УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5/2011, стр. 101

Новые технологии

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Во Франции принимаются активные меры по повышению уровня утилизации композиционных материалов (КМ), во все более широких масштабах применяемых в ряде технических областей, в частности при создании самолетов, автомашин, судов. Объем таких отходов, то есть отслуживших свой срок компонентов из КМ, стремительно растет. Так, у корпорации «Эрбас» за последние три года он утроился.

Всего во Франции в 2010 году объем отходов был равен 300 т, причем, как отмечается в дальнейшем, он будет быстро увеличиваться. Как сообщил газете «Либерасьон» эксперт по материаловедению в авиационной корпорации «Эрбас», в предстоящий 15-летний период компании предстоит утилизация 7 200 самолетов из первого поколения машин, построенных с применением КМ. В настоящее время большая часть композиционных компонентов списанной техники отправляется на свалку, перемалывается либо сжигается в печах цементных заводов. Такое обращение с высокопрочными материалами, пригодными к утилизации, по мнению французских экспертов, нежелательно.

По словам специалиста из школы инженеров ICAM (г. Нант), благодаря разрабатываемым технологиям к 2015 году в весовом отношении около 95 проц. компонентов современной автомашины будет пригодно к повторной утилизации. «Эрбас» уже начал осуществлять программу по утилизации совместно с находящимся там же центром исследований и разработок ЕМС2. Такое сотрудничество подразумевает разработку системы полного цикла - от сбора утилизируемых компонентов до методов их обработки и возможностей повторного использования при изготовлении новой техники.

В большинстве случаев композиционные материалы включают в себя вещества, созданные на основе нефти. Обычно такой материал состоит из армирующего его волокна (карбона, стекла или металла), которое пропитано техническими смолами либо погружено в их слой. Смолам приданы жесткость с помощью термообработки (так получаются полиэстер, поливинил или полистирол) либо свойства термопластмассы (полиамид и ряд других).

Утилизация на нынешнем уровне технологий заключается в растворении смол с целью извлечения и повторного использования армирующего волокна. Она осуществляется двумя методами. Первый - термолиз, то есть разложение химических соединений под воздействием температуры. Подобный метод выжигания смолы практикуются в настоящее время прежде всего в Германии и Великобритании. Вторым является сольволиз - химическая реакция на основе использования воды, нагретой до температуры 400 °С и применяемой при давлении в 200 бар. В настоящее время во Франции, в г. Нант, компанией «Сакмо» в рамках программы, реализуемой центром ЕМС2, уже созданы два химических реактора-демонстратора. Руководство «Сакмо» заявляет, что оборудование будет готово к концу года. Однако, как отмечают специалисты, проблема утилизации остающихся при данном процессе отходов - смеси смолы и воды - не решена. Работы над оборудованием, где применяется метод сольволиза, ведутся и корпорацией «Эрбас», специалисты которой рассчитывают на то, что смогут создать опытный образец установки к началу 2012 года. В настоящее время корпорация проводит тендер на участие в данном проекте ученых-химиков, а также компаний, специализирующихся на технологиях утилизации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации