Если говорить предельно откровенно, другого варианта перед началом очередного двустороннего переговорного процесса между Москвой и Брюсселем не дано. Период упущенных возможностей в силу объективных и субъективных причин все-таки значителен. Ссылки на то, что у Евросоюза масса проблем во взаимотношениях с США, Китаем, Индией, Бразилией и другими странами, ничего не дают. Мы, как крупнейшая держава, несем свою долю ответственности за эффективный миропорядок. Россия отвечает за собственный вклад в него - политический, экономический, культурный, гуманитарный, за содействие в реализации позитивного ресурса ЕС, а также за формирование и обеспечение влияния солидарного, согласованного потенциала России и Евросоюза на решение вопросов международной политики. Эта комплексная ответственность для Российской Федерации в силу различных причин имеет тенденцию к возрастанию. Среди них - официально заявленные руководством страны долгосрочные приоритеты государственного строительства РФ, политически амбициозные, экономически инновационные, высокотехнологические, которые формируют совершенно иной по сравнению с концом ХХ столетия имидж и брэнд России в мире. Особое значение приобретает и системный анализ мировых процессов глобальной политики и экономики, проблем модернизации международного сообщества. Примером такого профессионально-управленческого подхода стало выступление президента Российской Федерации на XII Петербургском международном экономическом форуме в июне 2008 г. В нем еще раз была озвучена программа четырех "И" - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации. Новым, пятым элементом стал интеллект. Они символизируют российское "ноу-хау" в сфере реформ, вектор ее развития.