ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАДВОДНОМ КОРАБЛЕСТРОЕНИИ ЗА РУБЕЖОМ
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2011, стр. 76-79
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАДВОДНОМ КОРАБЛЕСТРОЕНИИ ЗА РУБЕЖОМ
Капитан 2 ранга Ю. ИВАНОВ
Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 1. - С. 79-85.
В первой части статьи рассматривались в основном технологические решения, которые использовались при проектировании и строительстве новых крейсеров и эскадренных миноносцев в США. Ниже приводятся технологические особенности модернизации действующих американских кораблей этих классов, а также технологии проектирования и строительства эсминцев ВМС ряда европейских и азиатских стран. |
В связи с сокращением программы строительства новых кораблей проекта DDG-1000 было решено продолжить строительство серии эсминцев УРО типа «Орли Бёрк» (DDG-51) с намечавшихся 57 до 62 кораблей. При этом последние корабли будут существенно отличаться от предыдущих наличием средств зональной противоракетной обороны (ПРО), артустановок с большой дальностью стрельбы, УР для стрельбы по береговым целям и штатных противоминных средств.
Наряду с этим в США в интересах развертывания морского компонента глобальной системы ПРО ведутся активные работы по модернизации всех эскадренных миноносцев типа «Орли Бёрк» и крейсеров типа «Тикондерога», которые к 2012 году составят до 85 проц. общей численности боевых кораблей основных классов американского флота.
Программа модернизации крейсеров УРО типа «Тикондерога» предусматривает: увеличение срока службы всех 22 кораблей серии с 35 до 40 лет, внедрение новых технологий технического обслуживания, расширение возможностей по поражению наземных объектов КРМБ «Тактический Томахок», оснащение системами СЕС и AADC (Area Air Defense Commander), предназначенными для решения задач ПВО/ПРО на ТВД совместно с другими силами и средствами оперативных соединений ВМС.
Особое внимание командование ВМС уделяет оснащению крейсеров УРО типа «Тикондерога» противоракетными комплексами ближнего и дальнего действия. Первый обеспечит оборону корабельных соединений, баз и портов, а также наземных группировок путем поражения баллистических ракет на конечном участке траектории их полета, выполняя перехват с помощью противоракеты (ПР) «Стан-дарт-3» мод. 1 и усовершенствованной МСУО «Иджис» с новым программным обеспечением.
Пуск противоракеты «Стандарт-3» с борта
эсминца УРО DDG-70 «Хоппер» (типа «Орли Бёрк»)
ВМС США
Второй ПРК предназначен для поражения БР как на восходящем, так и на нисходящем участке траектории полета и должен обеспечить дальний (в верхних слоях атмосферы) перехват с помощью разработанной совместно с Японией трехступенчатой ПР «Стандарт-3» с малогабаритнной отделяемой ступенью перехвата LEAP (Lightweight ExoAt-mosferic Projectile). Первый вариант ПРК мод.1, обеспечивающий поражение БР средней дальности, был принят на вооружение в 2007 году. Для перспективного ПРК ведется разработка новой, более мощной корабельной РЛС, предназначенной для обнаружения, сопровождения и распознавания целей на дальностях до 1 000 км.
Эволюция разработки противоракет семейства «Стандарт-3»
Начиная с сентября 2006 года на трех крейсерах УРО (CG-67 «Шайло», CG-70 «Лейк Эри» и CG-73 «Порт-Роял») и 15 эсминцах УРО типа «Орли Бёрк» осуществляется пакетное обновление программно-аппаратных средств для расширения возможностей МСУО «Иджис» и РЛС AN/SPY- 1D(V) no дальнему обнаружению и сопровождению в автоматическом режиме баллистических целей разного типа, а также размещаются ПР «Стандарт-3». Аналогичные работы выполняются также на четырех эсминцах УРО типа «Конго» ВМС Японии.
Проводимые программы модернизации предусматривают: поэтапную доработку МСУО «Иджис» Мк 7 в модификации 6.3 для крейсеров и 7.1 для эсминцев; совершенствование многофункциональной РЛС AN/SPY- 1D(V); оснащение кораблей системами оценки воздушной обстановки AADC, взаимного обмена и распределения данных ПВО/ ПРО AN/USG-2 СЕС между кораблями оперативного соединения.
Работы по совершенствованию корабельной многофункциональной радиолокационной станции AN/SPY- 1D(V) предполагают применение СВЧ-монолитных интегральных схем с высоким уровнем интеграции. Усовершенствованная РЛС AN/SPY-IE работает в диапазоне частот 3,1-3,5 ГГц. Благодаря перераспределению интенсивности обзора других направлений она способна обеспечить обнаружение в заданном секторе баллистических целей на высотах более 10 км и дальностях до 1 000 км. Конструктивно РЛС выполнена в виде четырех неподвижных панелей фазированных антенных решеток (ФАР, апертура каждой 4,7 м2).
На современном этапе, исходя из достигнутых технических возможностей и уровня боеспособности, задачи противоракетного радиолокационного дозора (обнаружение, идентификация, сопровождение и выдача данных целеуказания в автоматическом режиме) способны выполнять три крейсера УРО типа «Тикондерога» («Шайло», «Лейк Эри» и «Порт-Роял»), 12 эсминцев типа «Орли Бёрк» подсерии 2А, начиная с DDG-91, три усовершенствованных ЭМ подсерий 1 и 2, а также эсминец УРО «Конго» ВМС Японии.
Антенный модуль (справа) многофункциональной РЛСAN/SPY-1D (V), установленной на борту эсминца УРО DDG-99 «Фаррагат» ВМС США |
ЭМ УРО типа «Дэринг» ВМС Великобритании |
В целом следует отметить, что комплекты корабельного оборудования и программно-аппаратных средств вышеперечисленных систем информационного обеспечения ПРО на ТВД устанавливаются на всех строящихся эскадренных миноносцах типа «О. Бёрк» подсерий 2А, оснащенных системой «Иджис» мод. 7.1, начиная с DDG-91 «Пинкни».
Великобритания. Из состава национальных ВМС в настоящее время выводятся ЭМ УРО типов «Шеффилд» и «Манчестер». На смену им в период с 2009 по 2012 год должны быть введены шесть эсминцев УРО типа «Дэринг» первой подсерий.
Эскадренные миноносцы УРО типа «Дэринг» предназначены главным образом для обеспечения противовоздушной обороны оперативных соединений ВМС Великобритании и ОВМС НАТО. Помимо этого, на них будут возлагаться задачи проведения антитеррористических, гуманитарных и специальных операций.
В ходе работ над новым кораблем было реализовано около 70 проц. технологических разработок, полученных в результате исследований по международной программе «Горизонт» (Horizon/Common New Generation Frigate), в которой кроме Великобритании участвовали Италия и Франция. Эта программа (была закрыта в 1999 году) предусматривала создание единого для трех стран проекта фрегата нового поколения.
На новом эсминце реализованы конструктивно-схемные решения в области архитектуры корпуса, надстроек, а также установлен разработанный в рамках этой программы ЗРК.
В состав вооружения эсминца «Дэринг» включены: две счетверенные пусковые установки ПКР «Гарпун», зенитный ракетный комплекс PAAMS с одной установкой вертикального пуска А-50 «Сильвер» для стрельбы 16 ЗУР «Астер-15» и 32 ЗУР «Астер-30», 114-мм облегченную артустановку «Викерс» Мк 8 мод. 1, два артиллерийских комплекса самообороны, два двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы торпедами «Стин-грей», а также вертолет «Мерлин» Мк 1. В перспективе предполагается разместить 155-мм башенную АУ с максимальной дальностью стрельбы снарядами АРС до 150 км.
Радиоэлектронное вооружение будет представлено многофункциональной трехкоординатной радиолокационной станцией «Сампсон», РЛС обнаружения воздушных и надводных целей S1850M, оптико-электронными средствами наблюдения, а также системой радиоэлектронной борьбы. На корабле предусматривается установить подкильную среднечастот-ную гидроакустическую станцию 2050 и низкочастотную бистатическую ГАС 2087 с буксируемой антенной. Аппаратура автоматизированных быстродействующих линий связи «Линк-11, -16 и -22», «Джи-тидс», а также системы спутниковой связи «Сатком» обеспечит обмен данными в реальном масштабе времени.
Энергетическая установка ЭМ УРО «Дэринг» представляет собой ОЭЭС с реализацией принципа полного электродвижения. Основными источниками электроэнергии являются две ГТУ WR-21 фирмы «Роллс-Ройс» мощностью по 25 МВт и два дизель-генератора общей мощностью 9 900 л. с. Двигателями служат два ГЭД переменного тока мощностью по 20 тыс. л. с. Максимальная скорость хода 29 уз. Дальность плавания при скорости хода 18 уз составляет более 7 000 миль. Применение специальной конструкции зубчатой передачи позволит эксплуатировать ГЭУ в течение 80 проц. ходового времени в режиме экономического хода с одним питающим оба ГЭД дизель-генератором, что обеспечит снижение расхода топлива на 20 проц.
Эсминец УРО D 620 «Форбин» ВМС Франции построен по совместной программе «Горизонт» (Франция - Италия) |
Эсминец УРО DDG-174 «Киришима» типа «Конго» ВМС Японии |
По оценке западных специалистов, высокий уровень интегрирования и автоматизации процессов управления кораблем и оружием позволит уменьшить численность экипажа до 180 человек. Головной корабль вошел в состав флота в середине 2009 года.
Франция, Италия. Эскадренные миноносцы ВМС двух стран получили дальнейшее развитие в результате реализации совместной программы «Горизонт» (из которой в 1999 году вышла Великобритания). В создании корабля принимают участие компании «DCNS интернэшнл» (Франция) и «Оризонт Наваль» (Италия). Строительство ЭМ УРО, создаваемых по программе «Горизонт» ведется в каждой стране независимо. Всего построено по два корабля во Франции и в Италии.
По своим техническим характеристикам, составу вооружения и конструктивно-схемным решениям данные корабли близки ЭМ УРО типа «Дэринг» ВМС В еликобритании.
Основным отличием французских и итальянских эсминцев от ЭМ УРО типа «Дэринг» ВМС Великобритании является возможность установки УВП «Сильвер» А-70 для размещения перспективных КРМБ «Скалп Наваль» и ГЭУ (произведенные по лицензии США четыре ГТУ LM-2500, работающие на два ВРШ).
Германия. С выводом в 1995 году из состава ВМС страны ЭМ УРО типа «Лю-тьенс» данный класс кораблей прекратил свое существование.
Япония. В кораблестроительных программах этой страны до 2020 года эскадренные миноносцы займут ведущее место.
Расширение операционной зоны деятельности ВМС приведет к необходимости разработки новых проектов кораблей данного класса, тактико-технические характеристики которых обеспечат возможность их действия в районах с относительно невысокой активностью действий авиации противника без воздушного прикрытия. Кроме того, сотрудничество в области кораблестроения со странами НАТО, особенно с США, позволит командованию ВМС Японии к началу прогнозируемого периода в основном закончить поиск наиболее оптимальных вариантов проекта эскадренных миноносцев, которые по свои боевым возможностям будут близки к аналогичным западноевропейским образцам.
Наиболее боеспособными в период до 2020 года в ВМС Японии будут ЭМ с ЗРК самообороны типа «Хацуюки» и созданные на их базе ЭМ типа «Асагири» с увеличенным водоизмещением, а также ЭМ новых типов - «Мурасамэ», «Усовершенствованный Мурасамэ» и перспективный ЭМ проекта 19DD.
Корабли последних двух типов будут воплощать в себе последние достижения как национального, так и зарубежного кораблестроения. Состав оружия (за исключением ЗРК) свидетельствует об их многоцелевом назначении и ориентации на ведение боевых действий в открытом океане.
Китай. Развитие ЭМ ВМС страны в рассматриваемый период будет осуществляться по следующим направлениям: закупка за рубежом; производство по лицензии; создание на основе зарубежных образцов систем ВВТ национальной разработки.
Строительство ЭМ в Китае началось сравнительно недавно, и, учитывая отсутствие опыта их постройки, а также ограниченность военно-экономического потенциала, можно утверждать, что их строительство будет опираться на технологию кораблестроения, соответствующую таковой в развитых зарубежных странах в 80-е годы. Но, учитывая интенсивное развитие науки и техники в Китае, отставание в этой области к концу прогнозируемого периода может сократиться.
В период до 2025 года крейсера и эсминцы останутся одним из важнейших средств ведения боевых действий на море. Перечень задач, решаемых ими, в прогнозируемый период не претерпит кардинальных изменений.
Боевые корабли класса крейсер останутся лишь в составе ВМС США.
Эскадренные миноносцы будут занимать центральное место в кораблестроительных программах всех ведущих зарубежных стран (за исключением Германии).