О Болонском процессе говорят много и разное, оценивают последствия для российской системы образования иногда диаметрально. Однако необходимо отметить, что данный факт имеет место: во-первых и «де юре», и «де факто», во-вторых, как отметил Тони Блэр, «Мы сможем быть успешными, если будем меняться вместе с изменяющимся миром». Российская система высшего профессионального образования, в том числе и военного, имеет большие практические достижения, а педагогическая наука - величайшие научные труды. Но время идет, изменяется мир, изменяются запросы молодежи, повышаются квалификационные требования работодателей, расширяется сфера интеграции. В данном аспекте, упущение времени сейчас - это проблемы для молодого поколения на десятилетия. Россия - это великое суверенное государство, но, кроме того - это часть мира, часть планеты Земля. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общеевропейского пространства высшего образования. Вполне очевидно преимущество, но хотелось, чтобы реформы не начинались так, как это свойственно для России, либо разрушение всего до основания, либо полный отказ от отечественного положительного опыта и наследия предков.