УТОЧНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ СЕНАТА США ПО ОСОБЕННОСТЯМ ТРАКТОВКИ ПОЛОЖЕНИЙ И ПОРЯДКУ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ДОГОВОРА ПО СНВ
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2011, стр. 3-8
ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УТОЧНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ СЕНАТА США ПО ОСОБЕННОСТЯМ ТРАКТОВКИ ПОЛОЖЕНИЙ И ПОРЯДКУ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ДОГОВОРА ПО СНВ
Полковник В. ЛУМПОВ,
доктор военных наук, профессор,
действительный член Академии военных наук;
генерал-майор М. ВИЛЬДАНОВ,
кандидат военных наук, профессор Академии военных наук
Сенатом США 23 декабря 2010 года ратифицирован Договор между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, который упомянут в решении сената как Новый Договор по СНВ, или Договор СНВ-3. Он представляет собой комплект документов, куда входят подписанная президентами США и РФ в Праге 8 апреля 2010 года основная (концептуальная) часть Договора, протокол к нему и три приложения к протоколу об инспекционных действиях, уведомлениях и предоставлении телеметрической информации.
Одновременно с ратификацией сенат подготовил и утвердил пакет рекомендаций для президентской администрации по уточнению условий ввода в действие и реализации требований Договора, смысловой трактовки, компетенции и зон действия отдельных его положений (особенно это касается тех, которые связаны с модернизацией стратегических ядерных и неядерных вооружений, реализацией концепции «Мгновенного глобального удара», развертыванием национальной и региональных систем ПРО, согласованием вопросов о размещении и ограничении тактического ЯО), а также с порядком совершенствования и внесения изменений в действующее соглашение.
Решением сената определено, что в соответствии со статьей XIV Договора новое соглашение о СНВ вступает в силу только после обмена договаривающимися сторонами ратификационными грамотами. Если президент запланирует сократить стратегические ядерные силы Соединенных Штатов ниже предусмотренного в настоящее время уровня и определенного так называемым Московским соглашением (Договор между США и РФ об ограничении стратегических наступательных потенциалов, подписанный в Москве 24 мая 2002 года) до окончательного согласования вопросов реализации договорных обязательств, то он обязан проконсультироваться с сенатом относительно того, как такие сокращения скажутся на национальной безопасности Соединенных Штатов, и не предпринимать попыток подобных действий, пока этому органу не будет предоставлено веское обоснование, что такие шаги не противоречат жизненно важным интересам страны.
Президенты РФ Д. А. Медведев и США Б. Обама в ходе обсуждения нового Договора по СНВ
В своих рекомендациях сенат указывает, что при реализации договорных обязательств президент не должен допустить асимметричного сокращения СЯС Соединенных Штатов с тем, чтобы количество определенного Договором стратегического наступательного оружия в Российской Федерацией ни в коем случае не превысило уровень СНВ в США, что могло бы привести к нарушению стратегической ядерной стабильности, устойчивого функционирования системы ядерного сдерживания и возникновению реальной угрозы интересам национальной безопасности Соединенных Штатов.
В связи с этим перед вступлением нового Договора в силу и далее ежегодно президенту вменяется в обязанность предоставлять сенату доказательное документальное свидетельство о полноте предусмотренных соглашением контрольных мер (включая сбор, обработку и анализ информационных ресурсов) и достаточности национальных технических средств для обеспечения гарантии эффективного контроля выполнения другой стороной договорных условий и требований.
При обнаружении попыток РФ выхода из Договора или нарушения его положений и требований, представляющих угрозу интересам национальной безопасности США, администрации Б. Обамы настоятельно рекомендуется незамедлительно начать консультации с сенатом относительно опасности таких действий для жизнеспособности нового Договора о СНВ и интересов национальной безопасности США. Одновременно президент должен на срочной основе добиться встречи с политическим руководством Российской Федерации на самом высоком дипломатическом уровне с целью выяснения причин непоследовательного поведения и обеспечения возврата РФ к выполнению договорных обязательств.
По результатам анализа обстановки, консультационных встреч и дипломатических переговоров Белым домом должно быть подготовлено сообщение сенату с детализацией перспектив дальнейшего существования нового договора, степени соответствия планов реализации сторонами его положений интересам национальной безопасности Соединенных Штатов и перечня мер по компенсации негативного влияния вскрытых нарушений на обеспечение безопасности США и стратегическую стабильность.
Сенатом рекомендовано включить в ратификационную грамоту разъяснение относительно использования средств в рамках концепции «мгновенного глобального удара». В первую очередь это касается его заявления о том, что разрабатываемые в плане реализации данной концепции системы неядерного оружия стратегического радиуса действия, в понимании США, конкретного упоминания и определения в Договоре СНВ-3 не имеют, а значит, не могут быть отнесены к новым видам таких вооружений, и РФ не в праве требовать запрещения их развертывания.
Все проблемы, возникающие вокруг разработки договорными сторонами новых видов стратегических неядерных вооружений, могут и должны решаться путем обсуждения и согласования в рамках структуры Двусторонней консультативной комиссии. Ожидание же принятия комиссией соответствующего решения не должно стать основанием для задержки развертывания новой системы оружия.
Кроме того, отмечается, что Договор о СНВ-3 не может и не должен запрещать Соединенным Штатам развитие эффективных в финансовом и техническом плане альтернативных средств нанесения обычного глобального удара или развертывание подобных систем, всегда находящихся в немедленной готовности к применению и в составе, необходимом и достаточном для обеспечения национальной безопасности страны.
Средства, которые могут быть задействованы для реализации концепции «мгновенного глобального удара»
Для уяснения состояния дел в области реализации концепции «мгновенного глобального удара» сенат обратился к органам исполнительной власти с просьбой разъяснять суть планирования и их намерения относительно развития перспективных систем неядерных вооружений стратегической дальности. Должны быть предоставлены перечнь всех существующих и находящихся в разработке вооружений этого класса, результаты анализа ожидаемых возможностей каждой из перечисленных систем и сопоставления их характеристик с параметрами договорных требований, а также оценки затрат, рисков, выгод, альтернативных вариантов развертывания и сценариев использования для каждой из систем. Кроме того, необходимо раскрыть меры, которые могли бы помочь отличить каждую из указанных в перечне систем от ядерных вооружений и уменьшать риски неверного истолкования и вытекающего отсюда утверждения о возможном негативном влиянии появления таких систем на стратегическую стабильность и дееспособность заключенного Договора.
В первую очередь здесь, по мнению членов сената, следует определиться с уровнями переоснащения МБР и БРПЛ с ядерных на обычные ГЧ, а также с предоставлением России необходимой телеметрической информации о запусках стратегических неядерных средств.
Если после вступления в силу нового Договора по СНВ президент решит, что развертывание обычных боеголовок на МБР или БРПЛ потребуется на уровнях, которые не укладываются в пределы договорных ограничений при условии обеспечения достаточности ядерной триады США, то ему вменяется в обязанность немедленно проконсультироваться с сенатом относительно причин для таких выводов.
Участники форума в целом с пониманием отнеслись к настороженности РФ по проблеме идентификации обычных стратегических огневых систем по отношению к ядерным вооружениям и выразили надежду на ее разрешение путем согласования содержания и объема обмена договаривающимися сторонами телеметрической информации об испытательных пусках перспективных обычных стратегических средств.
До достижения подобной договоренности президенту настоятельно рекомендовано убедить комитет по международным отношениям и ВС сената, что предоставляемая для РФ телеметрическая информация включает данные, свидетельствующие, что испытываемая система не подвергается ограничениям в Договоре или предоставляется в обмен на адекватную по объему и значимости телеметрическую информацию относительно не указанной в новом Договоре или не развернутой до 5 декабря 2009 года российской системы оружия, а также то, что передача РФ такой телеметрической информации не противоречит интересам национальной безопасности Соединенных Штатов и не снижает эффективность такой системы.
Что касается ПРО, то сенат большинством голосов поддержал проводимую администрацией президента политику на развертывание эффективной национальной системы ПРО, способной обеспечить гарантированную защиту территории США от ограниченного (случайного, несанкционированного или преднамеренного) ракетного удара. Упоминание о проблематике ПРО по тексту нового Договора в положении 3 статьи V, где говорится о запрете переоборудования и использования пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет (за исключением ПУ МБР, которые были уже переоборудованы для этих целей до подписания настоящего Договора) и переоборудования (использования) ПУ противоракет для размещения в них МБР и БРПЛ, по утверждению сената, не противоречит принятому в США закону о ПРО, не ограничивает развитие программы и развертывание этой эффективной системы и не является для РФ основанием добиваться одностороннего запрета на совершенствование Соединенными Штатами их обороноспособности в этом отношении.
В сенате убеждены, что противоракетная оборона является существенным фактором для новых сдерживающих стратегий и действующей американской системе стратегического сдерживания ее будет явно недоставать. Вот почему наложение любых ограничений на совершенствование ракетной обороноспособности страны - не в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.
Учитывая обеспокоенность России наличием проблем, связанных с ПРО, сенаторы надеются, что органы исполнительной власти организуют проведение регулярных (не реже чем дважды в год) брифингов по всем противоракетным проблемам, связанным с новым Договором и расширением американо-российского диалога и сотрудничества относительно развертывания систем противоракетной обороны.
Президент должен представить сенату убедительные доказательства того, что ни в одном из пунктов этого документа не будет содержаться требование к Соединенным Штатам предоставлять Российской Федерации телеметрическую информацию о запусках ракетных средств, на которые не распространяется действие настоящего договора, в том числе перехватчиков системы ПРО, ПКО или ПСО (противоспутниковой), о выводе на орбиты ИСЗ и других средств обнаружения и перехвата космических целей с использованием первых ступеней существующего типа американских МБР и БРПЛ, а также других, не учтенных в договоре ракетных средств перехвата.
Стратегические бомбардировщики В-52Нявляются носителями КРВБ большой дальности в ядерном и неядерном оснащении
В решении сената изложены также обязательства США предпринять все необходимые усилия для продолжения программы совершенствования содержания и поддержания готовности ядерного боезапаса, модернизации научно-исследовательских и производственных мощностей ЯО в интересах обеспечения гарантий безопасного, надежного и эффективного содержания и использования национальных ядерных сил с тем, чтобы при реализации своих договорных обязательств по сокращению СНВ полностью застраховаться от политических и технических проблем, внезапно возникающих угроз национальным интересам и нарушения устойчивого функционирования системы ядерного сдерживания.
Сенат в своем решении подчеркивает, что США будут сохранять приверженность новому Договору только при условии строгого выполнения Москвой всех договорных обязательств. При этом он обязал президента ежегодно, начиная с 2012-го, не позднее 31 января представлять сенату подробный доклад за предыдущий год о ходе выполнения сторонами договорных обязательств по сокращению СНВ с убедительной аргументацией полного выполнения Российской Федерацией всех требований нового Договора или с результатами детального анализа обстоятельств и причин несоблюдения РФ договорных обязательств, выводами из оценки военно-стратегического влияния выявленных нарушений на стратегическую устойчивость и национальные интересы США и целесообразности дальнейшего существования данного Договора. В ежегодном докладе сенат ожидает также получение полной ясности относительно эффективности функционирования механизмов обеспечения прозрачности реализации нового Договора, включая результаты оценки уровня и полноценности обмена телеметрической информацией.
В рекомендациях президентской администрации еще раз уточняется, что все принятые в двусторонней консультативной комиссии поправки и изменения к Договору (за исключением лишь изменений к Протоколу, не затрагивающих договорные независимые права или обязательства) в соответствии с положением 1 статьи X должны быть представлены сенату для получения его рекомендаций и согласия на ратификацию этого документа.
При обнаружении признаков активизации действий других (кроме РФ) стран по наращиванию своих ядерных арсеналов, представляющих реальную угрозу национальным интересам США, сенат обязал президента незамедлительно приступить к всесторонним консультациям с сенатом на предмет целесообразности дальнейшего участия во вступившем в действие Договоре по СНВ.
Подчеркивая приверженность объявленным согласно статьи VI Договора о нераспространении ЯО, заключенного в Вашингтоне, Лондоне и Москве 1 июля 1968 года, обязательствам активно содействовать любым усилиям мировой общественности по вопросам всеобщего и полного ядерного разоружения, сенат призывает другие ядерные государства рассмотреть соответствующие сокращения их собственных ядерных арсеналов и призывает президента продолжить поиск соглашения по дальнейшим взаимным сокращениям ЯО до уровней, совместимых с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов и союзническими обязательствами.
Сенат потребовал от президента заверения, что после соответствующих консультаций с союзниками по НАТО, но не позднее одного года после вступления нового Договора в силу США начнут с Российской Федерацией переговоры по выработке соглашения в целях устранения диспропорции между тактическими арсеналами ядерного оружия Российской Федерации и Соединенных Штатов, повышения безопасности содержания, сохранности и снижении количества тактического ЯО под строжайшим взаимным контролем. И первое, что, по мнению сенаторов, необходимо сделать, - это сформировать механизм получения достоверной информации о количестве, местоположении, готовности и безопасности тактических ядерных средств, а также обеспечить обоюдный скрупулезный контроль за выполнением сторонами договорных обязательств.





