О национальной морской политике России

Объективно сложилось так, что российское руководство издавна от-давало приоритет развитию военного флота, видя в нем основу реше-ния проблем, связанных с интересами страны на море. Именно военно-морской флот внес основной вклад в изучение и освоение Мирового океана, развитие кораблестроения, торгового мореплавания, систем навигации, парового флота. При этом государство стимулировало стро-ительство последнего, считая его важнейшим мобилизационным резер-вом. Поэтому морская деятельность России находилась если не под прямым руководством, то всегда под непосредственным вниманием Адмиралтейств-коллегий, а затем Военно-морского министерства. В то же время процесс создания торгового флота, сосредоточение судового состава в крупных акционерных обществах, неуклонное возрастание грузооборота портов и необходимость развития береговой инфраструк-туры требовали введения системы централизованного управления сложным морским хозяйством. В связи с этим при Военно-морском министерстве в 1856 году был создан Комитет для развития торгового флота. Однако, несмотря на широкий круг проблем и вопросов, кото-рыми он занимался, его деятельность по отношению к флоту не носила директивного характера и не могла внести существенных изменений в развитие морского потенциала. Руководство морской деятельностью в определенной степени пытался принять на себя Совет по делам торгово-го мореплавания, в котором в первые годы XX века председательствовал великий князь контр-адмирал Александр Михайлович. Под его нача-лом разрабатывались мероприятия, направленные на развитие отечест-венного судоходства, судостроения и портового хозяйства. Дальней-шим шагом в совершенствовании управления морской деятельностью стало учреждение в 1902 году Главного управления торговым мореплава-нием и портами как высшего государственного органа, ответственного за коммерческий флот, а в 1905 году - Министерства торговли и промыш-ленности, в состав которого вошло и Главное управление. Совет по делам торгового мореплавания, председателем которого стал министр торгов-ли и промышленности, превратился в совещательный орган. Членами его являлись представители от министерств финансов, внутренних дел, военного, морского, юстиции, путей сообщения, главного управления земледелия и землеустройства, а также от купечества приморских горо-дов и от пароходных компаний. Подобная структура просуществовала вплоть до 1917 года.