально тыл (в понимании, близком к нынешнему) сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, увеличившийся объем задач по перемещению грузов, личного состава, раненых и больных повлекли качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог обработать всю информацию. Организацией тылового обеспечения войск стал заниматься новый самостоятельный управленческий орган со своим аппаратом, возглавляемым

начальником тыла. Это новое формирование не сразу стало единоличным организатором обеспечения войск объединения. Во фронте данными вопросами занимались и другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной, Строительство войскового и оперативного тыла, даже в силу многовариантности решений, не могло проходить гладко. Несколько армий, выполнявших общую оперативно-стратегическую задачу, в Первую мировую войну стали именоваться фронтом. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он по сути являлся начальником самостоятельного тыла фронта.

Вопреки Положению о полевом управлении войск в военное время от 16 июля 1914 года из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта. Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были.

Необходимо отметить, что после Октябрьской революции 1917 года органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако в Уставе Тыла Красной Армии разделы, касавшиеся войскового, армейского и фронтового тыла, также существенно расходились с опытом Первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений и отдел тыла. Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В Центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 года генерал-лейтенант А.В.Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить». При этом он нисколько не преувеличивал драматизм ситуации. Управление обеспечением войск в начале войны действительно было потеряно, как, впрочем, и руководство собственно войсками.

Возникла транспортная коллизия: оперативные и снабженческие перевозки - на запад, эвакуационные - с запада. Зачастую в войска направлялось то, что они же и эвакуировали. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. На промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось более 450 фактически брошенных без локомотивов поездов. Требовались срочные радикальные меры.

Лучшие умы интендантства во главе с А.В.Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной Армии в годы Гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации Тыла Красной Армии. Они стали основой проекта постановления Государственного Комитета Обороны по его организации. Проект был незамедлительно утвержден И.В.Сталиным. 1 августа 1941 года он же подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла КА, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла КА.

Была учреждена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла КА «во всех отношениях» были подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Именно данный исторический факт, а конкретно «заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны» и дальнейшая «эффективная деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время» легли в основу Приказа министра обороны РФ № 225, которым учрежден День Тыла Вооруженных Сил, ежегодно отмечаемый 1 августа. В тот день в 1941 году произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил.

Май 1942 года стал новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должность заместителей командира по тылу была введена в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.

Изменения происходили и в дальнейшем. В ведении начальника тыла то были, то исключались различные органы, например Финансовое управление КА, Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность. За целостность тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение заместителю наркома обороны было передано Управление снабжения горючим, возвращенное в структуру тыла лишь в 1946 году. Еще в январе 1943-го были переподчинены Генеральному штабу и органы ВОСО. Снабжение стало «пробуксовывать», и опрометчивое решение срочно отменили.

Окончание Великой Отечественной войны не прекратило поиска оптимальных форм организации тыла. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе возникло Управление служб тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.

С другой стороны, в 1947 году был создан тыл Воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые были образованы еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл Войск ПВО и РВСН.

В 1956 году по решению правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл ВС как Главное управление торговли МО.

С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 64-м издается Наставление по оперативному, а через год - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествовавших преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.

В мирное время те или иные новации, к сожалению, часто происходят не в силу необходимости, не на основе научных выводов, а по наитию или под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно этим, пожалуй, можно объяснить вывод из состава Тыла Вооруженных Сил в 1992 году служб военных сообщений и медицинской.

Органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю министра обороны, в мирное время могут функционировать самостоятельно. В военный же период необходимо их воссоединение, на что, безусловно, уйдет время. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которыми закрепилось название органов тыла, требуют в числе прочего единого руководства уже в мирное время,

Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную выполнять комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигло руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это слаженный организм. В его составе штаб Тыла ВС РФ, десять главных и центральных управлений, три службы, направление кадров. Ежегодно в войска поставляется около 8 млн тонн горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств, из них около 500 тыс. в гарнизоны Арктики и Крайнего Севера. Различные виды транспорта перевозят почти 2 млн человек. По линии Министерства обороны медицинское обслуживание получают свыше 6 млн военнослужащих, членов га семей и военных пенсионеров. Одновременно осуществляются мероприятия по реформированию Тыла Вооруженных Сил. Совершенствуется и оптимизируется его структура, завершается адаптация системы тылового обеспечения войск к условиям рыночной экономики, осваивается конкурсный механизм закупок материальных средств и оказания услуг.

В заключение хотелось бы остановиться на перспективах строительства Тыла ВС и его структуры. В соответствии с утвержденными Президентом РФ Основами государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года на повестке дня поэтапный переход е единой или сопряженной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Нынешняя автономность снабженческого процесса силовых структур оборачивается нерациональным делением расходов на оборонные нужды и правоохранительную деятельность даже при выполнении однотипных функций, стратегическими издержками в боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск и др. Разве не абсурд, например, деление больных и раненных военнослужащих разных ведомств и требование оплаты за лечение «чужих»? Другой пример - подготовка военных специалистов служб тыла, медиков и т.д. Программы подготовки вузов однотипны, а обучаются они в своих академиях и училищах, хотя учебно-материальная база Министерства обороны вполне позволяет готовить специалистов из различных ведомств.

В августе 1999 года работа по созданию единой системы тылового обеспечения перешла в плоскость принятия конкретных решений на основе детальной совместной научной проработки, определения конечной цели и оценки результатов интеграции, поэтапного сопряжения функций и отдельных направлений деятельности служб тылового обеспечения различных силовых министерств и ведомств. Свое 300-летие Тыл Вооруженных Сил встречает функционально подготовленным, способным всесторонне обеспечить постоянную и мобилизационную готовность войск (сил) и выполнение ими задач по предназначению.

Архив ПИ, ф. 10, оп. 295, д. 001, л. 241.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации